ДОКУМЕНТ
Департамент общего и дошкольного образования
Министерства образования Российской Федерации
от 23 марта 2004 г. № 14-51-70/13
Письмо
Во исполнение приказа от 01.03.04 № 936 “О
реализации решения коллегии Минобразования
России от 10.02.04 № 2/2 “Об основных направлениях
совершенствования деятельности библиотек
учреждений общего образования Российской
Федерации” Минобразования России направляет
Примерное положение о библиотеке
общеобразовательного учреждения. Руководитель
департамента А.В. БАРАННИКОВ
Примерное положение о школьных
библиотеках значительно проясняет их правовой
статус и место в организации образовательного
процесса. Теперь библиотеки читаются
структурными подразделениями школ, а не
учреждений и муниципальных управлений культуры,
каковыми являлись ранее. Отныне руководители
образовательных учреждений обязаны утверждать
отдельным локальным актом положение о школьной
библиотеке. Таким образом, образовательное
ведомство полностью приняло на себя
ответственность за организацию
информационно-библиотечного обслуживания
участников образовательного процесса, а также
соблюдение трудовых и пенсионных прав
библиотекарей.
Примерное положение о библиотеке
общеобразовательного учреждения
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение является
основой для создания положения о библиотеке
конкретного общеобразовательного учреждения и
распространяется на библиотеки следующих
общеобразовательных учреждений:
начальная общеобразовательная школа, основная
общеобразовательная школа, средняя
общеобразовательная школа, средняя
общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов, гимназия, лицей,
школа-сад, школа-интернат, вечерняя (сменная),
кадетская, специальная (коррекционная).
2. Библиотека является структурным
подразделением общеобразовательного учреждения,
участвующим в учебно-воспитательном процессе в
целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное
пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
3. Деятельность библиотеки общеобразовательного
учреждения (далее – библиотека) отражается в
уставе общеобразовательного учреждения.
Обеспеченность библиотеки учебными,
методическими и справочными документами
учитывается при лицензировании
общеобразовательного учреждения.
4. Цели библиотеки общеобразовательного
учреждения соотносятся с целями
общеобразовательного учреждения: формирование
общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к
жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование
здорового образа жизни.
5. Библиотека руководствуется в своей
деятельности федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, решениями
соответствующего органа управления
образованием, уставом общеобразовательного
учреждения, положением о библиотеке,
утвержденном директором общеобразовательного
учреждения.
6. Деятельность библиотеки основывается на
принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного
развития личности.
7. Порядок пользования источниками информации,
перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются Положением о
библиотеке общеобразовательного учреждения и
Правилами пользования библиотекой,
утвержденными руководителем
общеобразовательного учреждения.
8. Общеобразовательное учреждение несет
ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания
библиотеки.
9. Организация обслуживания участников
образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими
требованиями.
II. Основные задачи
10. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного
процесса – обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным
представителям) обучающихся (далее –
пользователям) – доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных
ресурсов общеобразовательного учреждения на
различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и
видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном
(компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского
самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого
потенциала;
в) формирование навыков независимого
библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых
библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
11. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных
ресурсов общеобразовательного учреждения:
• комплектует универсальный фонд учебными,
художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети
Интернет, базами и банками данных других
учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в
общеобразовательном учреждении (публикаций и
работ педагогов общеобразовательного
учреждения, лучших научных работ и рефератов
обучающихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и
сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую
переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический
аппарат: каталоги (алфавитный, систематический),
картотеки (систематическую картотеку статей,
тематические картотеки), электронный каталог,
базы данных по профилю общеобразовательного
учреждения;
• разрабатывает рекомендательные
библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об
информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
• предоставляет информационные ресурсы на
различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации
самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на
коммуникацию; способствует развитию навыков
самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе
дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам независимого
библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса
знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении
задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия,
ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует
развитию критического мышления;
• содействует членам педагогического
коллектива и администрации учреждения в
организации образовательного процесса и досуга
обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков,
презентации развивающих компьютерных игр);
• руководит воспитательной работой с книгой в
группах продленного дня, в классах
компенсирующего обучения, в коррекционных
классах (при их наличии);
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и
удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и
удовлетворяет запросы в области педагогических
инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции,
повышению квалификации, проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как
основы единой информационной службы
общеобразовательного учреждения, осуществляет
накопление, систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической
информации на любых носителях; просмотр
электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни
информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства
общеобразовательного учреждения по вопросам
управления образовательным процессом;
• поддерживает деятельность педагогических
работников в области создания информационных
продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
• способствует проведению занятий по
формированию информационной культуры; является
базой для проведения практических занятий по
работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных
представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и
информирует о новых поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации
семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для
обучающихся.
IV. Организация деятельности
библиотеки
12. Наличие укомплектованной библиотеки в
общеобразовательном учреждении обязательно, в
том числе в малокомплектном учреждении и
учреждении, расположенном в сельской местности.
Частичная централизация библиотечно-библиографических
процессов в межшкольных библиотечных
объединениях проводится по приказу органов
управления образованием.
13. Структура библиотеки помимо традиционных
отделов (абонемент, читальный зал) может включать
отделы учебников, информационно-библиографической
работы, фонд и специализированный зал работы с
мультимедийными и сетевыми документами,
видеостудию, мини-издательский комплекс,
множительную технику и др.
14. Библиотечно-информационное обслуживание
осуществляется на основе библиотечно-информационных
ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами общеобразовательного
учреждения, программами, проектами и планом
работы библиотеки.
15. Библиотека вправе предоставлять платные
библиотечно-информационные услуги, перечень
которых определяется уставом
общеобразовательного учреждения.
16. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в
виде целевых средств на комплектование фонда и
закупку оборудования, не влечет за собой
снижения нормативов и (или) абсолютных размеров
финансирования из бюджета общеобразовательного
учреждения. Денежные средства за сданную
библиотекой макулатуру расходуются на улучшение
материально-технической базы библиотеки,
подписку профессиональных изданий,
комплектование фонда документов.
17. В целях обеспечения модернизации библиотеки в
условиях информатизации образования и в
пределах средств, выделяемых учредителями,
общеобразовательное учреждение обеспечивает
библиотеку:
• гарантированным финансированием
комплектования библиотечно-информационных
ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными
помещениями в соответствии со структурой
библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие
высокой влажности, запыленности помещения,
коррозионно-активных примесей или
электропроводящей пыли) и в соответствии с
положениями СанПиН;
• современной электронно-вычислительной,
телекоммуникационной и копировально-множительной
техникой и необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и
оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими
принадлежностями.
18. Общеобразовательное учреждение создает
условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества библиотеки.
19. Ответственность за систематичность и качество
комплектования основного фонда библиотеки,
комплектование учебного фонда в соответствии с
федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет руководитель
общеобразовательного учреждения в соответствии
с уставом учреждения.
20. Режим работы библиотеки определяется
заведующим библиотекой (библиотекарем) в
соответствии с правилами внутреннего распорядка
общеобразовательного учреждения. При
определении режима работы библиотеки
предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на
выполнение внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц – санитарного дня, в
который обслуживание пользователей не
производится;
• не менее одного раза в месяц – методического
дня.
21. В целях обеспечения рационального
использования информационных ресурсов в работе
с детьми и юношеством библиотека
общеобразовательного учреждения
взаимодействует с библиотеками Министерства
культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
22. Управление библиотекой осуществляется в
соответствии с законодательством Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и
уставом общеобразовательного учреждения.
23. Общее руководство деятельностью библиотеки
осуществляет руководитель общеобразовательного
учреждения.
24. Руководство библиотекой осуществляет
заведующий библиотекой (библиотекарь), который
несет ответственность в пределах своей
компетенции перед обществом и руководителем
общеобразовательного учреждения, обучающимися,
их родителями (иными законными представителями)
за организацию и результаты деятельности
библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым
договором и уставом общеобразовательного
учреждения.
25. Заведующий библиотекой (библиотекарь)
назначается руководителем общеобразовательного
учреждения, может являться членом
педагогического коллектива и входить в состав
педагогического совета общеобразовательного
учреждения.
26. Методическое сопровождение деятельности
библиотеки обеспечивает специалист (методист) по
учебным фондам и школьным библиотекам органа
управления образованием, учреждения системы
переподготовки и повышения квалификации,
регионального информационного центра.
