ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ИМЯ И СЛОВО
“Просто так, для истории...”
Нам никогда не узнать, как
читал свои стихи Пушкин, не услышать голоса
Достоевского… Но уже Льва Толстого – можно.
Знаменитое “Не могу молчать”, продиктованное
писателем на фонограф, неожиданно обретает еще
один смысл: слово перестало быть “великим
немым”. Звучащий человеческий голос отныне
получает равную чуду возможность пережить того,
кому принадлежал. Не прикосновение ли это к
извечной тайне бессмертия души?..
“Ведь не только гортань участвует в образовании
звука, но прежде всего душа. Даже в знакомом
человеческом голосе для меня всегда остается
что-то таинственное”, – говорил известный
звукоархивист и звукореставратор Лев Алексеевич
Шилов в публиковавшейся на страницах “ПС”
беседе с Дмитрием Шеваровым.
“…Я понял, что не будет мне покоя, пока я не
узнаю, сколько же было записей Толстого, пока не
зазвучит голос Блока, пока не соберу все старые
литературные пластинки или по крайней мере не
выясню, сколько же их было и какие граммофонные
фирмы их выпускали. Пока не узнаю:
– действительно ли существовали записи голосов
Чехова, Северянина, Набокова, Булгакова – или это
только слухи?
– почему не было записано чтение Александра
Грина?
– неужели же никогда не записывали Михаила
Зощенко?
– где пластинка Марины Цветаевой?
– существовала ли пластинка “Исповедь” Льва
Толстого?..
И еще множество вопросов вставало передо мной, и
казалось, что еще чуть-чуть, и я смогу получить
ответы хотя бы на некоторые из них.
Что-то я в конце концов узнал, что-то нет. Услышал
я и то, что, казалось, никакой надежды услышать не
было…”
А это уже из недавно вышедшей в московском
издательстве “Альдаон РУСАКИ” книги Льва
Шилова “Голоса, зазвучавшие вновь”. Книги, в
любую главу которой – как в распахнутую дверь –
можно войти наугад, свободно перемещаясь во
времени и пространстве. Можно возвращаться,
останавливаться или забегать вперед, не опасаясь
заблудиться в водовороте событий, сюжетов с
непредсказуемыми продолжениями и удивительных
встреч. Автор рядом – и оттого не важны ни
хронологическая последовательность, ни
очередность страниц и глав.
Так, окунувшись в атмосферу знаменитых вечеров в
Политехническом, знакомых многим из нас лишь по
хуциевской “Заставе Ильича”, вдруг ощутишь и
дыхание “той единственной Гражданской” –
перелистнув страницы, попадаешь в голодный
Петроград, где в Институте живого слова читает на
фонограф свои стихи Александр Блок, чьи дни уже
сочтены. Читают – будто и вправду в бессмертие –
и те, от кого после не останется даже могил:
Гумилев, Клюев, Пильняк, Мандельштам…
А потом прямо из подвальчика студии звукозаписи,
где идет реставрация фоноваликов с голосом
Толстого, можно перенестись в усадьбу Ясной
Поляны далеких дней, когда “слова, сказанные
слабым старческим голосом в раструб неуклюжего
аппарата, едва зацепившиеся за самый краешек
хрупкого воскового валика, гремели над
Российской империей”.
Вместе с автором и его верным
спутником-магнитофоном окажемся и в тарусском
домике Паустовского, у Чуковского в Переделкине,
в московских компаниях, где поет свои первые
песни Окуджава, и в “будке” Ахматовой в
Комарове.
Всех действующих лиц не перечесть (на страницах
книги множество редких фотопортретов), но нельзя
не сказать о притягательно прекрасных женщинах,
которые встретятся нам в этом путешествии по
“островам звучащего слова”. Елена Сергеевна
Булгакова и Лиля Юрьевна Брик. Новелла Матвеева,
Ольга Берггольц и Мария Петровых. Блоковская
“Кармен” – певица Любовь Дельмас и “Ты такая
простая, как все...” – Августа Миклашевская, к
которой обращены “Первый раз я запел про
любовь…” и другие нежные поэтические строки
Сергея Есенина.
И конечно же Анна Ахматова и Белла Ахмадулина.
Так что же перед нами: история звучащей
литературы, мемуары, рекомендации учителям и
учащимся?..
Подзаголовок книги “Записки
звукоархивиста-шестидесятника” представляется
немаловажным для автора, а стало быть, и для
читателей.
Кому-то само определение “шестидесятник” не по
нраву, иные от него отреклись, но из песни слов не
выкинешь – запоздалыми ухмылками не зачеркнуть
светлых, пусть и не сбывшихся надежд. Эпоха, с
поэтической точностью названная оттепелью,
сбылась уже тем, что воссоединила распавшуюся
связь времен и имен. Воскрешенные живые голоса
Блока, Маяковского, Есенина стали слышны тогда
одновременно с Окуджавой, полуразрешенная
великая Ахматова соседствовала в поэтическом
пространстве с юной Ахмадулиной, булгаковский
Мастер и солженицынский Иван Денисович
пересекались в потрясенном читательском
сознании.
Должно быть, ни в какую другую эпоху и не могло
возникнуть это “несколько странное занятие” –
звукоархивист, вобравшее в себя поиск
утраченного, восстановление найденного,
создание звуковой летописи настоящего. Больше,
чем просто профессия, – образ жизни, судьба.
Глубоко личностная авторская интонация – очень
важная, на мой взгляд, составляющая этой не
совсем обычной книги, последняя глава которой
открывается словами: “Пора прощаться, хотя и не
хочется”.
И нам не хочется…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|