ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Школьный аттестат: проверка на
подлинность
В России создается база данных, где
можно проверить любой документ об образовании
С началом единого государственного
экзамена увеличивается число посетителей
Федеральной базы данных, созданной
специалистами из Московского института
электронного машиностроения (МИЭМ). Именно туда
из Центра тестирования Министерства образования
поступает вся информация об участниках и
результатах ЕГЭ. В базе МИЭМ приемные комиссии
вузов черпают сведения не только о набранных
абитуриентами баллах, но и о многом другом, на
первый взгляд не относящемся к ЕГЭ.
На наши вопросы отвечает один из разработчиков
базы данных, заместитель декана факультета
прикладной математики МИЭМ, член рабочей группы
по проведению ЕГЭ Алексей ПРОТАСОВ.
– Сколько лет существует ваша база
данных? Почему мы никогда не слышали о тендере на
ее создание?
– Никакого тендера не было. Был конкурс
научно-исследовательских работ среди вузов. Наша
база подготовлена учеными из МИЭМ. Смотрите: если
в вуз пришло свидетельство о сдаче ЕГЭ, приемная
комиссия захочет проверить его подлинность. То
же самое со школьными аттестатами. Возникла идея:
создать единую базу данных, как, скажем, в ГИБДД,
которая проверяет номера машин. Каждый, кто имеет
право (в первую очередь – приемные комиссии
вузов), сможет провести экспертизу свидетельства
о сдаче ЕГЭ или, например, школьного аттестата.
Последнее оказалось востребованным: сейчас по
просьбе одного из региональных управлений
образования мы закладываем в нашу базу данных
сведения о недействительных школьных
аттестатах…
– Раньше один из отделов Министерства
образования формировал списки утраченных
бланков школьных аттестатов и рассылал их по
приемным комиссиям вузов. Беда в другом – в этот
список в приемных комиссиях никто не заглядывал.
Вы уверены, что вашу программу не постигнет та же
участь?
– Раньше сотрудникам приемной комиссии
надо было прочесть полученный из министерства
длинный список и сверять номера в нем с номерами
принятых аттестатов. А теперь достаточно сделать
один файл – ведь в приемных комиссиях вузов
всегда есть своя программа учета абитуриентов –
и передать нам по компьютеру. Файл войдет в базу
данных, и через две-три минуты заказчики получат
ответ. Например, эти аттестаты подлинные, а вот
этот числится в утерянных…
– Почему такой базы данных не было раньше?
– В принципе такой сервис должен
существовать везде, где используются документы
строгой отчетности (ими являются документы об
образовании). Но лет пять назад это обошлось бы
слишком дорого – не было достаточно мощных
серверов. Сейчас мы можем себе это позволить.
В России должна быть база документов об
образовании. Ведь какие сложности возникают с
проверкой дипломов о высшем образовании!
Например, куда обращается кадровик, когда у него
возникают подозрения по поводу вашего диплома
или ученой степени, полученной в неизвестно
каком вузе?..
– Он должен запросить Высшую аттестационную
комиссию. Но вообще-то кадровики редко так
делают…
– Вот именно! Нужно писать в ВАК запрос:
действительно ли выдан диплом кандидата или
доктора наук. И несколько месяцев ждать ответ. А
кадровику нужно решать с ходу: принимать
человека на работу или нет. Другое дело – когда
кадровик или сотрудник приемной комиссии видит
всю информацию на экране компьютера. Он-лайновым
запросом можно проверить сразу триста или даже
тысячу свидетельств об образовании. Это
возможность, которую дает наша база данных.
– К сожалению, сегодня человеку нельзя
отказать, если он принес в приемную комиссию
фальшивый аттестат. То есть теоретически это
должно быть сделано, но на практике не делается
никогда…
– Сейчас у вузов есть другие способы
«завернуть» человека, который принес в вуз
фальшивый аттестат. А когда мы будем действовать
по закону, то таких методов применять уже будет
нельзя.
– Но закона-то нет…
– Закон есть! Закон “Об электронной и
цифровой подписи”, который был принят два года
назад. По этому закону должны создаваться
“удостоверяющие центры” с сертифицированным
программным обеспечением.
Но статус базы данных свидетельств об
образовании должен быть законодательно
определен: если предъявленный документ об
образовании окажется неподлинным, вуз сможет
предложить предъявителю обратиться в суд. Если
“удостоверяющий центр” дал неверное
заключение, то и на него можно подать в суд. И это
было бы справедливо.
– Какие самые распространенные трудности
при сборе данных о ЕГЭ и могут ли они помешать
работе базы?
– Федеральная база свидетельств работает
четвертый год. Во время ЕГЭ мы каждый день
получаем из Центра тестирования и загружаем в
базу актуальные данные. Самая большая сложность
– апелляции.
Например, выпускник написал апелляцию на решение
ЕГЭ. Результаты его апелляции, возможно, повлияли
на результаты других детей, которые решали те же
самые задачи. Значит, от исхода одной апелляции
зависит изменение многих сведений в базе данных.
В этом году мы ставим рядом с фамилией такого
ребенка флажок: это значит, что до 15 июля –
окончательного срока подачи результатов –
данные этого абитуриента могут измениться.
Особая статья – искажения имен и фамилий.
Ребенок пишет на одном бланке свое имя как
Наталья, потом – как Наталия. Компьютер
воспринимает Наталью и Наталию как двух
совершенно разных людей. И получаются
нестыковки: у одного и того же абитуриента есть
результаты по математике, но нет результатов по
физике. Ключ нарушается, база отказывается
грузиться. Именно поэтому в первый год
существования базы нам пришлось очень трудно.
– Неужели главные трудности в таких мелочах?
– Нам пришлось даже базу переработать,
чтобы она выдавала для одного человека не одно, а
два или три свидетельства о сдаче ЕГЭ. По закону
свидетельство должно быть только одно, но ведь
ребенок не должен страдать из-за своих ошибок!
Вообще-то во избежание подобных недоразумений
детей надо регистрировать до начала ЕГЭ. Мы
объясняли это с первого года существования
единого госэкзамена. Выпускник должен заранее,
еще в марте–апреле, принести свои данные,
заверенные директором школы. Правда, по моим
наблюдениям, после ряда ошибок люди благодаря
ЕГЭ начинают более или менее осмысленно
относиться к тому, что они пишут и подписывают. За
счет ЕГЭ повышается информационная культура
населения. Это стопроцентно положительный
эффект.
– Для чего бы еще можно было использовать
вашу базу данных?
– В базах данных (федеральных и
региональных) собираются очень интересные
сведения. Когда выпускник сдал ЕГЭ, то в базе
данных остается его годовая оценка, оценка
аттестата и оценка по ЕГЭ. В регионах нам
предлагают собрать сведения об условиях
обучения ребенка в школе: какой у него был
профиль, кто его учил, по какому учебнику, стаж
его учителей, подробная информация об учителях.
На основании этого заказа мы сделали особый
формат – в нем собирается информация,
привязанная к конкретному выпускнику: школьник и
его учитель, школьник и его учебник. Через эти
простые данные можно понять очень многое:
например, разобраться в проблеме миграции
учителей. Но эти сведения нужно было собирать вне
зависимости от ЕГЭ.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|