27. Заведующий библиотекой (библиотекарь)
разрабатывает и представляет руководителю
общеобразовательного учреждения на утверждение
следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования
библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки,
которые разрабатываются на основе объемов работ,
определенных положением о конкретной библиотеке
общеобразовательного учреждения с
использованием “Межотраслевых норм времени на
процессы, выполняемые в библиотеках” (Постановление
Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);
в) положение о платных услугах библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
28. Порядок комплектования штата библиотеки
общеобразовательного учреждения
регламентируется его уставом.
29. В целях обеспечения дифференцированной работы
библиотеки могут вводиться должности:
заведующий отделом (сектором), главный
библиотекарь, главный библиограф, библиограф,
медиаспециалист.
30. На работу в библиотеку принимаются лица,
имеющие необходимую профессиональную
подготовку, соответствующую требованиям
квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
31. Работники библиотек могут осуществлять
педагогическую деятельность. Совмещение
библиотечно-информационной и педагогической
деятельности осуществляется работником
библиотеки только на добровольной основе.
32. Трудовые отношения работников библиотеки и
общеобразовательного учреждения регулируются
трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
33. Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и
методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и
воспитательного процессов в соответствии с
целями и задачами, указанными в уставе
общеобразовательного учреждения и положении о
библиотеке общеобразовательного учреждения;
б) проводить в установленном порядке
факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и
информационной культуры;
в) определять источники комплектования
информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в
соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами
пользования библиотекой общеобразовательного
учреждения, утвержденными руководителем
общеобразовательного учреждения, и по
согласованию с родительским комитетом или
попечительским советом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;
е) вносить предложения руководителю
общеобразовательного учреждения по
совершенствованию оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников
библиотеки за дополнительную работу, не входящую
в круг основных обязанностей работников
библиотеки; по компенсационным мероприятиям,
связанным с вредными условиями труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении общеобразовательным
учреждением в порядке, определяемом уставом
этого учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и
дополнительный оплачиваемый отпуск в
соответствии с коллективным договором между
работниками и руководством
общеобразовательного учреждения или иными
локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам
поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и
культуры;
к) участвовать в соответствии с
законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
34. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с
информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах
предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и
каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с
утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами
общеобразовательного учреждения, интересами,
потребностями и запросами всех категорий
пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое
и библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования
носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с
потребностями пользователей и работой
общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед
руководителем общеобразовательного учреждения;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности
пользователей библиотеки
35. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе
библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим
аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и
выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на
абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические,
уточняющие и библиографические справки на
основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с
информацией на нетрадиционных носителях при
пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых
библиотекой;
и) пользоваться платными услугами,
предоставляемыми библиотекой, согласно уставу
общеобразовательного учреждения и Положению о
платных услугах, утвержденному руководителем
общеобразовательного учреждения;
к) обращаться для разрешения конфликтной
ситуации к руководителю общеобразовательного
учреждения.
36. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не
вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах
подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в
открытом доступе библиотеки, расположения
карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными
документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в
отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний
пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за
каждый полученный документ (исключение:
обучающиеся 1–4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в
установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их
утраты или порчи им равноценными либо
компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по
истечении срока обучения или работы в
общеобразовательном учреждении.
37. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся общеобразовательного
учреждения в библиотеку производится по
списочному составу класса в индивидуальном
порядке, педагогических и иных работников
общеобразовательного учреждения, родителей (иных
законных представителей) обучающихся – по
паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки
производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования
библиотекой, является читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи
пользователю документов из фонда библиотеки и их
возвращения в библиотеку.
38. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из
многотомных изданий не более двух документов
одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
– учебники, учебные пособия – учебный год;
– научно-популярная, познавательная,
художественная литература – 1 месяц;
– периодические издания, издания повышенного
спроса – 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования
документами, если на них отсутствует спрос со
стороны других пользователей.
39. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в
читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и
имеющиеся в единственном экземпляре документы
выдаются только для работы в читальном зале;
40. Порядок работы с компьютером, расположенным в
библиотеке:
а) работа с компьютером участников
образовательного процесса производится по
графику, утвержденному руководителем учреждения
и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным
компьютером не более двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с
нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником
библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете
пользователь должен обращаться к работнику
библиотеки; запрещается обращение к ресурсам
Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно
утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|