ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ЛИНИЯ ЖИЗНИ
Дмитрий ШЕВАРОВ
Кимры,
Тверская область
Место спасения
В Кимрах многим знаком бревенчатый
домик на тихой улице неподалеку от
Спасо-Преображенского собора. Здесь на втором
этаже живет с семьей отец АНДРЕЙ. Сюда приходят
со своей бедой матери и бабушки тех, чью жизнь
изломали наркотики.
…Милостиве, запрети болезни, отстави
всю страсть и весь недуг, утоли зиму и огнь и
простри крепкую Твою руку…
Из молитвы от недуга наркомании
Недавно сюда же приезжал
генерал, начальник управления Госкомитета по
наркоконтролю Центрального федерального округа,
чтобы вручить отцу Андрею (в миру Андрею
Леонидовичу Лазареву) почетную грамоту «за
личный вклад и активную деятельность по
пресечению распространения наркотических
средств».
Генералы приезжают и уезжают, а отец Андрей
вместе с горсткой своих единомышленников
остается наедине с бедой. Пять лет назад отец
Андрей был первым, кто бросил вызов кимрской
наркомафии. Все эти годы он открыто обвиняет
власти в коррупции, выступает на митингах, идет в
школы на родительские собрания, ищет в Москве
управу на преступников, с удивительным мужеством
переносит угрозы и поношения. В октябре прошлого
года группа неизвестных вооруженных людей
пыталась похитить священника, когда он садился в
электричку. Сбежавшийся народ отбил и защитил
батюшку.
Сегодня город, еще несколько лет назад покорно
сдавшийся на милость наркодилеров, потихоньку
возвращается к жизни. Отцу Андрею удалось
привлечь внимание к ситуации в Тверской области
администрации президента, депутатов разных
уровней, журналистов центральных газет и
телеканалов. Ушел и попал под суд бывший
губернатор. К руководству в областной и
городской милиции пришли новые люди. И главное,
сами кимряки поверили, что катастрофу можно
остановить. В городе появилась сильная и
авторитетная общественная организация –
комитет «За нравственное возрождение
Отечества».
По благословению Владыки Виктора, архиепископа
Тверского и Кашинского, отец Андрей занимается
теперь вопросами профилактики наркомании в
масштабах всей епархии. Неподалеку от Кимр, в
деревне Николо Ям, создается первая в Тверской
области православная община для реабилитации
наркозависимых. Она будет филиалом Московского
душепопечительского центра имени святого
праведного Иоанна Кронштадтского.
Я приехал к отцу Андрею со словами поддержки и
благодарности от редакции и читателей.
– …Спасибо всем, кто не остается равнодушным к
бедам Отечества.
– Отец Андрей, когда вы впервые вышли с
проповедью за ограду храма – это был порыв души?
– Я исполнял лишь свой долг. Ничего в этом
особенного нет. Вся наша жизнь должна быть
проповедью.
– Но ведь священник не может отвечать за то,
что происходит за церковными стенами. Это, как
говорится, не его епархия…
– Можно найти разные слова, чтобы оправдать
свое бездействие.
– И вы не чувствовали себя Дон Кихотом?
– Вовсе нет. Ведь беда стучалась в окна.
Буквально вот в наши с матушкой окна. Мимо нашего
дома дети ходят в школу, и вот они шли утром –
кололись, шли из школы – кололись. Шприцы кругом
валялись. Героин продавался в городе в трех
местах. Невозможно было затвориться и продолжать
жить так, как будто ничего особенного не
происходит.
– Власти именно так по-прежнему и считают,
заявляя, что вы «нагнетаете обстановку»…
– Нашему городу и самой Тверской области
очень не повезло с руководителями. Если
бессовестные люди у власти, происходят самые
страшные вещи, потому что бессовестный человек
все меряет деньгами. Результаты правления
губернатора Платова печальны. Вот обанкротились
у нас последние два градообразующих предприятия
– деревообрабатывающий и машиностроительный,
тысячи людей остаются без работы. Знаменитое
обувное производство еле-еле дышит. При этом
полное духовное запустение.
– Наши руководители часто намекают, а то и
прямо говорят людям: вы сами виноваты в своей
бедности, в своих болезнях и несчастьях, мы тут ни
при чем…
– Нет, от власти очень много зависит. Наш
народ – он как дитя, доверчивое дитя, которое
можно повести куда угодно. Можно повести на
подвиг, а можно столкнуть в самые страшные грехи.
Можно в ад привести сразу. Доверие нашего народа
безгранично. И поэтому для меня совершенно
очевидно, что Россию губит безответственность
власти перед Богом, перед народом, перед землей,
которую нам дал Господь.
– А земля-то какая красивая! Если с теплохода
смотреть, то как хорош городок, раскинувшийся по
двум берегам Волги… Но вот попадаешь на кимрские
улицы, и кажется, что ожесточенные бои
закончились тут минувшей ночью. Повсюду руины,
пожарища, разруха. Почти не слышно детских
голосов…
– В прошлом году в Кимрском районе на одного
родившегося ребеночка пришлось 24 умерших. С 1992
года население Кимр уменьшилось почти на девять
тысяч человек. Ежедневно только в Кимрах
продается килограмм героина. На каждого
кимрского одиннадцатиклассника приходится один
наркоторговец. В нашем маленьком городе уже пять
тысяч наркозависимых. По Тверской области их
сорок тысяч, а по стране – четыре миллиона! Что
это, если не война на уничтожение России?..
Средства этой войны новые, хитрые, подлые, их не
сразу разглядишь. И даже у многих православных
нет трезвого осознания беды.
– А директора школ, учителя? Они-то видят, что
происходит с детьми...
– Видят, конечно. Но когда мы хотим прийти в
школу и поговорить с ребятами, с родителями о
страшной опасности наркотиков, от нашей помощи
чаще всего отказываются.
– Может быть, это связано с недавней
дискуссией по поводу введения курса
православной культуры? СМИ напугали директоров,
что будут конфликты на этой почве…
– Нет, это просто гордынька, самолюбие.
«Попы придут и будут нас учить» – вот чего они
боятся. Но ведь ситуация такая, что нам пока не до
высоких материй. Когда по инициативе отдельных
учителей, наших прихожанок, я прихожу к детям, то
говорю: «Я пришел сегодня к вам говорить, к
сожалению, не о Боге, не о Церкви, не о
православии. Я пришел рассказать вам, дорогие
дети, о том, что с нами происходит…»
А чтобы вести курс православной культуры, давно
есть все законные основания, но для этого
родителям нужно собраться, принять решение,
обратиться к администрации школы… А кому это
надо? Поработал, получил денежки, купил пива,
выпил, лег на диван, покурил, включил телевизор,
забылся – и все. Как хорошо, как удобно…
– Вы, наверное, не раз слышали мнение о том,
что христианство надо снова проповедовать
нашему народу.
– Проповедовать надо прежде всего образом
собственной жизни. Народ сейчас не верит словам.
Много красивых слов было сказано в последние
годы представителями нашей Православной Церкви,
писателями, политиками… Но слова, к сожалению,
остаются словами, когда нет самоотверженного
труда, нет подвига, нет жертвы.
– Ехал тут прошлой осенью в автобусе и
слышал, что о вас говорили: «И как отец Андрей не
боится этой мафии? Страшно за батюшку. Ведь все
запуганы, никто уж и не пикнет…»
– Да, люди в страхе… Но если ты веришь –
чего тебе бояться? Даже если что-то и страшное
такое по земным понятиям Господь попустит – для
христианина это великая честь, мученичество. Я об
этом не мечтаю и не думаю, Бога не надо искушать…
Но верующему нечего бояться. Впереди – вечность,
в которую каждый из нас перейдет. И когда это
произойдет, только Богу известно.
– Когда вы готовились к священническому
служению, вам, очевидно, невозможно было и
представить себе, что уйти от мирских проблем не
удастся и придется столкнуться с самыми тяжкими
пороками общества…
– Конечно, я такого не представлял. Я уходил из
мира послужить Богу, спасти свою душу. Правда,
священником-то я не мечтал быть. Думал, буду
служить псаломщиком. В миру у меня была очень
интересная, творческая работа, но вот пришел
момент, и я оставил все, что имел.
