УЧЕБНИКИ
Проблемы детей с различными
нарушениями здоровья
Был слеп Гомер
И глух Бетховен,
И Демосфен косноязык.
Но кто тягаться с ними ровен?
Кто к музам, как они,
Привык?
Д.Кедрин
"Растить, воспитывать и учить детей в
тех условиях, в которых мы сейчас живем, –
неимоверно трудная задача и для родителей, и для
школы”. Эта фраза, сказанная одним из участников
теледискуссии по проблемам современного
школьного образования, вызвала бурное одобрение
присутствовавших на ней зрителей. А я, смотря эту
передачу по телевизору, подумал: “Насколько же
сложнее эта задача и для родителей, и для школы,
если дети не являются в полной мере здоровыми”.
К сожалению, проблемам детей с различными
нарушениями здоровья, детей-инвалидов у нас
никогда не уделялось должного внимания.
Сложилось так, что если ребенок имел какие-либо
серьезные нарушения здоровья или физические
недостатки, то это автоматически предопределяло
для него получение неполноценного образования
(из-за сложностей обучения) и в последующем –
занятие какой-либо низкоквалифицированной
работой. Бывает и так, что дети с ограниченными
физическими возможностями вообще исключаются из
социальной жизни. В таком случае их удел –
пожизненное прозябание на нищенской пенсии. Они
поневоле становятся обузой и для своих близких, и
для всего общества.
Такой подход к судьбам детей-инвалидов не может
считаться правильным хотя бы потому, что мировая
история знает немало выдающихся деятелей науки и
искусства, политиков и предпринимателей, бывших
инвалидами, причем некоторые из них – с детских
лет. И это вполне понятно: быть инвалидом вовсе не
означает быть умственно отсталым или психически
нездоровым. Успехов же в своей деятельности они
достигли благодаря тому, что не подвергались
“дискриминации по физическим признакам”. Они
учились и работали как нормальные люди среди
нормальных людей, и, главное, им помогали. Т.е.
проявляли к ним сострадание и милосердие –
великие нравственные понятия, выработанные
человечеством еще на заре своего возникновения.
Поэтому, если мы хотим видеть в детях-инвалидах
будущих полноценных в социальном плане членов
нашего общества, им необходимо помогать;
создавать для них в школе такие условия, при
которых они не чувствовали бы своей ущербности,
нормально учились и видели ясные перспективы
своей будущей взрослой жизни.
В одной из таких недавно открывшихся школ
Западного административного округа г. Москвы
(школа № 542) учится и моя дочь Лена. Признаться, я
был приятно удивлен уже при первом посещении
школы, сдавая документы дочери. Хотя школа еще не
была открыта, учебные классы и кабинеты,
сверкавшие свежей краской, были полностью
укомплектованы всем необходимым, включая и
компьютерную технику. “Кажется, что все
трудности начального периода у вас уже позади, –
сказал я тогда директору Веронике Федоровне
Бурмакиной. Ее ответ сводился к тому, что от всех
трудностей и проблем никогда не избавишься, но к
приему учеников школа действительно полностью
готова. “Проблемы, конечно, есть и будут, –
продолжала она, – но я уверена, что мы их решим.
Проблемы становятся неразрешимыми, если не
получаешь поддержки и помощи в их преодолении. Мы
же всегда встречаем полное понимание и в
префектуре, и в управлении образования Западного
округа, которое возглавляет Валентина
Александровна Бадил – педагог с громадным
опытом работы в школе”.
Вероника Федоровна была, конечно, права: без
понимания проблем школ для детей-инвалидов
чиновниками всех уровней они вообще вряд ли бы
появились. Но следует отметить и роль самого
директора в становлении новой школы. Вероника
Федоровна, несмотря на свою молодость, считается
опытным школьным работником. За ее плечами
десять лет преподавательской деятельности, она
почетный работник образования, лауреат
многочисленных премий и конкурсов. Без ее
энергии и настойчивости в решении массы
повседневно возникавших проблем новая школа
вряд ли могла бы так быстро встать на ноги.
Безусловная заслуга директора – формирование
коллектива опытных педагогов-единомышленников.
“Как нам повезло с этой школой”, – неоднократно
слышал я от родителей учеников. И в этом я с ними
полностью согласен. Когда я как-то спросил свою
дочь, почему она так много времени проводит в
школе, она ответила: “Мне там интересно”. Что
может быть выше этой оценки труда школьных
педагогов – Натальи Геннадьевны Старосельской,
Нели Васильевны Харитоновой, Германа
Константиновича Вдовина, Галины Евгеньевны
Кузиной, Елены Юрьевны Балашовой и других,
перечислить которых здесь просто нет
возможности. “Мы прекрасно понимаем, какие дети
пришли в нашу школу, – говорила мне завуч по
учебно-воспитательной работе Анна Леоновна
Калантарова, – и делаем все, чтобы они
избавлялись от комплекса неполноценности,
которым страдают многие из них, стремились бы
раскрыть свои скрытые творческие способности. А
этих целей невозможно достичь без установления в
школе атмосферы добра и милосердия. За многие
годы работы в самых различных школах я пришла к
выводу, что ученики, имеющие физические
недостатки, зачастую проявляют большую
целеустремленность и упорство в учебе, нежели их
абсолютно здоровые сверстники. У большинства
наших учеников прекрасные задатки, развить
которые – главная задача наших педагогов”.
И последнее, что хотелось бы мне сказать. Однажды
Катя, подруга дочери, пригласила ее на школьный
праздник. Возвратившись домой, дочь сказала:
“Праздник хороший, но мы устраиваем у себя не
хуже. Я пригласила Катю на наш праздник”. Через
некоторое время я спросил: “Как ваш праздник?”
Ответ дочери обескуражил: “Праздник был, но Катю
я с собой не взяла”. А причина заключалась в том,
что дочь не хотела, чтобы Катя прочитала школьную
вывеску: “Средняя общеобразовательная школа №
542 (для больных детей и инвалидов)”.
Какой же надо обладать душевной глухотой, чтобы
не заметить, что такой вызывающе оскорбительный
текст вывески психологически травмирует детей,
вынужденных каждый день получать напоминание о
своих недостатках. Когда я высказал свое
возмущение Веронике Федоровне, она сказала: “Вы
не первый, кто обращает внимание на это. Надеюсь,
вопрос разрешится в ближайшее время”. Надеется и
дочь, что сможет вскоре пригласить подругу в свою
школу под новой вывеской “Средняя
общеобразовательная школа № 542” без всяких
пояснений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|