КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Хотите участвовать в кастинге?
Попробуйте, но выберут не вас
Поскольку слово явно нерусское,
посмотрим в словаре, что оно точно и безусловно
означает. Словарь иностранных слов ничего нам не
предлагает. Видимо, составители сочли кастинг
совсем обрусевшим, а вот англо-русский дает
девять вариантов. Из них четвертый – самый
знакомый: «театр, кино – распределение ролей,
подбор актеров». Зачем же и не говорить по-русски?
Но не говорим же мы про лампочку «60 свечей» или
про муку «два пуда». Слово прижилось, вошло в
обиход. Может, потому что короче, энергичнее,
пожалуй, и более емкое: включает в себя и подбор, и
распределение.
Подготовительный период к съемкам фильма, а по
нынешним временам едва ли не чаще – телесериала,
начинается с кастинга. Даже если действующих лиц
немного, приходят десятки исполнителей. В
большинстве случаев их вызывают ассистенты
режиссера по актерам. Почти у всех ассистентов –
собственные картотеки, но всё же они обращаются и
в актерские агентства. Непременно в большие,
студийные, нередко и в менее крупные, созданные
при фирмах или работающие самостоятельно.
Организация этого дела производит сильное
впечатление. Множество полок, на каждой –
множество папок, в папках – множество
фотографий. Спрашиваешь, например: мужчины от 25
до 30 или женщины с какого-то года до какого-то – и
получаешь папку, а то и несколько.
Это первый тур отбора, очень похожий на
вступительные экзамены или на любой конкурс по
замещению вакантных должностей. Почти все
встречались с таким испытанием в реальной жизни,
многие видели в кино, которое не могло, конечно,
пройти мимо столь конфликтного и выразительного
сюжета. Из отечественных фильмов можно
припомнить широко известный «Карнавал», где
Муравьеву не принимают в театральный вуз, в
какой-то степени – «Приходите завтра», где
Савинова поступает в Консерваторию, и наверняка
еще не одну картину. Зарубежное кино дало
знаменитые образцы кастинга: «Кармен» Карлоса
Сауры, «Весь этот джаз» Боба Фосса, «Кордебалет»
Ричарда Аттенборо. Классическим же воплощением
кастинга на экране, наверное, были две
итальянские картины – «Самая красивая» Лукино
Висконти, где режиссер Блазетти выбирает девочку
на роль в своем фильме, и «Рим, 11 часов» Джузеппе
Де Сантиса, где на должность машинистки
претендуют сотни женщин, отчаянного натиска
которых не выдерживает лестница.
Что же происходит в наши дни при изобилии
телесериалов и увеличивающемся с каждым годом
количестве картин? При том, что несть числа
папкам с фотографиями мужчин и женщин всех
возрастов, характеров, внешних данных и прочее?
Почему из фильма в фильм, из сериала в сериал
переходят одни и те же актеры? Почему так
очевидно небережно относятся к исполнителям
авторы?
Интересное противоречие получается. С одной
стороны, продюсеры и режиссеры ориентируются на
рейтинги, то есть на показатели зрительских
предпочтений, стараясь таким образом и зрителям
угодить, и свою прибыль обеспечить; с другой
стороны, больше всего нареканий наряду с
жестокостью вызывает как раз мелькание знакомых
лиц.
Казалось бы, решение простое и ответ лежит на
поверхности. Решение: прекратить эксплуатацию
наработанных репутаций. Ответ: дать себе труд
озаботиться поисками новых талантов. В конце
концов, открыть звезду почтеннее, чем навести
окуляр на уже и так сверкающую. Но дело в том, что
простоты в приглашении актеров на роли в
современных проектах совершенно нет.
Выйдите на улицу, спуститесь в метро, сядьте в
трамвай или автобус – вы увидите разных людей, а
вот на кастинг приходят не то чтобы все
совершенно одинаковые, но уж очень похожие друг
на друга. Кого тут упрекать? Вероятно, приемные
комиссии творческих вузов. «Чудикам», то есть
ярким индивидуальностям, попасть туда, наверное,
трудно. Потому и раз найденные Хабенский или
Горобченко снимаются безостановочно. Бросается
в глаза и то, что однажды сверкнувшую звезду
нещадно заставляют (в том случае, когда это не
делает сам актер) усиливать дыхание, форсировать
движение, иными словами, наигрывать, «звездить».
Вред, наносимый актеру и зрителю такой
эксплуатацией, рано или поздно скажется
непременно.
Дело еще и в сроках, укороченных до необходимости
закрывать глаза на явную приблизительность, если
не ошибочность, решений, в том числе и задачи
скрупулезного и внимательного подбора актеров и
распределения ролей.
Нельзя не сказать и о качестве предлагаемого
материала. Предстоящий год будет годом военной
тематики. Телеканалы планируют выпуск десятков
сериалов. Уже сейчас видно, что нас ожидает много
повторов, перепевов, пересказов давно написанных
книг и воспоминаний, да даже и тех не прочитанных
или не написанных раньше, которые не превосходят
уже известные ни по изложению событий, ни по
осмыслению фактов.
В этих работах примут участие актеры постарше
(генералы, старшины, оставленные дома родители),
среднего возраста (майоры и начальники цехов
работающих в тылу для фронта заводов) и молодые
(солдаты и лейтенанты). Все они, особенно, к чести
их будь сказано, молодые, говорят об интересе к
теме и желании сниматься. Кастинг во многих
случаях показывает их старательность, но не
более. Те неизвестные, которых ищут и находят,
из-за отсутствия актерского опыта многого не
умеют, а в известных зрители все равно увидят
героев наших дней.
В общем, проблема выбора актеров и распределения
ролей пока остается проблемой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|