Я ИДУ С УРОКА
ДИРЕКТОРСКИЕ БУДНИ
А что же с нашим разгильдяем
Славкой?
Что должно перевернуться в жизни
обыкновенного шалопая, чтобы на злосчастную
продленку он бежал сломя голову?
Одна из наших одиннадцатиклассниц
пришла с подготовительных курсов и сообщила
матери, что у нее “больше нет сил терпеть
безобразия, которые вытворяют мальчишки”.
Оказалось, что преподаватель не выдержал хамства
будущих абитуриентов и ушел с занятий. Несмотря
на деньги, которые платят за курсы родители,
грядущую армию и вообще правила приличия,
заморенные школой одиннадцатиклассники
отрываются на подготовительных курсах на полную
катушку.
Мне показалось это полной бессмыслицей, но потом
я понял, откуда ноги растут – из начальной школы.
Тип отношений
Ребенок приходит в школу учиться – это
общеизвестный факт. И пока взрослые решают
проблему, чему учить и как, дети, несмотря ни на
что, учатся. Но каждый учится своему.
Первое, что схватывает гибкое ученическое
сознание, – это тип отношений, который дарит ему
школа. Противостояние учителя и ученика зачастую
становится единственно возможным способом
существования обоих. Это противостояние имеет
как минимум три уровня: бытовой, принципиальный и
идеологический. Если идеология школьника от
возраста к возрасту меняется, проходя путь от
конкретного “я буду дальнобойщиком” до не менее
шаткого “все в этом мире относительно”, то
ученические принципы формируются в самом начале
школьной жизни и часто остаются неизменными.
Ученичество обычно представляется школой как
совокупность нормативов и правил, которым
необходимо следовать, но при этом игнорируются
внутренняя необходимость и тот человек, которым
ученик уже был до школы. Психологи так долго
носились с идеей ведущей деятельности, что
учителя в нее поверили и забыли, что кроме
деятельности есть память, воображение, мышление,
что учебная деятельность – лишь форма. Учителя
стали формалистами. А психологи, дав ложный
ориентир для педагогических усилий, стали
специальными психологами, которые призваны
исправлять то, что напортачили другие.
ГПД: на том же месте в тот же час
А что со Славкой? Он полюбил Евгению
Сергеевну, студентку третьего курса
педагогического колледжа. Будучи выпускницей
нашего девятого класса и дочерью учителя музыки,
она не порвала связь со школой и три раза в неделю
неизменно приходила в первый класс.
С явлением Евгении Сергеевны Славку как
подменили: он перестал испытывать наше терпение,
ища слабые места, и оказался центром внимания и
заботы одноклассниц. Во второй половине
школьного дня, которую часто называют
продленкой, Славка продлевал учебный день вместе
с симпатичной Евгенией Сергеевной, учась читать,
писать и считать.
Где-то в недрах министерства кто-то давно уже
придумал продлевать детский день. Это
изобретение сродни яслям, детским садам и прочим
заведениям, призванным освободить родителей от
обязанности воспитывать своих детей. Во многом в
России связь поколений порвалась из-за этих
нововведений. Если б кто-нибудь поставил себе
задачу разрушить семью и почитание родителей, он
бы не мог придумать ничего лучше, как лишить и тех
и других общения, поместив отпрысков в
резервации, а родителей отправив на
производство.
Само же словосочетание “группа продленного
дня” звучит не только странно, но и
подозрительно, даже как-то халтурно. Получается:
есть учебный день, завершенный в своей учебности,
и есть его продление, как бы растягивание. Куда
лучше звучало бы сочетание “группа продленной
жизни” – не было б отбоя от желающих попасть в
такую группу. Но, как ни странно, в ГПД детская
жизнь не продлевается, а, наоборот,
укорачивается. День продлевается, а жизнь
укорачивается – это весьма парадоксальное
явление, как и многое другое в школьной практике.
Славке же повезло. Вопрос: “А когда придет
Евгения Сергеевна?” – придавал второй половине
его учебного дня смысловую наполненность.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|