ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС “ПС”
Маршрут Людмилы КОЖУРИНОЙ
Владимирская область: с красной
строки выпускных сочинений
“О светло светлая и красно украшенная
земля Русская, и многими красотами удивлена еси...
и всего исполнена земля Русская!” – написано в
летописи XIII века, найденной в Рождественском
монастыре города Владимира.
Так было, так и есть. Владимирские дали и проселки
радуют сердце – поездки на Владимирщину всегда
сулят интересные встречи и неожиданные
откровения. Я ехала в этот благодатный край,
чтобы посмотреть, послушать, как живет школа в
День 1 июня – в день первого выпускного экзамена.
И я поехала в окрестности старинного русского
города Кольчугино, в знакомое мне село Большое
Кузьминское, с заездом в рабочий поселок с
красивым именем Бавлены.
В автобусе у меня было время, чтобы подумать и
оценить масштаб и значение ежегодной
первоиюньской акции российской педагогики. Надо
же! Никакие перемены, свободы, уставы не сдвинули
с места эту традицию: на самом старте выпускных
экзаменов за курс средней школы взять
благословение у русской словесности... Слово как
шло, так и идет впереди. Словесность как была, так
и осталась главным экзаменом. Написание
аттестационного сочинения 1 июня – почетный долг
и право каждого нашего школьника.
И я думала: как-то оно будет на этот раз?
“Сигнал № 58 принят!”
– так рапортовал 1 июня без пятнадцати
минут девять не в меру взволнованный директор
Большекузьминской общеобразовательной школы
Николай Мешков в ответ на контрольный телефонный
звонок из Кольчугина.
Контрольные звонки управляющий образованием
Кольчугинского округа Владимир Дергунов делал
не зря. Мало ли: вдруг проблемы с
электроснабжением или техника подвела. А это
очень ответственный день. В Большекузьминской
школе, например, для приема сообщения о розыгрыше
там не оказалось ни телевизора, ни радиоточки. На
областной радиоканал “33 измерение” настроили
имеющийся в школе музыкальный центр – и все
услышали, как далекая невидимая первоклассница
Полина из Владимира определила жребий дня: блок
№58. Ожидающим экзамена пожелали легких хороших
слов, а также собранности и организованности.
Сначала ребята выбирали форму экзамена:
сочинение или изложение. Одну из пяти тем, если
взялся за сочинение, и вариант текста, если
остановился на изложении. Но, получив бумагу –
“чистовики” и “грязновики”, ученики долго не
начинали писать. Все-таки есть у наших детей
какие-то тайные отношения со словом. Отнюдь не
легкие.
Секреты ремесла
Опытный учитель литературы
кольчугинской школы №5 Валентина Гапошкина
делится со мной своим секретом обучения
композиции сочинения:
– Оскомину набили этими “введениями”,
“главными частями”, “заключениями”. Чтобы
схема ожила, я цитирую ученикам не Аристотеля, а
Штирлица: “Запоминается последняя фраза!” Важно
не столько то, как ты вошел в разговор, а то, как
вышел. А поскольку сочинение – это навязанный
разговор, надо, чтобы он вовремя и правильно
закончился. Если вы впускаете людей в аудиторию
ваших мыслей, то не забудьте, пожалуйста, закрыть
дверь за собой. Так, чтобы не прищемить нос тому,
кто следил за вашими мыслями, но и так, чтобы ваш
разговор запомнился...
Работы учеников Валентины Гапошкиной живые и
непосредственные. Она их адресат и ценитель. Если
же учитель направляет детей строго по курсу
методики, тексты учеников устремляются в неясную
методическую даль – подальше от себя. И это тоже
в моей поездке довелось увидеть: три четверти
объема работы ученик излагает отчужденные
истины о “ложном гуманизме” Луки или о
“воспевании” Некрасовым страданий русского
народа. А в заключение, почти скороговоркой,
говорит о своем человеческом и художественном
впечатлении. И содержательно, и стилистически
эта маленькая часть контрастирует с основным
текстом. Она редуцирована, пунктирна и наивна на
фоне заученных и воспроизведенных чужих
формулировок. Но и чиста, и пронзительна.
На острове нормальная погода
Экзамен – не время учиться. Но многие
ученики – конечно, не медалисты – воспринимают
письменный экзамен по литературе как первый опыт
настоящего творчества. Экстремальная ситуация,
торжественность момента, всеобщая
благожелательность и настрой на шестичасовую
самостоятельную работу способствуют
сочинительству. Молодые люди пишут увлеченно и с
удовольствием. Но какое разочарование постигнет
многих из них, когда объявят результат: “Тройка
за русский: три ошибки!” Это правда: пять ошибок
на восьми страницах экзаменационного сочинения
– предел, за которым – двойка. Нормы оценки
письменных работ учеников в российской школе
чрезвычайно строгие. Они рассчитаны на людей с
врожденной грамотностью – с поправкой на описку
или оговорку. Не постыжусь сказать, что и мне,
дипломированному учителю русского языка,
редакционные корректоры порой указывают на
ошибки в моих текстах. Этим подтвер-
ждается неизбежно существующий порядок вещей.
Учитель так или иначе “спасает” учеников от
поголовных троек и двоек: или указывает на ошибку
во время обхода класса, или, если он
принципиальный, поправляет некоторые ошибки
синей пастой при проверке. Естественно, кого-то
учитель спасать не хочет – тут уж его воля...
“Тройка за содержание: тема раскрыта неполно;
мало (много) опоры на текст; много (мало)
обобщений” и так далее – дело вкуса. Опять
имеется в виду “вкус к ученику”, поскольку если
ученик не нравится, то и слово его раздражает. Это
ведь не контрольная по математике. Если, например,
ученик постарался выложиться на экзамене, чтобы
получить в аттестат не итоговую тройку, а
экзаменационную четверку, то одного его желания
мало. Без согласия на то учителя он с этой задачей
не справится.
Я согласен на медаль...
Труднее всего пришлось на сочинении
медалистам. Вечные заложники неумолимых Норм
оценок и непреклонных Медальных комиссий, в этом
году они попали под новую кампанию “сокращения
количества медалистов”. Не зная, с чего начать
выбраковку многочисленных претендентов на
медаль, в министерстве выдумали вот такой способ:
теперь “истинный” медалист должен быть
участником и победителем олимпиад и конкурсов,
обладателем грамот, дипломов и сертификатов –
чем больше, тем лучше. Это нововведение нервирует
претендентов – они-то полагали, что участие в
олимпиадах – дело личное! А весть о новом
требовании пришла к ним буквально накануне
выпускных экзаменов. Не желая рисковать
“устаревшими” признаками медалиста,
накопленными кропотливым трудом пятерками,
медалисты этого года выбирали экзамен в форме
изложения – наиболее пристрелянное ружье для
попадания “в пятерку”. Подробно изложить
отрывок из программного произведения, “сохранив
стиль автора”, и написать по заданию рассуждение
на три страницы, “показав хорошее знание всего
произведения”, – это, конечно, не так интересно,
как писать сочинение, зато меньше риска “не
попасть в струю” литературных пристрастий
членов Медальной комиссии. Не секрет, что многие
учителя “зарубают” на месте работы
претендентов, с тем чтобы не отравлять себе жизнь
оппонированием комиссии – это оппонирование
может дорогого стоить. Например, в прошлом году
районная медальная комиссия отвергла работу
ученика Большекузьминской школы, но этим дело не
ограничилось: словесников школы не только
опозорили приказом по всему Кольчугинскому
округу, но и примерно наказали: на три года лишили
права подавать заявления в аттестационную
комиссию о повышении квалификационного разряда!
Неофициально, конечно, нет у управленцев такого
права. Но мнение прозвучало, а “право мнения” в
среде, где все всех знают, имеет большую силу, чем
закон.
В общем, очень болезненными бывают штрафы на
медальных дорогах.
Ваш выход, маэстро!
Учитель литературы при существующем
обилии программ и практически неисчислимых
списках авторов и произведений учит, конечно,
тому, что сам считает ценным. Любовь Фролова,
экзаменующий учитель кольчу-
гинской школы № 5, превыше всего ставит русскую
классику: “Это то, что ученики должны знать
прежде всего. Я огорчена выпавшими нам темами: XIX
век представлен только Толстым, да и то в обзоре.
Это не дело. Так обижать нас нельзя, так не
доверять нам!”
Будучи сама огорченной, Любовь Фролова меня
несказанно обрадовала: наконец-то я увидела
школу, в которой дети выбрали тему, связанную с
поэзией! “Надо же, но ведь в других школах мне
говорили, что на Заболоцкого программой выделен
всего один час. И если ученики достаточно не
осведомлены о творчестве автора, не знают его
“тематику и проблематику”, то они не смогут
ничего написать”, – контрпримером вызываю я
учителя на разговор, и у меня это получается.
Любовь Фролова рассказывает: “Мы тоже недолго
занимались Заболоцким. У меня такой принцип для
авторов, чьи имена в обзоре, а не в монографии:
объявляю ученикам имя поэта, к которому мы
обратимся на следующих уроках, и прошу выучить
какое-либо его стихотворение. Каждый выбирает
созвучное своей душе, своему настроению –
получается море стихов! Стихи не надо навязывать
или анализировать по единому плану. Тут любые
КИМы вредят. Может быть, я что-то нарушаю... Стихи у
нас в школе звучат все время: есть отличные чтецы,
есть свои поэты и, конечно, благодарные
слушатели”.
Надежда Валуева, председатель управления
образования Кольчугинского округа, которая
присутствует здесь сегодня, напоминает
педагогам об ученике Мартемьянове,
стихотворения которого уже признаны в городе. Он
сегодня сдает здесь экзамен. “Поэт, конечно,
пишет по Заболоцкому?” – спрашиваю я. “Нет, по
Достоевскому”. – “Но ведь Достоевский – это
изложение!” – “У нас больше половины учеников,
причем сильных, как только услышали темы
сочинений, пошли на изложение: хотят писать и
говорить о классике. Классику знают хорошо. Как и
должно быть, на мой взгляд”. Директор школы
Альбина Червоннова улыбается и добавляет:
“Просто у этого учителя дети любят и хорошо
знают Достоевского”. Я спрашиваю Любовь Фролову,
какой критерий при оценке сочинений для нее
основной. Она не задумывается ни на секунду:
“Индивидуальность, яркость стиля! Должно быть
что-то свое”.
...Иначе с кого бы мы брали пример
С позволения учителей листаю классный
журнал одиннадцатого класса. Обращаю внимание на
записи последних тем уроков литературы:
“Последний поклон” В.Астафьева, “Прощание с
Матёрой” В.Распутина, “Один день Ивана
Денисовича” А.Солженицына... “Это те книги,
которые есть в библиотеке! – говорят мне учителя.
А какие бы вы посоветовали нам брать?” Я
задумываюсь основательно. Что я читала в
последнее время? Сейчас у меня в рюкзаке книжка
Сэлинджера, дома на столе Кортасар. А из русских?
Гениальный Юрий Коваль. Рассказы Виктора
Ерофеева. Крусанов? Пелевин? Быков? Чудаков?
Липскеров? Каждая книжка дороже ста рублей.
Куплена в Москве. И каждая – отдельный
художественный мир, отдельный разговор – на
поток не поставишь. С учетом реальности мне и
сказать-то, оказывается, нечего.
Словесники Бавленской школы – Надежда Царева,
Ольга Еремина, Марина Панова – будто слышали мои
мысли, когда рассказывали о своих приоритетах.
“Главная цель литературы – воспитание души.
Основное качество хорошей работы –
эмоциональность. Но весь ход современного
педагогического процесса толкает нас к тому,
чтобы мы успевали только пройтись по верхам. А
хочется глубины и неспешности. Но не
литературоведческой глубины, как в программе
Кутузова и Агеносова, а человеческой,
эмоциональной. Наша поселковая молодежь,
наверное, отличается от московской. Нам бы не
просто учебник, а комплект по литературе: и
хрестоматию, и практикум, и критику. Но нет такого
учебника. Давно нет и пополнения школьной
библиотеки. И вот – учим с голоса. А литература –
это письменное слово. Теперь, когда мы так
обезоружены, начали исчезать часы на литературу.
В 5–6 классах, когда еще приходится отрабатывать
чтение, нам оставили только два урока. Хорошо,
директор школы Ольга Куприянова добавила нам час
из регионального компонента, а то хоть плачь. И
вот мы смотрим на темы экзаменационных сочинений.
Ведь ни одной нет, где бы душа ребенка отдохнула!
А по темам хорошо видно, на что нас ориентирует
государство. На общие слова”.
После этого разговора вопрос о выборе книг по
разделу “Современная литература” в моем
сознании решается в пользу учительского списка,
а не моего. “Не навреди” – это ведь и
педагогическая заповедь тоже.
А ларчик просто открывался
...“Звучат и звучат обтекаемые фразы,
никак к ним не прицепишься, зато видишь две
основные черты страшного человека: лукавство и
показное милосердие”, – пишет о горьковском
Луке в своем сочинении выпускник Бавленской
школы.
Может быть, этика прямодушия, еще бытующая в
российской провинции, не позволяет школьникам
браться за темы, сложно упакованные в оберточную
бумагу цитат: “Глубокое знание тайных движений
души...” (писать надо по Толстому). Или “Всякая
благородная личность сознает свои кровные связи
с отечеством...” (писать по современной
литературе). Ни в поселке Бавлены, ни в селе
Большое Кузьминское никто не взялся раскрывать
смыслы этих формулировок. Понятно, что
однообразие выбора учеников кладет тень на
работу учителя, но что делать? Вот в Кольчугине
нашлись энтузиасты. Спрашиваю молодого человека:
“О чем вы пишете?” – “О любви к Родине”. –
“Разве есть такая тема?” – “А вы приглядитесь к
последней, там она так хитро спрятана, но я увидел!”
Вот, значит, какую шараду надо разгадать ученику,
какой ребус решить, чтобы проникнуться темой
экзаменационного сочинения! “Читать в мыслях”
составителей списка тем экзаменационных
сочинений, где почти половина – цитаты, мы не
можем. Но не отметить дурной вкус того, кто
объясняется цитатами и ссылками на авторитеты,
тоже нельзя. Разве не этому учат детей на уроках
литературы?
Экзамен позади
Записываю разговор с молодыми людьми –
Дмитрием, Сергеем, Мариной и Наташей – по
окончании экзамена, на крыльце школы № 5 города
Кольчугино:
– Фу-у! Написали!
– Да ну, всё плохо!
– Всё отлично, сдали же первый экзамен!
– Честно говоря, я надеялась на худшее, а тут темы
такие простые: образ русской женщины, любовь к
Родине.
– Разве это простые темы? Тоже мне, простота:
русская доля – это непросто.
– При чем тут русская доля, забудь. Я вот не знаю,
как я написал. Не за содержание волнуюсь, там я
все правильно выразил: и про то, что русская
женщина самая сильная, самая красивая, и про
чувство собственного достоинства. Но все равно
весь на нервах: ошибки могут быть из-за
невнимательности…
У Наташи под мышкой стопка книг, сверху томик А.Блока.
Спрашиваю: “А вы Блока ждали?” – “Да, я совсем
другого блока ждала. По русской классике, как
учитель настраивал, а дали почти один ХХ век...”
Все смеются нечаянному каламбуру, Наташа тоже. Но
ведь так и есть: весь последний месяц внимание
выпускников сосредоточивалось на проработке
блоков, а не Блока. И до блока № 58 дойти, конечно,
не успели. Но!
Каждый пишет, как он слышит
...“Лука подобно опытной белошвейке
прошивает шелковыми нитями своей страннической
философии грубую холстину босяческого разговора...”
(школа №5 г. Кольчугино).
...“Я вдруг впервые задумалась над смыслом слова
“доля”. Какое оно длинное, какое долгое! Это что-то
такое, что осталось от деления, но осталась
отнюдь не долька, а святой в своем величии удел,
то есть доля, женская доля...” (школа № 5 г.
Кольчугино).
... “Когда читаем первый акт пьесы Горького “На
дне”, наше состояние настолько усталое,
знакомство с ночлежниками такое тягостное, что
мысли об отдыхе оттеняют каждый диалог. Я устал!
Как же я устал! И тут приходит Лука, ищет где
переночевать. Какой добродушный дедушка, как с
ним легко!” (Бавленская школа).
... “Нет, не достучаться Луке до грубых резких душ!
Не изменить, не спасти. С такой закоренелой
нелюбовью к жизни люди вряд ли обновятся. Где же
те люди, которым просто хочется жить? Горький их
не показывает...” (Бавленская школа).
... “Лука продолжает свой путь по жизни и сейчас.
Может быть, где-то его ждут. Ждут, когда придет
таинственный странник и обогатит их своим
знанием. Спустится в их круг общения человек с
неслучайным именем и одарит иллюзией. Что же,
людям свойственно надеяться на чудесную помощь
извне. А Лука сделал много. Возможно, все, что мог...”
(Большекузьминская школа).
Фото автора
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|