Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Франция – «за» и «против» реформ

Дебаты о будущем французской школы раскололи общество на два лагеря

Весь год “Образовательный меридиан” следил за ходом французских общенациональных дебатов о будущем школы. С сентября 2003 года проблемы реформы образования обсуждались в стране на многочисленных собраниях (более 26 тысяч), на специально созданном интернет-сайте, который посетили 400 тысяч граждан, оставив 50 тысяч сообщений. Всего более полутора миллионов французов приняли участие в дискуссии о том, как и чему учить молодое поколение.

“Неча на зеркало пенять”

500 000 человек – не вся страна и даже не половина ее. Это люди, которые реально готовы что-то делать ради своих детей. Почти половина из них – родители (37%), половина – педагоги (46%), а также более 100 тысяч подростков высказали свою позицию.
Чем же закончилось столь грандиозное мероприятие? Комиссия по дебатам выпустила книгу в 600 страниц, названную «Зеркало дебатов». При обсуждении проблем образования Франция разделилась на два лагеря. В одном – учителя, ученики, родители. В другом – начальники всех уровней – от директора школы до министра образования. Показательная расстановка сил. В нашей стране реформа образования разделила педагогическую общественность примерно таким же образом. Разве что директора школ – с учителями и родителями, а не с начальством. Но во Франции у педагогов и учеников больше возможностей повлиять на ход событий. Их готовы слушать, учитывать их мнения.

Как, сколько и почему

В хаосе мнений “Зеркало” выделило четыре основные идеи.
Первая: школа должна прежде всего научить детей ценить знания, культуру, а не только дать определенный объем информации. Не случайно среди 22 обсуждаемых вопросов самым популярным оказался “Как заинтересовать детей?”. Не программа, не стандарт и даже не переход из средней школы в высшую… Граждан волнует: как бороться с подростковой агрессией? как помочь стать успешными всем детям? как включить в образовательный процесс родителей?
Вторая идея: школа должна не только учить, но и воспитывать детей, формировать у них навыки цивилизованного общения. И прежде всего уважения к другому, не похожему на тебя, а значит, уважения к самому себе.
Правда, французы считают, что в деле воспитания школа не должна выходить на первый план. Главная ответственность лежит на семье. Если же родители не могут, не хотят заниматься своими детьми, школа образовавшуюся пустоту не заполнит. «Хватит валить на школу все социальные, психологические и экономические проблемы страны», – сказали педагоги, родители, ученики. Только администраторы уверены, что школа может успешно заменить ребенку семью.
Третья идея логически связана с предыдущей. Школьные успехи ребенка зависят не только от учителей, но и от родителей. Это значит, что родители должны повернуться лицом к школе, а школа, в свою очередь, должна открыть перед ними все двери.
И последнее. Программы перегружены, у детей нет свободного времени, считают французы. Школа не должна поглощать всю жизнь ребенка, загонять его в замкнутый круг заданий, уроков, контрольных.
Как должны быть устроены классы? Нужно ли разделять детей по уровню возможностей, или в одном классе должны учиться самые разные ребята? Большая часть родителей и учеников считают, что лучше учиться с равными по силе. А педагоги и администраторы выступают единым фронтом – против разделения детей на умных и глупых, гуманитариев и математиков. Им кажется, что именно в среде не похожих друг на друга сверстников могут полнее раскрыться возможности и таланты каждого ребенка. Наверное, в России соотношение сил было бы прямо противоположным.
Похожая картина сложилась и при обсуждении проблемы второгодников. Родители и дети (80% из них) убеждены, что прохождение повторного курса в случае неуспеваемости – благо. Даже педагоги (65%) согласны с ними. И только школьные директора категорически против. Вероятно, они нагляделись на бессмысленные страдания второгодников.
Единственный вопрос, при котором вся страна слилась в едином порыве, – это использование мультимедийных средств в школе. Все единодушно – «за»!
Одним из важнейших итогов дебатов можно считать вывод, сделанный на собрании обычного лицея. “У школы нет и не может быть каких-то своих ценностей и целей. Их определяет народ”. Тогда каждая страна будет иметь ту школу, которую заслуживает.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru