Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №38 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Елена ДЗЯТКОВСКАЯ,
доктор биологических наук
Иркутск

Все в твоих руках...

Невозможно передать ученикам то, что ты сам потерял. Хорошее настроение, уверенность в себе, четкость и сосредоточенность. Как нам сохранить эти качества?

До отпуска остаются считанные дни. Можно выдохнуть и подумать наконец о себе. Увы, мы вспоминаем о своем здоровье, физическом и психологическом, лишь иногда. Так относиться к себе недопустимо, считает Елена Дзятковская, работающая в Иркутском институте повышения квалификации работников образования. Начиная работать с группой слушателей, она рассказывает им притчу:
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Один из них задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, подошел к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках».
В руках учителя не только судьба учеников, но и, прежде всего, его собственная. Тому, как разумно и бережно относиться к себе, обрести душевное равновесие, конструктивно подходить к решению своих проблем, Елена Николаевна учит педагогов уже много лет. А в следующем учебном году расскажет об этом и на страницах вкладки.

Школа порождает стрессы и для ученика, и для учителя

Сегодня учитель напоминает осажденную крепость. Он постоянно должен быть в готовности № 1, чтобы решать проблемы, которые сыплются отовсюду: от родителей, инспекторов, учеников.
Нападки на школу – это ведь стрессовый фактор не только для педагогов, но и для всего общества. Потому что почти все мы – родители, бабушки, дедушки и нас очень волнует, какое образование получит наш ребенок, как сложится его жизнь. Отчего, скажите, у многих родителей будущих первоклассников, еще и не имевших опыта взаимодействия со школой, уже существуют негативные ожидания, враждебное, вплоть до агрессивного отношение к школе? А у других включаются механизмы психологической защиты, желание спрятаться и вообще не приходить в школу, отрицать даже очевидные проблемы ребенка.
К сожалению, эти ожидания иногда оказываются вполне обоснованными: ребенок, придя в школу, теряет свою индивидуальность, не в силах противостоять бездушному механизму. А учитель как элемент этого механизма – насколько он свободен в нем?
Не случайно, по данным научно-исследовательского института медицины труда и экологии человека ВСНЦ СО РАМН, именно для педагогов типичны трудно излечиваемые неврозы, нейродермиты, сбои эндокринной системы, заболевания голосового аппарата, органов чувств. Печально шутят, что через 10 лет педагогического стажа человеку уже не задают вопроса, кем он работает, – и так видно.
Причин этому много. Прежде всего у учителя – разноплановая социальная ответственность. За что он только не отвечает! За знания и умения, воспитанность и поведение, безопасность и здоровье, бесконечную документацию, корректность методики, урок и внеурочную работу, общение с родителями, разбитое стекло, невымытый пол…
Уже никто не спорит, что сегодняшний школьник учится в условиях информационных перегрузок. А учитель?! Не успеет освоить один учебный курс, появляются очередные “инновации”. А уж если учитель работает в школе с углубленным изучением своего предмета – тут уж вообще слов нет. И горы, горы отчетности.
Информационные перегрузки учителя усугубляются частыми нервными стрессами. В конфликтологии считается, что педагогические конфликты – самые тяжелые. Их особенность – неоднозначность, неопределенность ситуации, ее непредсказуемость, многоаспектность, динамичность. Да и сами дети при ежедневном контакте выступают как сильный, систематически действующий раздражитель. Недаром шутят, что учитель – это тот, кто раньше думал, что любит детей.
У учителей быстрее, чем у других, формируются синдром профессионального сгорания и психическое пресыщение своей профессией.
Учитель не просто работает в педагогике, он живет в своей профессии. Если бухгалтер, придя с работы домой, уже не думает о ней, занимается домашними делами, то учитель – другое дело. Даже во сне продолжается «проигрывание» урока. Конечно, это сказывается на воспитании собственных детей. Характерный для учителя «синдром красного карандаша» («подчеркиваю то, с чем не согласен») отражается прежде всего на домашних, делает педагога трудным в общении: даже вне стен школы он продолжает всех учить.
Конечно, через 10–15 лет работы начинает деформироваться личность учителя. В ответ на стресс появляются защитные формы поведения – чаще всего агрессивного характера. В своих неудачах учителя начинают винить других – детей, их родителей, обстоятельства. Сужается временная перспектива собственной жизни. Снижается способность противостоять жизненным трудностям и адекватно их оценивать. Не случайно для учителей характерен низкий уровень психосоциальной адаптации! А ведь в профессиональные обязанности учителя входит задача оптимальной социальной адаптации учеников!

Чего боится учитель

В конфликтологии считается, что педагогические конфликты – самые тяжелые. Их особенность – неоднозначность, неопределенность ситуации, ее непредсказуемость, многоаспектность, динамичность

