ДИАГНОЗ –
“НЕОБУЧАЕМЫЙ”...
В каждом классе – целый мир. Один
ребенок – тихий и замкнутый; другой – слишком
подвижный; третий – плаксивый, обидчивый;
четвертый – агрессивный и шумный; про пятого
трудно что-то сказать, его никогда не видно и не
слышно…
Но в массовой школе различают детей по другим
признакам: мешает на уроке – не мешает, может
усвоить программу или нет.
У детей слабых в учебе, тихих есть шанс досидеть
до выпускного: будут натягивать троечки. А вот от
«неудобных» школа часто старается избавиться –
“сплавить” в колонию или в коррекционную школу.
А есть еще так называемые спецшколы, или школы
для детей с особыми потребностями. Среди них и
слабослышащие, и слабовидящие, и дети с
заболеваниями опорно-двигательной системы, дети
умственно отсталые.
В конце весны и в начале лета напряженно работают
психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК):
надо решать, где с сентября будут учиться те, кому
нет места в обычной школе.
Если речь не идет о физических недостатках, а
именно об отставании в учебе и плохом поведении,
комиссия должна решить, что с ребенком. Задержка
умственного развития – это коррекционные классы
или коррекционные школы. Окончив их, дети
получают обычный аттестат. Умственная
отсталость – разные степени олигофрении – это
уже вспомогательная школа. А может быть,
заболевания никакого и нет, а есть просто
педагогическая запущенность, особенности
поведения?
На перекрестке этих проблем –
психолого-медико-педагогические комиссии. Они
числятся учреждениями системы образования, и у
них множество своих внутренних проблем…
Профессиональные ошибки ПМПК
Просто хотел домой
Мальчик. 5 лет. Поставили диагноз
умственная отсталость – он не смог рассказать
русские народные сказки, отказался отвечать на
вопросы, постоянно просил маму: «Пойдем домой».
Мама через две недели после комиссии пришла на
консультацию к психотерапевту. Месяц малыш
занимался в психотерапевтической группе.
Освоился, стал выполнять тестовые задания. Тесты,
определяющие уровень интеллектуального
развития, показали, что ребенок одаренный… Через
два года мальчик поступил в школу с углубленным
изучением иностранного языка, которую успешно
закончил.
Рисовал не по теме
К психотерапевту привели мальчика.
Бабушка воспитывала внука одна – мама решала
свои личные проблемы. Бабушка жаловалась: ее
внука без причины оставили на второй год. Но
специалисты районной комиссии настаивали:
ребенок умственно отсталый.
Через две недели занятий в психотерапевтической
группе мальчик с удовольствием рисовал
фантастические цветы и дворцы, а через месяц
начал посещать студию прикладного творчества.
Диагноз умственная отсталость при тщательном
обследовании не подтвердился. Но школа и
районная комиссия настаивали на своём. Ребенка и
бабушку оставили в покое только после статьи в
местной газете. Мальчик окончил художественную
студию, с удовольствием подрабатывал
художественной росписью. В школе учился слабо, но
учеба и не входила в сферу его интересов.
Казалась излишне стеснительной
В психотерапевтическую группу была
направлена девочка 8 лет с диагнозом школьный
невроз. Мама объясняла проблемы с учебой
излишней стеснительностью и робостью дочери,
члены комиссии, консультировавшие ребенка, с
мамой согласились. При этом девочка практически
не освоила программу первого класса. В
психотерапевтической группе эта девочка была
самая старшая. Однако и на четвертом занятии она
с большим трудом усваивала правила игры, хотя
весело, с удовольствием принимала участие в
любых играх, особенно подвижных. Никаких
признаков стеснительности или нерешительности.
При повторном обследовании у девочки была
выявлена умственная отсталость в степени
выраженной дебильности…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|