– Как это случилось?
– Пути Господни неисповедимы. В августе 1992-го я
вернулся из загранкомандировки и перед тем, как
поехать домой, в Ярославль, заехал в Кимры, где
мой близкий друг служил священником. Настоятель
протоиерей Иоанн, царство ему небесное, устроил
меня на ночлег вот в этом доме. А на прощание
предложил мне послужить Богу. Я вернулся на
работу, съездил еще в одну командировку и написал
заявление об увольнении. В ноябре я был уже здесь.
Очевидно, вело меня то, что прадед мой был
священником. Он служил в Ивановской епархии, в
городе Пучеже. Это тоже на Волге. Вот молитвами
прадеда и моей бабушки, очень верующей, я и нашел
свое призвание. Чувствую себя на своем месте и
поэтому счастлив.
– Но ведь и у вас, наверное, бывают минуты
отчаяния и уныния…
– Некогда унывать. Хотя переживаний, конечно,
много. Но теперь мне куда легче, чем пять лет
назад. Господь посылает мне в помощники очень
интересных людей, замечательных,
самоотверженных.
– И вы не желаете другого прихода, более
благополучного, тихого?
– Сейчас нет благополучных и тихих. Мы все
на войне. Всюду тяжело, куда бы вы ни поехали.
– Нигде нельзя спастись?
– Спастись можно везде – это зависит от
вашей веры, но нет такого места, где было бы легко
и просто.
– Многие в Кимрах винят в распространении
наркотической заразы исключительно цыган, а от
вас я не услышал ни слова осуждения в их адрес.
– Это несчастный народ, который оказался
между молотом и наковальней. Для наркодельцов
цыгане наиболее удобные проводники в
распространении наркотиков. Несчастные,
зависимые, часто больные люди, без образования,
без возможности устроиться на нормальную работу
– они тоже жертвы этой войны.
– На днях в статье одного известного
политолога я прочитал: «Никакой другой борьбы с
наркотиками, кроме борьбы с одиночеством, быть не
может. И ничего с этим не сделаешь, хоть создавай
госкомитеты по наркоконтролю, хоть не создавай. И
единственное, что может сегодня восполнить
одиночество, – это Русская Православная
Церковь…»
– Эти красивые слова далеки от жизни.
Хочется спросить этого политолога: а если
человек неверующий – как Церкви спасти его от
духовного одиночества? Нет, не будем избавлять
государство от его прямых обязанностей. Комитет
по наркоконтролю должен показать свою
эффективность.
– Не кажется ли вам, что Церкви давно пора
обратиться с обличением и вразумлением напрямую
к власти?
– Да, сейчас времена такие, что невольно
вспоминаешь патриарха Ермогена, митрополита
Филиппа, наших великих святых, пострадавших за
Родину, за правду. Нам до них очень далеко. Мы
здесь пытаемся как умеем обличать, и вот наши
кимрские судьи четыре раза за последние полгода
пытались возбудить против меня уголовное дело.
Четыре раза кимрская межрайонная прокуратура
отказывала им в этом. Последнее, что они сделали,
– написали жалобу правящему архиерею. Но Владыка
меня поддержал.
– Когда искал вас зимой, зашел в вашу
маленькую воскресную школу. Вас не застал, но
увидел там таких чудесных детей. Они
музицировали на пианино и так ласково встретили
меня.
– Самое главное сейчас – показать людям, в
чем спасение, а удастся ли это нам – зависит от
того, как мы, православные, будем жить. Не как мы
будем говорить, а как будем жить.
Фото Д.ШЕВАРОВА
Православный реабилитационный центр в
деревне Николо Ям нуждается в поддержке. С
предложениями о помощи обращаться к настоятелю
Спасо-Преображенского собора протоиерею Евгению
Морковину по телефону (08236)
3-19-70. Или по адресу: 171510, Тверская область, г.
Кимры, ул. Урицкого, 65, Преображенский собор.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|