ПЕРВОЕ ИЮНЯ
Право на собственный голос
В конце апреля этого года на ХI
Международной конференции “Ребенок в
современном мире. Государство и дети” была
представлена концепция избирательного права
детей
Концепция разработана российским
социологом Львом Семашко в соавторстве с
американским социологом Мартой Росс Девит.
Сама идея соотнести детей с избирательным правом
не нова. Сто лет назад великий химик Менделеев,
гражданин консервативно-правых убеждений,
предлагал ввести для депутатов тогдашней
Государственной думы и их выборщиков вместо
имущественного или образовательного ценза
принципиально иной – “отцовский или детский”.
Менделеев был убежден, что все выборщики и не
меньше половины избираемых депутатов должны
быть отцами 3–4 детей, чтобы в своей работе они
руководствовались интересами будущего.
В 2001 году петербургский социолог
Альберт Баранов резко писал о том, что наше
государство гораздо больше учитывает интересы
престарелых, чем детей и молодежи, потому что
законодатели избраны в основном голосами
пенсионеров – они дисциплинированнее всех
остальных ходят на выборы. Баранов предлагал
добавить родителям столько избирательных
голосов, сколько у них детей, чтобы как-то
поприжать пенсионеров и переадресовать
высвободившиеся средства молодым семьям для
поощрения рождаемости. Поскольку пенсионеры у
нас отнюдь не роскошествуют, то данное
предложение и его обоснование многим показались
циничными. И кроме того, разве пенсионерам не
дороги интересы внуков? Как бы то ни было, идея
была высказана.
Лев Семашко и Марта Девит обосновывают
необходимость избирательного права для детей
многосторонне, стараясь ничьи права не ущемлять.
“История избирательного права экстенсивна:
сначала его получили богатые взрослые белые
мужчины, потом все взрослые мужчины, потом
женщины, потом молодежь с 18 лет. Избирательное
право более двух веков освобождалось от
многочисленных цензов – расовых, имущественных,
гендерных. Сохранился последний ценз –
возрастной. В “черной дыре” избирательного
права остались дети, которые гражданами страны
становятся с момента рождения, а избирателями
только через 18 лет, как будто все эти годы дети
живут вне общества, не имеют проблем и ничем
общественно полезным не заняты. На самом деле они
заняты самым важным делом: они воспроизводят
себя в качестве человеческого ресурса страны, от
которого зависит все ее будущее”.
Авторы концепции убеждены, что нет
никаких разумных оснований для лишения детей
избирательного права, и объясняют дискриминацию
просто: слишком укоренившаяся традиция, старый
предрассудок. А также совершенно справедливо
отмечают, что российская Конституция по сути не
лишает детей избирательного права. Так как за
гражданами признаются “основные права и свободы
от рождения” (статья 17.2), а среди прав есть
“право избирать” (статья 32.2) и дети – граждане.
Получается, что для предоставления им
избирательного права нет конституционного
препятствия.
В Федеральном законе “Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации”
Семашко и Девит обнаруживают внутренние
противоречия. “Активное избирательное право –
право граждан Российской Федерации избирать в
органы государственной власти и органы местного
самоуправления” (статья 2.26). “Гражданин
Российской Федерации участвует в выборах на
основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании”
(статья 3.1). Опять-таки раз дети – граждане, то,
выходит, и они должны участвовать в выборах. Но
следующая статья устанавливает возрастной ценз,
о котором прежде не было речи: “Всеобщее
избирательное право и право на участие в
референдуме: гражданин Российской Федерации,
достигший 18 лет, имеет право избирать, голосовать
на референдуме...” (статья 4.1). Лев Семашко и Марта
Девит считают, что избирательное право только
для граждан, достигших 18 лет, – это не всеобщее
избирательное право, а ограниченное.
Дальше новое противоречие: “Не имеют права
избирать, быть избранными, участвовать в
референдуме граждане, признанные судом
недееспособными или содержащиеся в местах
лишения свободы по приговору суда” (статья 4.3).
Граждане до 18 лет в этот перечень не попали.
Остается согласиться с авторами концепции –
противоречия в законе есть. Причина появления
этих противоречий понятна: неспособность детей к
политическому выбору настолько очевидна, что
законодатели даже не прописывали ее.
Сделать политический выбор и осознать свои
политические интересы дети не могут, но это не
значит, что таких интересов у них объективно нет.
Поэтому авторы концепции предлагают разделить
избирательное право детей и его исполнение:
право принадлежит детям, а исполнять его должны
родители (опекуны). “У родителей, опекунов,
государства и общества, – настаивают авторы, –
должна быть моральная и политическая воля
преодолеть избирательную дискриминацию детей,
нужно исключить возрастной ценз и утвердить
принцип: каждый гражданин с момента рождения
обладает правом избирать (правом голоса), которое
до его совершеннолетия исполняется родителями
(опекунами)”.
Авторы проекта верят, что наделение детей
избирательным правом, исполняемым их родителями,
позволит добиться многих позитивных перемен в
обществе. Сформировать такое парламентское
большинство, для которого проблемы детства
станут первоочередными. Укрепить семью, повысить
роль и авторитет родителей, их ответственность.
Увеличить уровень пособий и материального
благосостояния детей. Создать механизм решения
демографической проблемы, позволяющий повысить
рождаемость. Утвердить в государстве социальные
приоритеты.
По идеальной схеме ответственные, разумные
родители, получая дополнительные голоса,
формируют своим политическим выбором мир,
достойный детей. Но жизнь не идеальна. Однако
авторы не коснулись в своей концепции возможных
издержек. Станет ли избирательное право детей,
исполняемое родителями, стимулом для политики в
интересах детей? Скорее окажется очередной
утопией.
Мы попросили семнадцатилетних
граждан – студентов 1-го курса Института
международного права и экономики им. А.С.Грибоедова
– ответить на один-единственный вопрос в
анонимной анкете, как они относятся к концепции
избирательного права детей, исполняемого их
родителями (опекунами).
И вот что выяснили.
“Думаю, что все правильно. Только надо
давать детям самостоятельное право голоса
вместе с паспортом с 14 лет. А за младших пусть
голосуют родители, они же все равно за них
отвечают”.
“Это недемократично. Каждый человек должен
делать выбор сам. Мы и до 18 лет имеем свою четко
выраженную социальную позицию, а родители станут
распоряжаться нашими голосами в соответствии со
своей социальной позицией, которую мы вовсе не
разделяем”.
“Как будто родители могут решить, что для меня
лучше! Придется каждые четыре года писать новый
роман о конфликте отцов и детей”.
“Считаю, что принцип “один человек – один
голос” несправедлив. С какого перепугу
подросток, жаждущий самоутвердиться,
приравнивается в правах к настоящему, с большой
буквы Учителю или бизнесмену, создающему рабочие
места? Я думаю, что право голоса надо давать с 21
года или даже с 25 лет”.
“То есть родители будут получать дополнительные
бюллетени просто за то, что они родители? А если
они плохие родители?”
“Кто знает, может, от этого рождаемость
повысится”.
“Многие родители не используют и тот голос,
который у них есть. А если у них будет по
нескольку голосов, то выборы начнут постоянно
срываться из-за неявки”.
“Интересно, кто именно будет за меня голосовать
– мама или папа? У меня родители – политически
озабоченные и вечно спорят”.
“Человека до 18 лет, по-моему, все устраивает,
кроме личных проблем и суммы, выдаваемой
родителями на карманные расходы. Право голоса
вообще нужно предоставлять с 21 года. Вот такой я
самокритичный!”
“У меня и у родителей совершенно разные взгляды
на политику, но они будут распоряжаться моим
голосом, а я никак не смогу им помешать”.
“Если бы ребенок действительно делал выбор, а
родители от его имени честно ставили бы галочку в
соответствии с его решением, было бы куда
нормальнее”.
“Я считаю, что от рождения обладаю правом делать
выбор сама! Пусть даже ошибочный. Но каждый
человек имеет право на ошибку”.
Ответы студентов внимательно изучал
и отбирал самые интересные Алексей ОЛЕЙНИКОВ
А что думают об этой проблеме
взрослые?
Игорь Яковенко, философ,
культуролог:
– Избирательное право для детей? Что-то в этом
все-таки не то. Отрицательных сторон, по-моему,
больше, чем положительных. Неизбежны
злоупотребления. Только представьте себе:
директор детского дома голосует за своих
воспитанников и обладает огромным количеством
голосов... Наверняка обострится конфликт
поколений. Властям спокойнее, когда голосует
старшее поколение. Такое голосование более
стабильно и предсказуемо.
Марина Афанасьева, мать четверых детей:
– Мы с мужем уже много лет не ходим на выборы,
потому что не верим, что от нашего участия что-то
может измениться в лучшую сторону. Я не думаю, что
ситуация станет принципиально иной, если нам
добавят голоса детей. Нашему старшему сыну в этом
году исполнилось восемнадцать лет, и он принял
участие в выборах. Тут каждый решает сам.
Владимир Надеин, политический публицист:
– Избирательное право для несовершеннолетних –
для меня слишком революционная идея.
Делегировать свой голос – неправильно. Впрочем,
в Соединенных Штатах существует же институт
выборщиков. Но в случае избирательного права для
детей есть опасность, что ребенок будет вынужден
делегировать свой голос тому, кто, вполне
возможно, причиняет ему вред, обращается с ним
жестоко или небрежно. Я сам воспитанник детского
дома и знаю, о чем говорю. Не думаю, что подобный
проект когда-нибудь воплотится в жизнь, но
понимаю, чем он вызван. Нам действительно
необходимо повысить социальный статус ребенка.
Андрей Столяров, писатель, футуролог:
– Мне понятно желание расширить права детей, но
идея тем не менее неудачная. К сожалению, в России
ситуация всегда складывается таким образом, что
у семьи, где много детей, меньше доступа к
образованию. Электорат в этом случае будет
расширен за счет людей, некритически
воспринимающих действительность, склонных
верить “вождям” и популистским идеям. Качество
голосования резко понизится, а оно и так не на
самом высоком уровне. Мне вообще кажется
странным стремление наделить избирательными
полномочиями кого угодно. Чтобы сесть за руль
машины, человек обязан сдать экзамены по
вождению. А вот право избирать президента и
депутатов, от решений которых потом будут
зависеть судьбы миллионов людей, дается с
необычайной легкостью. Следовало бы от
“народной” демократии, которая себя исчерпала,
продвигаться к демократии “просвещенной”.
Тогда гражданин по крайней мере будет осознавать,
за кого и почему он голосует.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|