ДИАГНОЗ –
“НЕОБУЧАЕМЫЙ”...
В каждом классе – целый мир. Один
ребенок – тихий и замкнутый; другой – слишком
подвижный; третий – плаксивый, обидчивый;
четвертый – агрессивный и шумный; про пятого
трудно что-то сказать, его никогда не видно и не
слышно…
Но в массовой школе различают детей по другим
признакам: мешает на уроке – не мешает, может
усвоить программу или нет.
У детей слабых в учебе, тихих есть шанс досидеть
до выпускного: будут натягивать троечки. А вот от
«неудобных» школа часто старается избавиться –
“сплавить” в колонию или в коррекционную школу.
А есть еще так называемые спецшколы, или школы
для детей с особыми потребностями. Среди них и
слабослышащие, и слабовидящие, и дети с
заболеваниями опорно-двигательной системы, дети
умственно отсталые.
В конце весны и в начале лета напряженно работают
психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК):
надо решать, где с сентября будут учиться те, кому
нет места в обычной школе.
Если речь не идет о физических недостатках, а
именно об отставании в учебе и плохом поведении,
комиссия должна решить, что с ребенком. Задержка
умственного развития – это коррекционные классы
или коррекционные школы. Окончив их, дети
получают обычный аттестат. Умственная
отсталость – разные степени олигофрении – это
уже вспомогательная школа. А может быть,
заболевания никакого и нет, а есть просто
педагогическая запущенность, особенности
поведения?
На перекрестке этих проблем –
психолого-медико-педагогические комиссии. Они
числятся учреждениями системы образования, и у
них множество своих внутренних проблем…
“А заключение вынул из личного
дела и выбросил”
Во вспомогательной школе очень много уроков
труда – 36 часов в неделю вместо обычных двух
Ребенок с задержкой
психического развития может учиться в обычной
школе. При этом, как правило, его переводят в
коррекционный класс, на домашнее обучение и т.д.
Лишь бы дотянуть до аттестата. Если же он
считается умственно отсталым и учится во
вспомогательной школе – вместо аттестата он
получает справку.
Врач и педагог, Евгений Рудаков всеми правдами и
неправдами старается диагноз умственная
отсталость снять.
– Почему не дать им аттестат, если он повышает их
шанс найти работу? Чужого места они все равно не
займут: в вуз поступать не станут, – говорит
Рудаков. И рассказывает такую историю:
– Две сестры. Одна закончила вспомогательный
класс в интернате. Получила справку. Никуда ее не
берут. Вторую я взял в центр. Она получила
аттестат, окончила швейное ПТУ, работает. Но для
того чтобы выдать аттестат, надо снять диагноз
умственная отсталость. Это может сделать только
ПМПК. Добиться, чтобы его сняли, очень сложно. С
подростками старше 12 лет комиссия нашей области
вообще не хочет работать. Комиссия в области
одна. Приезжала на один день. Принимала по 30
детей. 10 минут на человека, и решена судьба. Люди в
комиссии все время менялись, в динамике детей не
наблюдали. По положению о комиссиях они должны
контролировать целесообразность “пребывания
детей в рекомендованных образовательных
условиях” раз в год. Этого не делали никогда.
Другая девочка с диагнозом умственная
отсталость училась в центре в коррекционном
классе, была старостой. До центра она жила в
интернате. Появилась у нас, когда приехала на
каникулы. Ей в центре понравилось, про интернат
она рассказывала такое, что отправлять ее
обратно просто жалко было. Забрал я ребенка,
определил в коррекционный класс в центре.
Заключение ПМПК просто вынул из ее личного дела и
выбросил. И с дипломом-то не устроишься на работу,
а куда подросткам идти со справкой? Получил за
это выговор, чуть с работы не выгнали. А как
оставлять в интернате, если известна статистика:
треть выпускников заканчивают жизнь
самоубийством, треть совершают преступления и
только треть как-то нормально устраиваются в
жизни. А начало этого невеселого пути –
заключение ПМПК.
А у Пушкина в Лицее по математике тоже был 0. Его
по нашим правилам отправили бы во
вспомогательную школу. И Пушкина просто не было
бы. И у Кюхельбекера, и у Дельвига были серьезные
отклонения. Это были люди с особенностями. А у нас
особенности сразу квалифицируют как диагноз.
В Иркутской области я познакомился с парнем, у
которого диагноз имбецильность и талант
скульптора. Он великолепно лепит животных,
чувствует их. В Иркутске были его персональные
выставки, все работы раскупают на ура. Но он не
понимает математику, и пути ему закрыты. Есть у
ребенка, например, музыкальный слух, но нет
математических способностей, первое для ПМПК не
важно, а второе – основание для приговора. Но не
направляют же в классы коррекции, например, тех
детей, у которых нет музыкального слуха? Надо
развивать то, что у ребенка получается, то, что он
может и хочет делать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|