РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Любой экзамен можно пересдать
Не пугайте ребенка напрасно, лучше
помогите
Лена. Дочка страшно нервничает – на носу
экзамены... Можно ли как-нибудь снять
предэкзаменационный стресс?
Ирина Хоменко. Для начала необходимо
разграничить два принципиально разных случая:
когда ребенок знает и плохо сдает и когда он
плохо знает (не учит) и потому волнуется.
Итак.
Если ваша дочка относится к старательным детям,
то скорее всего срабатывает синдром отличницы:
все надо довести до совершенства, а плохая оценка
– трагедия.
Исследования показали, что детские страхи перед
экзаменами провоцируют сами родители. Как это ни
странно звучит, но именно наше чрезмерное
внимание к обычной проверке знаний усиливает
стресс. Мы постоянно напоминаем им о том, что вот
в мае (июне) им предстоит... О том, что все вокруг
учат уроки... Что если человек плохо учится... Что
сейчас поступить в институт без денег... и т.д.
Бедный наш ответственный ребенок живет под
дамокловым мечом наших надежд и делает учебу
смыслом жизни. Помните основной лейтмотив
педагогических установок? “Твоя главная задача
– хорошо учиться”. Разве это так?
Учеба – это важная, но не главная часть жизни.
Следующий принцип, которым можно
руководствоваться перед экзаменами: никогда не
сравнивать ребенка с другими детьми, не
советовать “быть лучше других”, так как дети
тяжело переживают свое поражение в глупом
соперничестве со сверстниками. Ведь у всех
разные способности, возможности, ценности. И мне
кажется, что родителям нужно быть довольными
любым результатом экзамена. То есть
рассматривать его в категории сдал–не сдал, а не
сдал хорошо – сдал плохо. Так что главная задача
родителей – не напрягать ребенка понапрасну. Ни
одна пятерка не стоит загубленного здоровья. В
конце концов, любой экзамен можно пересдать!
Чем помочь гиперответственному ребенку?
1. Оградить от любопытных родственников.
(Помните, как все любят интересоваться успехами
детей в школе?)
2. Поиграть в экзамен. Хорошо, если к этому
подключится кто-то еще, но с чувством юмора. Или
пусть в “экзаменационной комиссии” сидит кот
или собака. Лояльнее экзаменаторов не найти.
И ребенок должен получить только “5” или “5–”!
Это вселит в него уверенность.
3. Накануне вечером обязательно развлекитесь,
сходите с ребенком куда-нибудь. Он должен знать,
что в жизни есть много интересного помимо
экзамена. Есть возможность – дарите подарки до
экзамена, а не после. И никогда не обещайте: “Вот
сдашь хорошо химию – купим тебе...”
Поймите, ребенок может только то, на что способен.
Зачем же заставлять его проявлять героизм, не
спать, ставить на карту все, что у него есть?
4. Помогите ученику правильно и рационально
организовать подготовку к экзамену. Здесь важны
регулярность занятий и наличие учебных пособий,
конспектов.
Нужно конечно же освободить его от некоторых
домашних дел, но стараться лишний раз не
подчеркивать исключительность его положения.
Не сокращайте существенно время прогулок. А вот
про компьютер придется забыть.
Как не бояться на экзаменах?
Как правило, решить эту проблему удается, если
снизить значимость события или экзаменатора.
Помогают примерно такие идеи:
– через пару часов все закончится;
– в мире есть много другого, более важного, чем
этот экзамен;
– любые экзамены рано или поздно сдают
обязательно;
– ничего не случится, если я сдам экзамен хуже,
чем хотелось бы.
Можно соотнести данное событие с событием
мирового уровня (наводнение, извержение вулкана,
тайфун…)
Или представить преподавателя в каком-нибудь
обыденном виде: маленьким мальчиком в пижаме,
мужем, ссорящимся с женой, студентом, провалившим
экзамен.
Хороший способ не бояться большой аудитории –
представить, что все присутствующие – голые или
что перед тобой сидят капустные кочаны. Помогает.
Чем беззаботнее настрой, тем легче вспомнить то,
что знаешь: ведь многое мы усваиваем на уровне
подсознания. Хотя готовиться к экзаменам все
равно надо. Причем не зубрить, а стараться понять
основную идею предмета.
Детям очень сложно сдавать экзамены еще и потому,
что они боятся не оправдать родительских надежд.
Когда ребенок поймет, что отношение родителей к
нему не зависит от его успеваемости, большая
часть психологических проблем исчезнет. Ведь не
перестают же дети любить, если нас понизили в
должности. Правда? Значит, и мы не имеем права
разлюбить их за то, что они не сдали или плохо
сдали экзамен.
По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru
Консультант – Ирина ХОМЕНКО, кандидат
педагогических наук,
доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена г.
Санкт-Петербург
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|