РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС
Да бог с ним, с уроком
Сколько раз
результаты простеньких проверочных работ
становились и для учителей, и для родителей
важнее самого ребенка. Именно наша мелочность
мешает детям. Гораздо важнее, оказывается, и в
школе, и дома уметь говорить: «Да Бог с ним, с
уроком!» – и не мешать ребенку расти.
О том, что нужно знать родителям об учителях, как
правильно подготовить ребенка к школе,
рассказывает Маргарита Федоровна Леонтьева,
директор университетского колледжа № 5, которому
недавно исполнилось 40 лет.
Казалось бы, какой пустяк: научить
ребенка писать. А если он не хочет? Тогда учитель
должен учить так, чтобы ребенок захотел, чтобы
ему было интересно, чтобы нравилось. Простой
команды «Делай так, как я!» недостаточно. Учитель
не может просто копировать – нужно думать,
сопоставлять, фантазировать, в конце концов. И
знать самого ребенка, его психологические
особенности, чтобы найти ключ к тому движению,
которое нужно сделать для его воспитания.Приходя
в школу, ребенок оказывается между учителем и
родителем. Получается своеобразный треугольник.
И вряд ли роль учителя состоит в том, чтобы
вынести родителям приговор. Выражение «вы
должны» в устах учителя мне кажется
недопустимым. Потому что он может посоветовать,
задать вопрос родителю, чтобы стало легче
работать на уроках. Жаловаться на родителей,
ждать помощи, перекладывать свои проблемы на их
плечи неправильно. Все, что я хочу и могу, я должна
сделать на этом уроке. А если учесть, что все
неудобства обычно возникают с теми детьми, у
которых с родителями нет контакта, то какой смысл
обращаться к ним за поддержкой? И еще мне всегда
было страшно что-то сказать родителям, потому что
я боялась за ребенка – как бы ему от этого не
стало хуже.
Поэтому я считаю, что учитель может задавать
родителю только безобидные вопросы: про
здоровье, интересы, круг общения ребенка за
пределами школы. И не представляю, как можно
позвонить родителям и сказать: «Вашего ребенка
вчера не было на занятиях!» Можно в крайнем
случае выяснить почему. А требовать, чтобы
родитель привел ребенка или обеспечил
дисциплину, я как учитель не могу.
Правда, чаще в школе происходит именно так. Но я
этого не понимаю, и это неправильно. Есть
школьная система, есть колоссальные возможности
учителя. Другое дело, что с детьми, у которых нет
контакта с родителями, сложно. Но тогда я должна
постараться и сделать его своим союзником. А уж
как мне это удастся – мои проблемы. Обеспечивать
дисциплину на уроке, интерес ребенка и его
продвижение – мои обязанности. Если я не могу это
сделать, значит, я не владею какими-то способами,
какими-то методиками. Поленилась – картинку
вчера вечером не нарисовала. А этому ребенку,
может быть, как раз картинка и была нужна. Мы
иногда судим о ребенке вообще по какому-то
результату на обычном уроке. Редкий учитель и
родитель видит самого ребенка и может сказать:
«Бог с ним, с уроком!» И если ребенку неинтересно,
даст ему краски, чтобы не мешал остальным. Он
порисует, и ничего не случится. Потому что есть
еще какой-то отдаленный результат и
перспективная работа. А вот эта мелочность часто
мешает ребенку расти.
И подготовка ребенка к школе заключается прежде
всего в том, чтобы подготовить его
психологически. Учить писать его не надо – он
быстро научится это делать, если в дошкольном
возрасте сам застегивал пуговички, собирал
мелкий конструктор. Для школы нужно, чтобы он
умел хорошо, чисто говорить, знал окружающий мир,
а для этого с ним надо разговаривать, общаться.
Любая мама, если она какую-то часть времени
проводит с ребенком для ребенка, всегда увидит,
какой он: слышит ли, слушает, понимает вопросы,
отвечает? Подготовка к школе – это общее
развитие, общая психологическая готовность, а не
таблица умножения наизусть.
А сейчас многие пытаются научить писать, читать,
решать задачи. И тогда ребенок приходит в школу,
не понимая, что на уроке хочешь не хочешь нужно
сидеть и слушать, а не играть в куклы.
Определенные правила должны быть в школе
незыблемы. Хотя ему шесть лет, но он пришел в
школу и должен быть в классе до звонка на урок. С
этого начинается школа – с мелочей. А вот на
уроке я могу не торопить его, не подталкивать.
Очень хорошо, если учитель знает, дети какого
темперамента у него в классе. Ведь если ребенок –
флегматик, то его нельзя торопить. А сангвинику
надо дать два задания, но проверить, потому что он
сделает быстро, но плохо. А холерик – тем более. И
на класс в целом с этой точки зрения очень
полезно смотреть. Может оказаться, что в классе
одни холерики – так бывает, случайно. Вот вам и
ответ на вопрос, почему класс такой шумный.
Или если я сама холерик, а у меня одни флегматики?
Или, наоборот, я флегматик, а в классе холерики? И
это я, как учитель, должна знать и уметь с ними
работать. А многие учителя даже вопроса такого
себе не задают. И чуть что – орут от бессилия.
Жаль. Потому что в современной школе вопросы
психологии вышли на первый план.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|