ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
Как научиться говорить “Нет”?
Кандидат педагогических наук Анна
Макеева, автор исследования “Педагогическая
профилактика наркомании в школе” считает, что
подросткам необходима отработка навыков отказа
Все специалисты по наркопрофилактике
отмечают, что многие подростки впервые пробуют
наркотик отнюдь не по собственному желанию: они и
не хотят, и боятся, и предупреждены о
последствиях, и не стали бы этого делать, но… Не
умеют отказывать, не знают, как противостоять
давлению, не приучены твердо говорить: “Не хочу и
не буду”.
Совсем не смешная правда
“Родители
до трех лет учили меня ходить и говорить, а теперь
требуют сидеть и молчать”, – жалуется малыш в
старом анекдоте. Это вовсе не смешная, это
горькая правда.
Подросток мог бы обоснованно обвинить родителей
и педагогов: “Вы год за годом запрещали мне
произносить: “Не хочу – не буду, заставляли
вообще забыть эти слова, кто же теперь виноват в
том, что я разучился их говорить?”
Личность человека целостна, и не бывает так, что в
одних обстоятельствах ребенок послушен, покорен,
все распоряжения беспрекословно исполняет, даже
против воли и желания, а в других – он вдруг
самостоятелен, независим, критичен, делает
только то, что хочет, и не делает того, чего не
хочет.
Кандидат педагогических наук Анна Макеева, автор
исследования “Педагогическая профилактика
наркомании в школе”, отмечает, что неумение
отказываться – очень важный фактор в приобщении
подростка к наркопотреблению, но его серьезность
мы, взрослые, недооцениваем. Хороший, послушный,
умный ребенок, которого семья тщательно и
постоянно контролирует, все равно живет не в
стерильном окружении и не застрахован от того,
что кто-то из приятелей предложит ему
“попробовать”. Да, “наркогенная карьера” у
таких детей начнется позже, чем у тех, кто с малых
лет привык болтаться без присмотра. Но это не
утешение, если ребенок все же подсядет на
наркотики.
А почему это случилось? Он же не хотел, он хороший,
у него другие интересы… “Под влиянием
асоциальной компании, – утверждает Макеева, –
подростки совершают такие поступки, которые сами
считают неправильными и ненужными, просто не
умеют отказаться. Ведь этому не учат ни в школе,
ни дома. Попав в первый раз в непривычную
ситуацию, в которой непонятно, как себя вести,
всегда легче подчиниться, чем оказать
сопротивление”.
Макеева считает, что подросткам необходима
отработка навыков отказа, и предлагает для этого
несколько практических тренингов.
Маскировка для изворотливых
На первом занятии сначала проводится
разминка. Дети садятся или становятся в круг, а
взрослый “водит”. Игра заключается в том, что
дети уговаривают ведущего пойти в кино, в лес, на
дискотеку, а он изобретательно отклоняет
предложения. Обязательно с мячом: ведущий
бросает мяч игроку, тот уговаривает, потом
перебрасывает мяч ведущему, тот не соглашается.
То есть демонстрирует детям образцы отказа.
После разминки игроки под руководством ведущего
рассортировывают виды отказов. И к концу занятия
несколько таких отказов как бы охарактеризовано
и снабжено этикеткой.
Отказ-согласие: по сути, ты уже согласен, но
деликатно сопротивляешься, чтобы предложивший
имел возможность отступить, если сам настаивал
только из вежливости: “Чаю? Нет, нет, спасибо, не
хочу вас затруднять”.
Отказ-обещание: безобидная форма отказа.
Позволяет избежать конфликтной ситуации,
демонстрирует, что отказавший ценит общение с
предложившим: “Пойдем в кино?” – “Завтра – с
удовольствием, дня через два обязательно, а
сейчас к контрольной готовлюсь, уж извини”.
Отказ-альтернатива: тоже неконфликтная форма.
Что-то мешает принять предложение, но отказавший
не прерывает общение, а выдвигает встречный
вариант: “Пойдем на речку?” – “Купальника нет,
давай лучше пойдем в кино”.
Отказ – обстоятельства не позволяют: более
жесткая форма отказа. Отказывающий никаких
обещаний не дает и альтернатив не выдвигает:
“Пошли на речку?” – “Не получится, купальника
нет”. – “А в кино?” – “Нет, у меня завтра
доклад”.
Отказ-отрицание: совсем жесткая,
бескомпромиссная форма отказа. Направлена на
предложение или на предлагающего. Такой отказ
наносит обиду, но снижает вероятность получения
нежелательных предложений в дальнейшем: “Пойдем
в клубешник?” – “Не хочу. Дурацкое
времяпрепровождение!” Или: “С тобой не хочу!”
Или: “Не хочу. Не буду тратить деньги на ерунду!”
Или просто: “Не пойду, потому что не хочу”.
Отказ-конфликт: крайний вариант
отказа-отрицания. Резкий по форме, может
содержать оскорбление или угрозу: “Пойдем в
подвал?” – “Отвали со своим уродским подвалом,
идиот!”
Домашние заготовки
Следующее занятие тоже начинается игрой
с мячом. Ведущий бросает мяч играющему и
высказывает некое предложение, а поймавший мяч
отказывается его принять. После игры-разминки
проводится обсуждение: когда какой отказ
уместен, потому что неправильно выбранный
вариант отказа может ввести в заблуждение
предлагающего и поставить в ложное положение
отказывающего.
Третье занятие – опять разминка с мячом
“предложил – отказался”. Потом начинается
обсуждение сценариев. Отработка навыков отказа.
Макеева предлагает использовать как реальные
ситуации, так и смоделированные. Достаточно
скоро ребята, увлекшись, начинают приводить
живые примеры из собственного опыта.
Однажды летом Сережка вышел во двор. Никого из
приятелей не было, а на лавочке сидели незнакомые
пацаны. Он подсел, познакомился. Пацан постарше
предложил: “А пошли-ка мультики смотреть!”
Ребята встали и двинулись к подъезду. Сережка
знал, что такое “смотреть мультики” (дышать
парами бензина), и остался на скамейке. “А ты чего
расселся, особое приглашение нужно? А ну пошли!”
– И компания угрожающе повернулась к Сережке...
Подростки обсуждают наиболее рациональный и
безопасный выход из крайне неприятной ситуации.
Отказ-отрицание или отказ-конфликт запросто
спровоцируют агрессию, но отказаться все равно
нужно, и решительно. Может, начать с
отказа-отрицания? И тут же добавить к нему ссылку
на неизвестные предлагающим обстоятельства:
“Нет, не пойду. Сейчас мама спустится, мы с ней в
магазин собрались”. Если ситуация совсем
обострится, нужно, конечно, кричать, звать на
помощь и убегать, но беда в том, что подростковое
достоинство побег с криками не принимает. И об
этом тоже надо говорить. Доказывать, что побег и
крики о помощи иной раз – вполне рациональное
поведение и далеко не всегда постыдное.
Таня была влюблена в Диму, все время думала о нем.
Он наконец обратил на нее внимание. Они впервые
наедине. Она счастлива, она волнуется, у нее руки
дрожат. “Не нужно так нервничать. Что ты такая
зажатая? Все хорошо, расслабься! Вот, возьми!” – И
Дима протягивает ей несколько таблеток…
Ситуация почти безнадежная: Таня попала в капкан.
При сильнейшей психологической зависимости от
этого типа отказаться она вряд ли сможет,
особенно если он будет настойчиво уговаривать:
“Ты что, мне не доверяешь?”
Ребят надо предупредить, что таблетки могут
подействовать непредсказуемо. И очень велик
риск, что первое свидание закончится для Тани
трагедией. Что под действием таблеток можно
наговорить каких-то стыдных глупостей. Поэтому
надо сослаться на некие обстоятельства со
здоровьем (“Не могу принимать незнакомые
препараты из-за аллергии”) и попытаться быстро
увести разговор в сторону.
Если нет психологической зависимости или угрозы
расправы, то уверенные и убедительные отказы
должны у подростка просто от зубов отскакивать.
Компания празднует день рождения. Уже довольно
поздно, пора бы и расходиться, но тут на столе
появляется бутылка водки…
Действия очевидны: твердое “не буду”. А к нему
еще и какое-нибудь убедительное обстоятельство:
“Завтра контрольная, рано утром поезд встречать,
у меня непереносимость, я однажды так перебрал,
что до сих пор забыть не могу”. Скорее всего
начнут приставать: “У меня тоже завтра
контрольная, но я же не выпендриваюсь”. Однако
это уже неопасно: “Отстань. Мне важно получить
хорошую отметку, а ты как хочешь”.
Это что же получается: мы учим детей хитрить,
изворачиваться и лгать? Нет, учим благоразумной
стратегии сопротивления. Учим со смекалкой и
фантазией противостоять негативному давлению.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|