КНИГА ИМЕН
ИМЕНА ЭТОЙ СТРАНИЦЫ: Пьер ФОШАР
(1678-1761)
Судьба дантиста
Он изобрел бормашину, чтобы
просверлить зуб Жан-Жака Руссо
Стоматология
Когда вам лечили зубы, наверное, звучало
утешительное радио. Когда зубы лечили Жан-Жаку
Руссо, радио не было. Музыкантов звать накладно.
Чтобы успокоить автора “О воспитании”, жена
дантиста Пьера Фошара декламировала Ронсара.
Будь проклят, кто не знал пиров!
Почел я медика бессильным,
И мозг мой лишь тогда здоров,
Коль орошен вином обильным…
Трудно сказать, использовали ли в XVIII в. для
анестезии бургундское или кальвадос, еще труднее
представить, что и у Руссо болели зубы и что он
очень боялся врача Фошара. Меньше боялся другой
отважный просветитель с не менее
отвратительными зубами – Дидро. Еще меньше –
кардинал Флери. Самым терпеливым пациентом
Фошара был, по легенде, король Франции.
Мост короля Людовика XV
– Вы можете сделать так, чтобы ваш
государь мог улыбаться подданным? – якобы
спросил король.
– Сделаю все возможное, ваше величество, – якобы
ответил Фошар и воздвигнул мост.
Небольшой, на задние зубы.
Впрочем, изобретенные им штифтовые протезы –
лишь предтеча грядущих мостов. Но все же.
Придумать-то было непросто. Как и зубы из
слоновой кости с золотыми колпачками, покрытыми
разноцветной эмалью, – прототип
металлокерамики. Как и драгметаллы во рту
маркизы де Помпадур – тоже прообраз.
Именно до таких высот взлетел сын писаря из Анжу,
не зря отец учил: писанина – дело гиблое, зато
медицина… Кстати, Пьер Фошар не был придворным
дантистом Людовика XV: приглашали по случаю, и
байка смахивает на рекламный апокриф.
Что ж, двигательница торговли и стоматология
давно идут рядом. По крайней мере в том виде, в
каком их знаем сейчас. А знаем – почти в том же.
“Думали: будет радио – будет счастье. Радио есть,
а счастья что-то нету”, – по другому поводу
записал Ильф. Так что «бленд-а-мед», «орбит» без
сахара, лазеры, апекс-локаторы и прочая
аппаратура суть не изменили. Все как тогда.
Протезы, пластинки для исправления прикуса, само
запоминающееся кресло и – нужен ли эпитет? –
бормашину гениальный Фошар изобрел лишь в XVIII
веке. Что этому предшествовало – страшно
подумать.
Немного страшной истории
Стоматологии нет в старых энциклопедиях
среди стигматов, стона и “ста могил”. “Дантист”
(в дореволюционной России – зубоврачеватель без
патента, т. е. без пяти минут шарлатан) следует за
статьей о Дантесе.
С юмором относились к тяжкой проблеме
человечества только совсем уж древние. Барельеф
на индийском храме Бхархута изображает удаление
зуба у великана. Огромные кузнечные клещи тянет
за канат слон. Его кусает за хвост обезьяна,
другая сочувственно смотрит. Анималистическая
метафористика (вот и в тексте “Аюрведы” щечки
щипцов предписаны в виде пасти тигра или шакала)
понятна: судя по “зубовным атласам”,
раскопанным в Финикии, и у греков, римлян, и позже
пользовали страдальцев знахари,
брадобреи-многостаночники, ювелиры и даже – в
пору заподозрить черный юмор историков – палачи.
Гуманистов всегда не хватает. Таких, как арабский
хирург Абуль-Касим, считавший: “Ничто не заменит
удаленного зуба, ибо он – благородная
субстанция”.
Увы, никто, кроме специалистов, не хранит
благодарной памяти о тех, кто старался сохранить
благородную субстанцию. Жизнеописание
благодетеля человечества Фошара – лишь главка
из книги о стоматологии. В определенном, впрочем,
жанре.
Анекдотическая трагедия
Потенциальных биографов тоже можно понять
– споткнешься ведь о такое: “Голову больного не
следует зажимать между колен: от этого он
приходит в состояние нежелательной
нервозности”…
В состояние еще большей нервозности приходили
пострадавшие пациенты. Очень парижский анекдот
гласит, как вставную челюсть одной графини унес
ее любовник. Челюсть намертво захлопнулась на
его нижней губе, а тут граф некстати вернулся. Но
этот протез не Фошара рук. Он-то был мастером.
Спасать маркиз и графинь – то есть покорять
Париж – Фошар прибыл 42-летним провинциальным
профессионалом. Практиковался с 15 лет, как
стоматолог начинал в морском госпитале. После
матросов – с фаворитками и просветителями было
попроще. Хотя как знать.
Коммерческий успех не замедлил: он вышел в свет,
женился на модной актрисе. И тут фарс
куртуазно-либертинского века вдруг исподволь
разрушает какой-то совсем другой жанр. Времен и
уровня “Человеческой комедии”.
Пациент Фошара Руссо прожил не очень красивую
жизнь. Покаялся в “Исповеди”, написав книгу хоть
и великую, но основоположившую соблазнительный
для многих жанр публичного самоковыряния. Сам
себе бормашина, только никто не запломбирует.
Ведь исповедь и отпущение грехов – это все же к
Богу или доверенным лицам, а не к почтенной
публике. Наиболее разумные (меньшинство) из
бесчисленных последователей Руссо пытались
облечь желчь и досаду хоть в какую-то иную форму.
Бальзак, едва ли не первым после
просветительского наркоза, посмел говорить не о
себе и многотомно сформулировал очевидные
сейчас, но невнятные тогда вещи. Человека губят
деньги; деньги зарабатываются в столицах; чтобы
заработать много, надобно играть в столичные
игры. Кто не хочет – вышел вон, кто хочет – тебе
водить, выдерживают единицы.
Это история зубоврачевателя Фошара. Парвеню,
растиньяк от стоматологии, он завел дома в
центре, поставил на широкую ногу производство
челюстей, собрав безработных ювелиров.
Несчастные анекдотические графини ждали приема
месяцами и годами. Г-н Фошар, выбивший себе и
детям дворянские титулы, зарвался – однажды не
приехал даже к заболевшему королевскому
советнику со спектакля в “Комеди Франсэз”,
отделавшись наутро афоризмом: “Испорченный в
поспешности зуб исправить уже невозможно”.
Чеховская проблематика: Ионыч и т. д.
Жизнь ответила анжуйцу. Сын, дослужившийся до
придворных высот, вдруг все бросил и ушел по
материнской линии – актером в ту самую “Комеди
Франсэз”. Закат старого дантиста был отравлен
многолетней тяжбой с его второй женой,
родственницей первой супруги. Женился он на ней в
70. С ней и не поделил какие-то опекунские деньги
еще какого-то родственника. Его постоянный
пациент Дидро придумал жанр: мещанская драма. Так
ее позже в Германии назвали, а у Дидро лучше –
слезная комедия. Сквозь слезы смеяться или,
наоборот, рыдать сквозь хохот о живых, смешных и
страшных людях вместо пустозвонства о ходульных
персонажах-функциях.
Что чувствовал и думал человек Фошар –
неизвестно. Автопризнаний нет: по счастью, писал
он только зубоврачебные книги.
А в художественных, созданных за два с половиной
века со времен первой бормашины, трудно
вспомнить неоднозначного персонажа-медика,
кроме чеховских докторов. Врачи – либо герои,
либо рвачи. Если все же неоднозначные, то никого
не лечат, а только философствуют.
И ни одного, кстати, стоматолога. Впрочем, был
один. И как раз неоднозначный. Но фильм
“Похождения зубного врача” Александра Володина
и Элема Климова лег на полку с 1960-х до перестройки
(как и “Тридцать три” Георгия Данелия 30 лет шли
третьим экраном). Слезные эти комедии задели не
только и – сейчас кажется – не столько тогдашние
болячки, а слишком уж вечные, потому и
табуированные. У цензоров ведь не только
метафорические зубы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|