КЛАССИЧЕСКИЙ ПРОИГРЫШ
Прививка от словесности
Выучить литературу в школе – не
проблема. “Заболеть” ею практически
невозможно...
Слова “учение” и “лечение” очень
созвучны. Учиться, как и лечиться, никогда не
поздно. Учить, как и лечить, всегда трудно и
ответственно. Да школа и похожа на больницу:
учителя раздают детям в начале каждого урока
разноцветные пилюли согласно “курсу лечения”,
иногда даже индивидуальному. Следят, чтобы все
обязательно всё съели. В оставшееся время
проводят учебные процедуры – играют. Во время
аттестации собирают у детей анализы и изучают,
как продвигается процесс учения-лечения:
диагностируют! В конце обучения с картами тестов
на руках дети могут поехать поступать в разные
вузы для получения более сложной химиотерапии.
Чем не утопия? Стандарты, методики, ЕГЭ,
отчетность, унификация... Учителям отказано в
праве на индивидуальность, а дети и вовсе
признаны недееспособными. Им делают прививки от
разных опасных болезней – физики, биологии,
литературы. Теперь и от живописи и мировой
художественной культуры. Маленькая доза
возбудителя болезни – и ребенок вырабатывает
против этой учебной дисциплины иммунитет на всю
жизнь. Да, уколы литературы болезненны. Но после
них жизнь покажется проще. Пережив укол физикой,
поймешь, что мир полон необъяснимых явлений,
которые не стоит и начинать объяснять. Привитый
от географии знает: это такая скука!
Для измерения нормальности, правильности
образования придуман градусник в виде ЕГЭ.
Сейчас пытаются подогнать шкалу, улучшить
точность прибора. Дело за малым: учителям
предстоит научить детей натирать градусник до
нужной температуры, мимикрируя под нормального.
Они-то все равно знают, что индивидуальность,
этакая педагогическая опухоль, – материя
сложная, ее можно приглушить, перевести ее
развитие в вялотекущую стадию, но удалить –
невозможно.
У нормальных людей жалоб ни на один изучавшийся в
школе предмет обычно нет: они им не больны.
“Русский язык велик и могуч, математика – царица
всех наук, красота спасет мир”, – скажет человек,
ничего не читающий, не имеющий никакого понятия
об идеальных объектах, ни разу не “торкнутый”
произведением искусства. Чем не утопия?
Во всех антиутопиях трагический и, казалось бы,
неизбежный ход событий, ведущий к построению
общества без индивидуальностей, прерывается
персонажами, не желающими отказываться от
собственного “я”, уподобляться машинам.
Натолкнувшись на их голос, машина дает сбой.
Машина российского образования ничем от других
машин не отличается. Многие дети и некоторые
взрослые активно сопротивляются педагогической
инвакцинации. У хорошего учителя литературы
ученики больны его предметом, больны решительно
и бесповоротно. Ибо цель учения не лечение, а
заражение. Не приобретение интеллектуального и
эмоционального иммунитета, а возбуждение и
развитие способностей человека.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|