КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
...И обязательно позвоните
родителям
Спектакль Сергея Голомазова как
универсальное лекарство при авитаминозе чувств
Е.Симонова
В.Бабичева
З.Кайдановская
|
Сергей Голомазов, режиссер и
педагог РАТИ, поставил в театре «ГИТИС»
спектакль «Три высокие женщины» по пьесе
знаменитого американца Э.Олби. Спектакль, в
котором заняты три актрисы (Евгения Симонова,
Вера Бабичева и Зоя Кайдановская) и двое
студентов 2-го курса (Алена Ибрагимова и Алексей
Фроленков), родился как антреприза. Но, к счастью,
не обладает ни одним из дурных ее свойств – не
сшит впопыхах на живую нитку, не пошл, не глуп.
Скорее восхищает серьезным намерением и
актерским ансамблем. Это быстро оценил Сергей
Арцибашев, художественный руководитель Театра
имени Вл.Маяковского, где служит С.Голомазов.
Поэтому спектакль приняли в «семью» и будут
играть в филиале театра.
Я бы рекомендовала этот спектакль как…
универсальное средство от скуки (скуки жизни,
конечно, а не пресыщенности). И от уныния хорошо,
которое все-таки самый большой грех. И как
обезболивающее. И как витамин при авитаминозе
чувств.
«Человечество – это не больше чем один человек»,
– говорит героиня «Трех женщин». Я это понимаю
так: если вам на нос упала только капля дождя, вы
сообразите, что будет ливень, и раскроете зонтик.
Если в театре вам показывают чужую жизнь, а вы
примеряете ее на себя, это как раз и волнует.
Спектакль резонирует в вас, как звук в органе. Про
это хорошо однажды написал известный режиссер
Адольф Шапиро: «Когда на сцене настоящее, у
зрителя – свой спектакль. Не важно, что сюжеты
разные, важнее, что совпадает смысл».
Из фактов собственной биографии, из отношений с
собственной мачехой, Э.Олби сложил философскую
притчу. Три мелодии трех женщин – будто в
назидание, а может, в наказание потомству –
расплел он и сплел в одну судьбу. Поначалу
кажется, что героини действительно три разные
женщины трех возрастов. Вместо имен – первые
буквы латиницы: А. (Е.Симонова) – 92 года, В.
(В.Бабичева) – 50 лет, С. (З.Кайдановская) – 26. Чтобы
зритель ничего не напутал, на актрисах белые
майки с черными «номерами» – А, В и С. Как у
бегунов на длинную дистанцию. Когда во втором
акте они являются, окутанные белым шифоном и
газом, и садятся на высокие табуреты (то ли
невесты, то ли, может быть, ангелы), вдруг
становится ясно, что женщина одна, а перед нами
три ее ипостаси. Встреча с самой собой – кто ж не
мечтал об этом! То ли Девушке привиделись Женщина
и Старуха, и она заплакала во сне. То ли перед
Старухой мелькнули тени прошлого. То ли Женщина
беззвучно оплакала молодость и вздрогнула от
надвигающейся старости.
В спектакле почти нет действия. Пройдет,
протанцует бессловесный мужчина (А.Фроленков) –
то идеальный принц, то реальный муж, то почти
ирреальный сын, покинувший мать. Пронесется и
бесплотный дух женщины (А.Ибрагимова), что перед
последним вздохом покажет жизни кукиш. Но в
основном спектакль неподвижен – злые, острые
разговоры, скрипучие препирательства трех
героинь. А глаз не оторвать: интересно. Забавно,
смешно, грустно, трагично. Старуха (Е.Симонова)
смотрит на жизнь уже не в очки, а в бинокль. Какая
прелестная и жестокая метафора. Девушка
(З.Кайдановская) страшно амбициозна. Такой и
должна быть жестокая молодость, которую
раздражает старость как главное зло. Женщина
(В.Бабичева) охраняет цинизмом свой зыбкий покой.
Демонстрирует мудрость и здравый смысл: терпение
– вот главное качество, которому учит жизнь. Но
какая же это скучная процедура – заедать свою
усталость от жизни бутербродами с чаем. Актрисы
просто пересаживаются со стула на стул, а то и
вовсе мечтательно замирают на месте. Правда, во
втором акте каждой будет разрешено взорваться в
монологе. Но и без этого внутренняя динамика у
спектакля – мощнейшая, ибо три возраста
самоутверждаются в своей правоте. Кто победит,
кто убедит – не ясно вплоть до финала. А зритель
нервничает. Согласно паспортным данным болеет,
как у боксерских канатов или у кромки
футбольного поля. Спорят ведь – о смысле и
предназначении, о покое и страсти, о гармонии и
диссонансе. О том, как прожить, чтобы жизнь не
казалась убыточной.
Не знаю, откуда сорокалетний режиссер так все
знает про женщин и старость, но ему не откажешь ни
в наблюдательности, ни в тщании (редком, но
настоящем режиссерском качестве), ни в запасе
любви к своим героиням. Его актрисы возрастам не
соответствуют, но это и есть верное и остроумное
режиссерское решение. Если бы, к примеру, старая
актриса играла старость, спектакль скорее всего
потонул бы в мелодраматизме. А так – на нас со
сцены смотрят «сухие глаза трагедии» (по
Мейерхольду). И наше сердце заливается слезами.
Трио в спектакле звучит слаженно, нежные мелодии
причудливо переливаются. Но все равно главная
принадлежит Евгении Симоновой. Воспоминание о
нестареющей девочке-принцессе, которую она
сыграла когда-то в «Обыкновенном чуде»
М.Захарова и которую в ней потом эксплуатировали
десятки раз, только помогает оценить то
«смертельное сальто», которое она совершает в
«Трех женщинах». «Старость – это способность
думать о себе в третьем лице», – говорит героиня
Олби. Эту способность – одновременно быть и
«думать в третьем лице» – и воплощает Е.Симонова.
Хочется описать ее Старуху всю, по минутам, от
макушки до пяток, от пепельных волос,
превратившихся в седину под стариковской
панамой, до ног-колонн, обернутых гетрами, как
бинтами, и обутых в кроссовки. Если кто-то помнит
Фаину Раневскую, эту женщину-глыбу, этот
базальтовый утес, вставший, казалось, навечно, и
этот меловой холм, крошащийся от всякого порыва
ветра, то симоновская игра – оттуда,
воспоминание об этом. Это лицо, похожее на маску,
и глаза, вспыхивающие то лукавым, то мстительным
блеском. И эти замедленные движения… как Старуха
вытирает платком уголки рта, как промокает
пальцами беспричинную слезу, как, осторожно
сгибая руку, вяло почесывает щеку. И эта почти
животная – смертельная! – жажда жизни. Жажда
быть…
…Так кто же все-таки победил в этом «матче века»?
Не будьте наивны, читатель. Жизнь, конечно. Кто же
еще? Так что спешите, насладитесь ее мгновениями.
В сущности, их так немного. Проходя мимо, лишний
раз поцелуйте свое чадо в макушку. И обязательно
позвоните родителям.
Фото М.ГУТЕРМАНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|