Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Школьники об истории – со страстью и любовью

Человек в истории. Россия – XX век. Сборник работ победителей.
Сост. И.Л.Щербакова,
Б.А.Рогинский. Вып. 4.
М.: Международное общество
“Мемориал” – Изд-во “Звенья”, 2004

Это четвертый выпуск работ победителей исторических исследовательских работ старшеклассников. Название конкурса повторено в названии книги. Как отмечает в предисловии председатель оргкомитета конкурса, организованного “Мемориалом”, Ирина Щербакова, “только кажется, что это легко – прыгнуть ненадолго в “исторический” поезд, послушать попутчика и записать его рассказ. Почти 3000 работ, которые и явились основой этого сборника, свидетельствуют об обратном: путешествие по российской истории XX века – очень тяжелое и небезопасное занятие”. Тем более что все жизненные истории надо уложить в объем обычного школьного сочинения. Работы победителей посвящены не парадным, а бытовым, зачастую трагическим сюжетам, ибо мало какую российскую семью в XX веке миновали войны, голод, репрессии и просто житейские тяготы. Результаты конкурса доказывают, что в наших школах, особенно в провинции, еще немало учащихся, увлеченных родной историей. Первую премию получили Алексей Борзаков, Любовь Зарудная и Сергей Подлесных из села Новый Курлак Воронежской области за “Портрет на фоне событий местного значения” (о непростой судьбе сельского священника в первой четверти прошлого века), Алексей Евстратов из Борисоглебска Воронежской области за работу “Следы еврейской общины в Борисоглебске”, брянский школьник Андрей Поляков за “Последнего героя забытой войны” (речь идет о боях на Хасане), житель Челябинска Денис Степанов, написавший микроисследование “Донос как способ взаимоотношений человека с властью”, и казанская школьница Ильсия Шакурова “Шакур Рахимов – король конокрадов?” – о татарском “Робин Гуде” 1920-х годов. Все эти работы наряду с лучшими трудами, удостоенными второй и третьей премии, представлены в сборнике. Интересен вывод И.Шакуровой о своем герое: «Силой своего авторитета Шакур решал многие спорные вопросы, помогал бедным. То, что при его жизни в окрестностях не оставалось невспаханных, незасеянных полей, означало, что люди не голодали. Он обеспечивал всех посевным зерном, лошадьми. Его можно даже назвать своеобразным “деревенским головой”». Сохраняется романтическое очарование, тем что крови на Шакуре не было, да и других насильственных преступлений он не совершал. Хотя в работе и сделана оговорка, что делать конокрада Робин Гудом все же не стоит, но и расстреливать его, как сделала это советская власть в 1926 году, ни в коем случае не следовало. В послесловии Борис Рогинский справедливо подчеркивает: “Центральная тема сборника – свои и чужие, распадение семей, деревень, городов, их воссоединение, ненависть и взаимопомощь… но слова “толерантность и нетерпимость не употреблены ни разу… Авторы чувствуют: там, где речь идет об оскорблениях и страхе на всю жизнь… о людоедстве, о потери себя, о последних записях солдата перед атакой, об увиденных впервые в жизни протоколах привидения приговора в исполнение, – нужно искать свои слова””. Но есть в сборнике и истории с хеппи-эндом. Например, судьба советского немца Георгия Васильевича Шуберта в сочинении братской школьницы Дины Ахуновой. Ее герой смог приспособиться к жизни, пройдя через лагерь и ссылку, но не уронив своего достоинства. Есть оптимистические строчки и в сочинении Александра Колгана из деревни Стрельна Калужской области: “И все же радует, что крестьянин выжил, что не удалось до конца задавить его хозяйственную инициативу”. Но есть и высоко трагичные работы. В этом плане замечателен дневник лейтенанта Юрия Никифорова, владимирца, сына репрессированных родителей, погибшего в феврале 1944 года, опубликованный и прокомментированный его земляком Максимом Егоровым. Вот что писал Никифоров в новогоднюю ночь 1944 года, не зная, разумеется, что это последний год его жизни: “Прошедший год был счастливым для меня: я встретил семью, встретил любимых родителей, с которыми разлучился более трех лет назад, более двух месяцев побывал дома и рад их хорошей жизни… Через 10 часов наступает новый 1944 год! Буду надеяться, он принесет счастье всей нашей семье!”
Наверное, подобные исторические сочинения-исследования на свободную тему не только могут стать источником ценных, в том числе архивных, материалов и интервью живых очевидцев, великих и малых исторических событий, но и побудят учащихся глубже изучать отечественную историю, оживят интерес к ней.

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru