Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №38 
 

Елена КУЦЕНКО

Новые образовательные маршруты в регионах

Июнь. Время подводить итоги и строить планы на будущее. С каждым годом система повышения квалификации все больше поворачивается в сторону учителя, переориентируется c абстрактных, а то и устаревших требований на современные запросы педагогики. Не везде, конечно, и не так быстро, как хотелось бы, но идет поиск новых форм образования учителей. Причем, что очень важно, учитываются региональные особенности. Установка меняется с командно-административной: “чтобы все обязательно” – на конструктивную: “давайте проанализируем недостатки, наметим цели и возможные пути их достижения”.
Мы позвонили в несколько областных городов и спросили работников образования разного уровня, какие события в конце учебного года были для них самыми важными.

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ солнечным майским днем прохожие с изумлением наблюдали, как на крыше Кунсткамеры несколько человек едят конфеты, поют и размахивают руками. Еще удивительнее, что это были педагоги, учителя начальных классов. Там, на самом верху, у башенки, они праздновали завершение работы над проектом, который включал и собственно педагогическую работу, и повышение квалификации в новой, непривычной форме.
В 2000 году педагоги из нескольких школ, Санкт-Петербургского государственного университета и работники Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого решили сделать более интересной и содержательной и школьную жизнь учеников, и собственную педагогическую деятельность. Идея состояла в том, чтобы разработать образовательный маршрут для педагогов начальных классов: уйти от привычной и неэффективной системы повышения квалификации, сделав ее полезной, увлекательной и совместив с инновационной педагогической практикой.
Была создана творческая лаборатория. Предметом ее исследования стали традиции народов мира в образовательных программах начальной школы. Эксперимент предстоял сложный: работа разновозрастного коллектива (учителя городских и сельских школ, ученики начальных классов, коллектив школьного театра “Диалог”, родители) в необычных условиях.
Педагоги школ разделились на творческие группы, состав которых не раз менялся за эти четыре года, и выяснили, какие темы наиболее интересны их ученикам. Работники Кунсткамеры проводили для учителей подробные экскурсии, шел своеобразный диалог школы и музея: какие материалы представляют наибольший интерес, как можно использовать экспозицию музея для работы с ребятами, интегрировать “музейную” информацию в учебный материал.
Школьный театр работал по собственной программе “Ожившие экспонаты”.
Общая встреча всех участников проекта представляла собой комплексное занятие. Все группы демонстрировали свои результаты, корректировали программы, образовательные маршруты.
Один из инициаторов проекта, начальник отдела внеучебной работы Санкт-Петербургского государственного университета Марина Якушкина, отметила, что практическим результатом стало новое учебное пособие для учеников начальных классов, их родителей, учителей, музейных педагогов.
После нескольких лет сотрудничества с музеем учителя стали настоящими профессионалами в музейном деле и получили (на крыше!) удостоверения экскурсоводов-методистов. Теперь они могут бесплатно посещать любой российский музей.
А главный результат Марина Сергеевна видит в том, что за эти годы сложилась творческая группа педагогов, детей и родителей, которым интересно вместе.
Именно поэтому сразу после завершения прежнего проекта они задумали новый, который будет называться “Лица России”: создание серии короткометражных фильмов о тех, кто живет в нашей стране.

В НОВГОРОДЕ в апреле состоялся Второй Всероссийский тренинг-семинар “Районный ресурсный центр: опыт становления, проблемы и перспективы развития”. Он проходил в рамках федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды на 2001–2005 годы” Министерства образования и науки и проекта “Поколение. ru”, организованного Федерацией Интернет Образования.
Из восемнадцати регионов съехались участники семинара в Новгородский региональный центр дистанционного обучения (РЦДО).
Главным вопросом семинара стало развитие сети районных ресурсных центров. Ведь далеко не каждый учитель может регулярно приезжать в областной город, а проблемы профессионального характера возникают у педагогов чуть ли не ежедневно. Значит, небольшие консультативные центры нужно создавать на базе школ. И они уже возникают, где-то стихийно, где-то централизованно. Руководители РЦДО планируют готовить своего рода тьюторов для учителей, которые, разъехавшись по своим школам, организуют такие региональные ресурсные центры. А уже существующие обеспечат интернет-связью с коллегами из других ресурсных центров и с главным региональным центром дистанционного обучения.
Участники семинара могли познакомиться с работой ресурсного центра, расположенного в школе поселка Парфино Новгородской области.
А если вас заинтересовала деятельность РЦДО, можете зайти на его сайт: www.novgorod.rcde.ru/. Там вы обнаружите, например, дистанционный методический банк, который постоянно пополняется работами новых слушателей. Есть там и ссылки на любой из восемнадцати сайтов РЦДО. Возможно, ваша школа расположена в одном из этих регионов и у вас есть шанс в следующем учебном году освоить информационные технологии.

В АСТРАХАНИ на базе Астраханского государственного университета создается региональный центр дистанционного обучения для переподготовки и повышения квалификации педагогов области.
Инициатива исходила от губернатора, который еще в середине учебного года отдал распоряжение провести мониторинг информатизации школ региона. Результаты настораживают: 74% учителей средних школ не пользуются текстовыми редакторами; 83% – не применяют программных и технических средств презентационной графики; 80,4% – вообще никогда не выходили в Интернет. При этом 61% – считают наиболее важным для своей профессиональной деятельности повышение квалификации в сфере использования информационных технологий.
По словам доктора технических наук, заведующей кафедрой информационных систем Астраханского государственного университета Ирины Петровой, учебный центр откроется в первый день нового учебного года. Система дистанционного обучения будет развернута в пяти районных представительствах университета и четырнадцати центрах общественного доступа в Интернет. Кроме того, администрация области планирует помочь учителям купить персональные компьютеры. Для этого будет создана система целевого льготного кредитования педагогов области.
Кафедра информационных систем университета разработала программу, позволяющую новичку осваивать компьютер постепенно, пошагово.
После этого можно будет проходить привычные курсы повышения квалификации, не выходя из дома. Вот только для сдачи итоговой “контрольной работы” и получения удостоверения придется съездить в Астрахань.
Жаль только, что с приходом новых технологий содержание послевузовского образования учителей практически не расширится. Математик сможет пройти курсы только по математике, историк – по истории. А выбрать курс по психологии или педагогике предметник не сможет. Хочешь изучать психологию – придется платить из своего кармана, как за второе образование. Впрочем, человек, имеющий собственный компьютер и умеющий с ним обращаться, всегда найдет необходимые материалы в Интернете (а не имеющий и не умеющий – в нашей вкладке).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru