Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело


НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

Александр СТАНЕВСКИЙ
Ольга ДАШКОВСКАЯ

«Инвалидность не должна быть социальной визитной карточкой»

В Центре при МГТУ им. Баумана, которым он руководит, 100% выпускников трудоустраиваются по специальности

МГТУ им. Баумана сегодня называют ведущим техническим вузом страны. Но далеко не всем известно: именно этот вуз стал пионером в области инженерного образования для инвалидов. Сегодня здесь обучаются 180 студентов с нарушениями слуха.

В 1934 году в Высшее техническое училище имени Баумана пришли первые десять неслышащих студентов. Их устраивал в вуз председатель Общества глухих П.Савельев, которому пришлось дойти до самого наркома тяжелой промышленности Орджоникидзе, чтобы его подопечных приняли в Бауманку.
Сперва они учились отдельной группой, в своей аудитории. А уже через год вместе со всеми ходили на лекции, правда, с сурдопереводчиком. Накануне сессии их конспекты передавали из рук в руки – настолько полными и ясными были их записи.
Все десять стали инженерами конструкторского бюро Космического центра в Подлипках. А за их партами уже сидели неслышащие студенты второго, потом третьего, четвертого наборов…
За шестьдесят с лишним лет диплом инженера получил 201 человек с нарушенным слухом. За эти годы в Бауманке был накоплен уникальный опыт технического образования для плохослышащих. Сегодня они могут не только получить высшее образование по престижным специальностям, но и закончить магистратуру. Даже для США, где в университетах обучаются 15 тысяч, степень бакалавра – потолок для них.
В МГТУ была создана совершенно новая модель непрерывного интегрированного (вариативного по форме) высшего образования инвалидов по слуху. В 1994 году в структуре вуза был открыт Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Минобразования России (ГУИМЦ), которому в плановом порядке поручена реализация специальных образовательно-реабилитационных программ для этой категории граждан.

Несмотря на льготы по внеконкурсному приему инвалидов, предусмотренные Законом “Об образовании”, в российских вузах обучаются только 15 тысяч студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Это 0,29% от общего числа.

Срок обучения студентов с нарушениями слуха не 6, а 7 лет. Первый год отводится на адаптацию и выбор профессии – многие ребята провели по 12 лет в специализированных школах, им трудно приспособиться к обычной жизни.
Первый и второй курсы они учатся отдельно, но уже посещают занятия в слышащих группах.
А на третьем курсе вливаются в общий поток. Наиболее успешные студенты-старшекурсники из числа глухих становятся тьюторами.
Если студенты занимаются в общих аудиториях, то используют современные системы FM или ИК связи. Однако не все сложнейшие термины теоретической или квантовой механики можно перевести на язык мимики и жестов.
Поэтому некоторые занятия для глухих проходят в специальных аудиториях. Вся информация – от текстов до иллюстраций, графиков, таблиц, включая записи на доске, – транслируется на большом плазменном экране и одновременно – на мониторах личных компьютеров. Изучаемую деталь лектор может положить на сканер, и она тотчас отразится на мониторах.

Эти чудеса техники не исключают помощь сурдопереводчика.
На обучение глухого студента требуется в 2–3 раза больше средств, чем на подготовку обычного студента. В Бауманском эти расходы поделены между федеральным и столичным бюджетами.
Но мало получить образование – надо еще найти работу. Специалисты ГУИМЦ проводят подготовительную работу (социальный менеджмент) среди руководителей известных фирм и предприятий, объясняя им, что плохослышащие по уровню интеллекта и подготовки способны на равных конкурировать на общем рынке труда.
Сегодня в России около 11 млн инвалидов трудоспособного возраста. Лишь 15–18% из них имеют постоянную работу. Среди инвалидов, получивших высшее и среднее образование, уже почти 60% устраиваются на работу. Среди выпускников-инвалидов МГТУ им. Н.Э.Баумана процент трудоустройства – 100%.
“Перед нами стоит задача, – говорит директор ГУИМЦ Александр Станевский, – сделать наших выпускников людьми, для которых их физический недостаток не является социальной визитной карточкой”.
Система организации процесса обучения МВТУ им. Баумана была признана во всем мире и отмечена медалью ЮНЕСКО, награждена Премией Президента РФ в области образования.
Наряду с реализацией проектов в рамках Российской Федерации МГТУ им. Баумана выходит на международный уровень. США, Россия, Япония и Китай участвуют в создании Всемирной системы послешкольного образования инвалидов. Центры по обучению инвалидов создаются по всему миру. Таким образом, студенты-инвалиды Бауманки получают возможность дополнительно изучать язык, участвовать в международных конференциях, общаться со своими сверстниками из-за рубежа.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru