РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Семейное чтение
ЛИ ХАЙЖУЙ, ФЭН ЛИНЪЮЙ,
ШИ ВЭЙМИНЬ.
КИТАЙ.
Знакомство с древней культурой. Сост.
Н.Х.Ахметшин. – М.: Вече, 2004 (Исторический
путеводитель)
Можно ли путешествовать по Китаю, не выходя из
дома? Конечно, можно, если в руках не
туристический, а исторический путеводитель,
подготовленный на основе двух книг, изданных
недавно в Пекине на русском языке: «Путешествие
по Китаю – дело вполне осуществимое» и «Очерки
по культуре Китая».
Много интересного можно узнать, прочитав главы
об истоках китайской цивилизации, о традициях,
обычаях, образе жизни великого народа. Например,
в очерке «Шелк, вино, чай и фарфор»
рассказывается об истории и современном
состоянии шелкоткачества, традиционной одежде,
способах приготовления пищи, об изысканных
процедурах чаепития и винопития. «Выпейте, мой
господин, еще бокал; к западу от Янгуаня уже не
встретишь земляка», – писал древний китайский
поэт.
Очерк «Архитектура» посвящен китайским
дворцовым, культовым, садово-парковым и жилым
постройкам, отличительной особенностью которых
с самых древних времен является преобладание
деревянных конструкций и ансамблево-группового
принципа строительства. Поэтому единичные
здания в Китае всегда уступали по размерам и
грандиозности западным архитектурным
памятникам – масштабность достигалась в Китае
сооружением больших ансамблей.
В Поднебесной на протяжении трех тысячелетий
сменилось множество династий и правителей, но
политические перемены не приводили к перерыву в
развитии художественного и литературного
творчества. В отличие от западных поэтов в
произведениях древнекитайских поэтов меньше
экспрессии, они более сдержанны в выражении
эмоций, китайские поэты предпочитают
иносказательную форму, намеки. Эта манера
отличает не только поэзию, но и другие виды
искусства, например, живопись, которой присуща
размытая перспектива и нарочитое оставление на
полотне незаполненного пространства.
В очерке «Учения и религии» отмечено, что тяжкие
периоды китайской истории, известные под
названием «Весна и осень» и «Воюющие царства»,
были и весьма плодотворными для развития
китайской философской и политической мысли.
Наиболее влиятельным и до наших дней в Китае
является учение Конфуция, в котором мир
представляется подобием детской карусели, после
каждого оборота приводящей себя на прежнее
место. Конфуцианство – прагматичное учение,
главное в нем не просто человек, а человек
общественный. Уздою и шорами для человека в его
следовании на правильном пути и одновременно
источником радости для того, кто осознал их
необходимость, служили установления – «Ли». «Ли»
– это этикет, ритуал, обрядность, церемонии, но
шире их: «Ли» для китайца начертано с большой
буквы.
Запреты и предписания в конфуцианстве
излагаются в форме притчей, бесед Учителя с
учениками и прохожими:
«Учитель сказал:
– Когда нужно говорить и не говорят, теряют
людей. Когда не нужно говорить и говорят, теряют
слова. Мудрый – не теряет людей, не теряет слов.
Цзы Чжан спросил у Конфуция:
– Как можно правильно осуществить управление
государством?
Учитель ответил:
– Если чтить «пять красот» и устранить «четыре
зла».
Цзы Чжан сказал:
– А что такое «пять красот»?
Учитель ответил:
– Когда достойный муж добр, но нерасточителен;
когда он заставляет других трудиться, но на него
за это не злобствуют; когда он имеет желания, но
при этом не жаден; когда он имеет в себе все, но у
него нет гордыни; когда он исполнен силы, но не
свиреп.
Цзы Чжан спросил:
– А что такое «четыре зла»?
Учитель ответил:
– Не наставлять, а убивать; это значит – быть
угнетателем. Не удерживать, а
попустительствовать; это значит – быть
распущенным. Не давать указаний, а потом
подгонять; это значит – быть разбойником. Давать
меньше, чем нужно, а брать больше, чем нужно; это
значит – быть представителем власти».
В Китае социальная этика всегда играла гораздо
большую роль, чем мистические абстракции и
индивидуалистические поиски спасения. Семья, по
Конфуцию, – это малое государство, а государство
– это большая семья, и уважение предков, как
мертвых, так и живых, – первейшая обязанность
китайца, универсальная и всеобщая норма
поведения. В учении о сыновней почтительности,
разработанном Конфуцием, даже если отец
недобродетелен, почтительный сын обязан лишь
смиренно увещевать родителя, просить его
вернуться на стезю добродетели. В Китае по закону
сын не смел свидетельствовать против отца.
Конфуций говорил, что «прямота и честность не в
том, чтобы предать отца, а в том, чтобы покрыть
его, даже если он украл барана». В его книге «24
примера сяо» представлены образцы сыновней
почтительности, среди которых притча о
восьмилетнем мальчике, который в летние ночи не
отгонял от себя комаров: пусть они жалят его, а не
родителей…
В очерках о современной жизни в Китае
рассказывается об уникальном феномене –
параллельном существовании наряду с западной и
традиционной китайской медицины, о фитотерапии и
иглотерапии, насчитывающих около четырех тысяч
лет.
Заканчивается книга рассказом о календарных и
семейных праздниках, символике, приметах в
современном Китае: «В праздники по традиции
китайцы развешивают красочные фонари,
устраивают танцы львов и драконов, но
современные китайцы наряду с кисточкой
пользуются персональным компьютером, наряду с
чаем пьют и кофе, а в качестве столовых приборов
используют не только палочки».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|