Обследуя группу учителей одного из городов Иркутской области, мы даже пришли в растерянность от того, какими высокими оказались значения шкалы лжи, скрытой в анкете! Более 80% респондентов (!) ответили неискренне – так, чтобы представить себя с лучшей стороны. Из боязни не соответствовать.
Тогда мы применили проективные методы исследования, в которых в отличие от анкетирования возможность соврать гораздо меньше. Исследования более 1000 учителей Иркутской области показали, что чувство растерянности, неуверенности в своей профессиональной работе испытывают 35% респондентов (!). У 21% отмечается состояние перенапряжения, «внутреннего крика». У 17% педагогов сформирована мотивация избегания неудач (противоположная мотивация – достижение успеха). Более чем у половины учителей снижена эмоциональная чувствительность, способность сочувствовать, сопереживать! Психика защищается, как ракушка, закрываясь от внешнего мира.
Но и это не спасает: внутреннее напряжение все равно остается, подавленные стрессы накапливаются, растет риск неврозов, психосоматических расстройств. 88% педагогов считают себя больными, причем 85% уверены, что именно профессиональная деятельность повлияла на их здоровье. 62% испытывают стресс от самого пребывания в школе. У половины учителей в стенах школы настроение ухудшается. У 40% – начинает болеть голова. Угроза нервного срыва реальна у каждого третьего педагога.
А есть и поистине страшная информация – о суицидальном риске среди педагогов. Но это тема для отдельного разговора.
В чем видят причины своего нездоровья сами учителя? Большинство считает, что это сильная загруженность работой. 12% указывают на непонимание и давление со стороны руководства. 8% – на обилие «бумажной» работы, 7% жалуются на изношенность нервной системы. И лишь 6% учителей считают, что сами недостаточно хорошо владеют навыками саморегуляции, самоорганизации, что здоровье во многом зависит от них самих.
Может быть, действительно большинство учителей умеют владеть собой? Искусственно, в лабораторных условиях мы имитировали для педагогов ситуации информационных стрессов и отслеживали изменение у них психологических и физиологических показателей. Информационный стресс характеризовался сочетанием трех факторов: ограничением времени, большим объемом информации, отсутствием права на ошибку. Оказалось, что каждый второй-третий педагог стрессонеустойчив. Под влиянием информационной перегрузки у каждого третьего учителя резко снижалась регуляция внимания, а у каждого второго – появлялись признаки выхода за пределы нормы вегетативной регуляции сердечной деятельности (тахи-, брадикардия).

Более чем у половины учителей снижена эмоциональная чувствительность, способность сочувствовать, сопереживать! Психика защищается, как ракушка, закрываясь от внешнего мира

Попробуйте и вы определить свою устойчивость к информационному стрессу (Межведомственный координационный совет по образованию и здоровью при администрации Иркутской области включил этот тест в региональный компонент мониторинга физического здоровья школьников).
1. Выполняется корректурный тест (зачеркивание двух произвольно выбранных букв) без лимита времени, спокойно, без акцентирования внимания на качество работы. По окончании теста подсчитывается частота сердечных сокращений в минуту. Подсчитывается число ошибок (не зачеркнуты нужные буквы, зачеркнуты ненужные буквы, исправления).
2. Вновь выполняется корректурный тест (зачеркивание других двух букв), но в максимально быстром темпе, без права на ошибку, с высоким уровнем ответственности – представьте, что это экзамен. (Для создания ситуации информационного стресса у детей можно использовать игровой прием, например: «Проверим, кто может работать оператором в аэропорту, когда нужно быстро и очень точно выполнить ответственную работу. Например, экстренная посадка самолета. Нужно быстро и без ошибок набрать на компьютере код, шифр. Шифр такой…»). Сразу после окончания теста подсчитывается частота сердечных сокращений в минуту. Подсчитывается число ошибок (не зачеркнуты нужные буквы, зачеркнуты ненужные буквы, есть исправления).
Психологически стрессонеустойчивым считается тот, у кого на втором этапе число ошибок увеличивается на 2 и более. Высокий уровень психологической стрессонеустойчивости регистрируется при изменении числа ошибок на 5 и более.
Физиологически стрессонеустойчивым считается тот, у кого на втором этапе частота сердечных сокращений изменяется (в любую сторону) более чем на 20%. Высокий уровень физиологической стрессонеустойчивости регистрируется при изменении частоты сердечных сокращений более чем на 35%.
Наше здоровье зависит от саморегуляции

Человек остается здоровым не потому, что все органы и системы у него работают идеально. Такого вообще быть не может

Между тем большинство преподавателей все же считают, что вполне владеют механизмами саморегуляции. Парадоксально. Что же они понимают тогда под саморегуляцией? Выяснилось: умение владеть дисциплиной в классе, подавлять свои эмоции и не показывать окружающим свое настроение (!). То есть «проглатывание» стрессовой бомбы.
Но так ли важны для здоровья умения саморегуляции? Заместитель директора по науке Института педиатрии и репродукции человека профессор медицины Владимир Долгих считает:
– Человек остается здоровым не потому, что все органы у него работают идеально. Такого вообще быть не может. Человек здоров, если у него хорошо работают главные системы регуляций: нервно-психическая, эндокринная и иммунная. Регуляция в живой природе – это всегда саморегуляция. Не изобретено еще искусственной системы, которая могла бы выполнить это за человека. Саморегуляция – процесс непрерывный и противоречивый. Ежесекундно идет противопоставление двух тенденций: развертывания заболевания (патогенез, реализация стресса) и его преодоления (саногенез, лимитирование стресса). От того, какие силы победят, зависит, здоров человек сейчас или нет. Таким образом, человек здоров не потому, что живет в тепличных условиях, а потому, что сильны его механизмы стресс-лимитирования, самокомпенсации, о которых писал 100 лет назад Л.С.Выготский.
Эти механизмы работают на разных уровнях: биохимическом, физиологическом, психическом, социокультурном (нравственность, совесть, этнокультурные архетипы поведения) – и, безусловно, могут регулироваться самим человеком через его образ жизни, знания, отношения. Отсюда и резерв повышения здоровья не только с помощью таблеток, но и педагогическими средствами.

Тому, как грамотно и бережно относиться к своему здоровью, мы надеемся посвятить наши следующие беседы. Нам, специалистам Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, Института педиатрии и репродукции человека и Иркутского института повышения квалификации работников образования, хочется поделиться с вами накопленным многолетним опытом преподавания на курсах повышения квалификации, медико-психолого-педагогического консультирования педагогов, учеников и их родителей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru