Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДИАГНОЗ – “НЕОБУЧАЕМЫЙ”... 
 

В каждом классе – целый мир. Один ребенок – тихий и замкнутый; другой – слишком подвижный; третий – плаксивый, обидчивый; четвертый – агрессивный и шумный; про пятого трудно что-то сказать, его никогда не видно и не слышно…
Но в массовой школе различают детей по другим признакам: мешает на уроке – не мешает, может усвоить программу или нет.
У детей слабых в учебе, тихих есть шанс досидеть до выпускного: будут натягивать троечки. А вот от «неудобных» школа часто старается избавиться – “сплавить” в колонию или в коррекционную школу. А есть еще так называемые спецшколы, или школы для детей с особыми потребностями. Среди них и слабослышащие, и слабовидящие, и дети с заболеваниями опорно-двигательной системы, дети умственно отсталые.
В конце весны и в начале лета напряженно работают психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК): надо решать, где с сентября будут учиться те, кому нет места в обычной школе.
Если речь не идет о физических недостатках, а именно об отставании в учебе и плохом поведении, комиссия должна решить, что с ребенком. Задержка умственного развития – это коррекционные классы или коррекционные школы. Окончив их, дети получают обычный аттестат. Умственная отсталость – разные степени олигофрении – это уже вспомогательная школа. А может быть, заболевания никакого и нет, а есть просто педагогическая запущенность, особенности поведения?
На перекрестке этих проблем – психолого-медико-педагогические комиссии. Они числятся учреждениями системы образования, и у них множество своих внутренних проблем…

Профессиональные ошибки ПМПК

Просто хотел домой

Мальчик. 5 лет. Поставили диагноз умственная отсталость – он не смог рассказать русские народные сказки, отказался отвечать на вопросы, постоянно просил маму: «Пойдем домой». Мама через две недели после комиссии пришла на консультацию к психотерапевту. Месяц малыш занимался в психотерапевтической группе. Освоился, стал выполнять тестовые задания. Тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, показали, что ребенок одаренный… Через два года мальчик поступил в школу с углубленным изучением иностранного языка, которую успешно закончил.

Рисовал не по теме

К психотерапевту привели мальчика. Бабушка воспитывала внука одна – мама решала свои личные проблемы. Бабушка жаловалась: ее внука без причины оставили на второй год. Но специалисты районной комиссии настаивали: ребенок умственно отсталый.
Через две недели занятий в психотерапевтической группе мальчик с удовольствием рисовал фантастические цветы и дворцы, а через месяц начал посещать студию прикладного творчества.
Диагноз умственная отсталость при тщательном обследовании не подтвердился. Но школа и районная комиссия настаивали на своём. Ребенка и бабушку оставили в покое только после статьи в местной газете. Мальчик окончил художественную студию, с удовольствием подрабатывал художественной росписью. В школе учился слабо, но учеба и не входила в сферу его интересов.

Казалась излишне стеснительной

В психотерапевтическую группу была направлена девочка 8 лет с диагнозом школьный невроз. Мама объясняла проблемы с учебой излишней стеснительностью и робостью дочери, члены комиссии, консультировавшие ребенка, с мамой согласились. При этом девочка практически не освоила программу первого класса. В психотерапевтической группе эта девочка была самая старшая. Однако и на четвертом занятии она с большим трудом усваивала правила игры, хотя весело, с удовольствием принимала участие в любых играх, особенно подвижных. Никаких признаков стеснительности или нерешительности. При повторном обследовании у девочки была выявлена умственная отсталость в степени выраженной дебильности…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru