НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Александр СТАНЕВСКИЙ
Ольга ДАШКОВСКАЯ
«Инвалидность не должна быть
социальной визитной карточкой»
В Центре при МГТУ им. Баумана, которым
он руководит, 100% выпускников трудоустраиваются
по специальности
МГТУ им. Баумана сегодня называют
ведущим техническим вузом страны. Но далеко не
всем известно: именно этот вуз стал пионером в
области инженерного образования для инвалидов.
Сегодня здесь обучаются 180 студентов с
нарушениями слуха.
В 1934 году в Высшее техническое училище
имени Баумана пришли первые десять неслышащих
студентов. Их устраивал в вуз председатель
Общества глухих П.Савельев, которому пришлось
дойти до самого наркома тяжелой промышленности
Орджоникидзе, чтобы его подопечных приняли в
Бауманку.
Сперва они учились отдельной группой, в своей
аудитории. А уже через год вместе со всеми ходили
на лекции, правда, с сурдопереводчиком. Накануне
сессии их конспекты передавали из рук в руки –
настолько полными и ясными были их записи.
Все десять стали инженерами конструкторского
бюро Космического центра в Подлипках. А за их
партами уже сидели неслышащие студенты второго,
потом третьего, четвертого наборов…
За шестьдесят с лишним лет диплом инженера
получил 201 человек с нарушенным слухом. За эти
годы в Бауманке был накоплен уникальный опыт
технического образования для плохослышащих.
Сегодня они могут не только получить высшее
образование по престижным специальностям, но и
закончить магистратуру. Даже для США, где в
университетах обучаются 15 тысяч, степень
бакалавра – потолок для них.
В МГТУ была создана совершенно новая модель
непрерывного интегрированного (вариативного по
форме) высшего образования инвалидов по слуху. В
1994 году в структуре вуза был открыт Головной
учебно-исследовательский и методический центр
профессиональной реабилитации лиц с
ограниченными возможностями здоровья
Минобразования России (ГУИМЦ), которому в
плановом порядке поручена реализация
специальных образовательно-реабилитационных
программ для этой категории граждан.
Несмотря на льготы по
внеконкурсному приему инвалидов,
предусмотренные Законом “Об образовании”, в
российских вузах обучаются только 15 тысяч
студентов с ограниченными возможностями
здоровья.
Это 0,29% от общего числа.
|
Срок обучения студентов с
нарушениями слуха не 6, а 7 лет. Первый год
отводится на адаптацию и выбор профессии –
многие ребята провели по 12 лет в
специализированных школах, им трудно
приспособиться к обычной жизни.
Первый и второй курсы они учатся отдельно, но уже
посещают занятия в слышащих группах.
А на третьем курсе вливаются в общий поток.
Наиболее успешные студенты-старшекурсники из
числа глухих становятся тьюторами.
Если студенты занимаются в общих аудиториях, то
используют современные системы FM или ИК связи.
Однако не все сложнейшие термины теоретической
или квантовой механики можно перевести на язык
мимики и жестов.
Поэтому некоторые занятия для глухих проходят в
специальных аудиториях. Вся информация – от
текстов до иллюстраций, графиков, таблиц, включая
записи на доске, – транслируется на большом
плазменном экране и одновременно – на мониторах
личных компьютеров. Изучаемую деталь лектор
может положить на сканер, и она тотчас отразится
на мониторах.
Эти чудеса техники не исключают помощь
сурдопереводчика.
На обучение глухого студента требуется в 2–3 раза
больше средств, чем на подготовку обычного
студента. В Бауманском эти расходы поделены
между федеральным и столичным бюджетами.
Но мало получить образование – надо еще найти
работу. Специалисты ГУИМЦ проводят
подготовительную работу (социальный менеджмент)
среди руководителей известных фирм и
предприятий, объясняя им, что плохослышащие по
уровню интеллекта и подготовки способны на
равных конкурировать на общем рынке труда.
Сегодня в России около 11 млн инвалидов
трудоспособного возраста. Лишь 15–18% из них имеют
постоянную работу. Среди инвалидов, получивших
высшее и среднее образование, уже почти 60%
устраиваются на работу. Среди
выпускников-инвалидов МГТУ им. Н.Э.Баумана
процент трудоустройства – 100%.
“Перед нами стоит задача, – говорит директор
ГУИМЦ Александр Станевский, – сделать наших
выпускников людьми, для которых их физический
недостаток не является социальной визитной
карточкой”.
Система организации процесса обучения МВТУ им.
Баумана была признана во всем мире и отмечена
медалью ЮНЕСКО, награждена Премией Президента РФ
в области образования.
Наряду с реализацией проектов в рамках
Российской Федерации МГТУ им. Баумана выходит на
международный уровень. США, Россия, Япония и
Китай участвуют в создании Всемирной системы
послешкольного образования инвалидов. Центры по
обучению инвалидов создаются по всему миру.
Таким образом, студенты-инвалиды Бауманки
получают возможность дополнительно изучать
язык, участвовать в международных конференциях,
общаться со своими сверстниками из-за рубежа.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|