Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ШКОЛЬНЫЙ ДИЗАЙН 

Светлана КИРИЛЛОВА

Леонид Фейгин: «Современная школа– это замок…»

Насколько зависят учителя и ученики от интерьеров, в которых им приходится учить и учиться? Сегодня на этот вопрос пытается ответить дизайнер с мировым именем, арт-директор студии “Директ-дизайн” Леонид Фейгин

Леонид ФейгинВозможно, Леониду Фейгину никогда не пришло бы в голову думать о дизайне образовательных учреждений. Но вот уже несколько лет он руководит курсом повышения квалификации для арт-директоров (в составе Британской высшей школы дизайна в Москве).
«Я столкнулся с тем, что арт-директора воспитывались в тех же самых школьных классах и сидели за теми же самыми школьными партами, – говорит он. – И вот следствие: будучи талантливыми дизайнерами, они, как правило, не умеют проявлять инициативу. В современной школе человек, к сожалению, не может научиться гармоничному взаимоотношению с миром, не может научиться воздействовать на окружающую среду, не разрушая ее».

– Как известно, наиболее удобная ситуация, в которой человек может запомнить что-либо, – говорит Леонид Фейгин, – если он может физиологически реагировать на все, что услышит. Каждый из нас за свою жизнь вырабатывает массу приемов, помогающих работе его памяти, – щелкать пальцами, менять позу, вставать, ходить. Как мы прекрасно знаем, на уроках это запрещено.

– Значит, когда в средние века студенты Парижского университета, по обычаю, рассаживались на полу аудиторий на соломе, когда они могли в любое время куда угодно свою охапку соломы перенести, они при этом лучше усваивали лекции?
– Это было гораздо более удобно для личного понимания и запоминания предмета. При получении информации ученик должен совершать некие творческие действия, которые создадут у него ощущение понимания происходящего. Иначе возникает ситуация подавления личности: тебя учат, а ты обязан молчать и сидеть со сложенными руками!
Дизайн современного образовательного помещения – это особая система по уничтожению индивидуальности не только учеников, но и учителей. Этой цели служит расположение коридора, санузлов, парт и учительского места в современной школе. Оно родилось из противостояния: класс и учитель, школа и улица.

– Все государственные школы – как в России, так и на Западе – приблизительно одинаково устроены. Что бы вы предложили взамен такой школы?
– Видите ли, я не педагог. Я просто дизайнер и обучаю других дизайнеров. А практика современного дизайна учит, что у каждого человека должен быть отдельно взятый кусок пространства, где человек может, во-первых, проявить свое творчество и которым, во-вторых, он учится управлять. Такое же личное пространство должно быть и у преподавателя.
Главное, чтобы ученики могли сидеть в удобных для них позах, в удобных местах и чтобы на выполнение творческих или самостоятельных заданий указывали кабинка, ящик, место около стены, на котором можно оставить след своей личности – приколоть записку, испачкать или, наоборот, вымыть, даже написать ругательство, если так захочется.
Помните, как ругали учеников, которые вырезали ножом слова на партах? Но это ведь естественное стремление человека оставить свой след!
Если мы лишаем ученика личного пространства, мы лишаем его возможности научиться вести себя в новой ситуации.
Когда я прихожу в какое-нибудь частное учебное заведение, я обычно раскидываю парты, ставлю их вместе, и получается огромный общий стол, где каждый занимает одинаковое со мной место. Можно вставать, ходить, что-то вешать на стены. Получается собрание равных, как у короля Артура…

– У короля Артура и его рыцарей был круглый стол…
– Это не важно, сойдет и квадратный. Главное – чтобы каждый ученик мог себя проявить.
Но в школе все с точностью до наоборот. Возьмите декор школьных классов. Одни и те же постеры на одних и тех же местах с годами просто лишают возможности творчески мыслить!
Идеальное оформление учебной аудитории – это система рамочек и закрепляющихся панелей, на которые вешаются меняющиеся фотографии, рисунки, плакаты. Хорошо, если ученик, войдя в класс, из которого вышел вчера, найдет на стене нечто новое. Должен постоянно идти процесс общения со стенами учебного заведения. Тогда человек начинает чувствовать учебное заведение как собственный творческий продукт.

– Вы сказали, что расположение коридоров в современной школе тоже лишает детей индивидуальности. Каким образом?
– Что касается расположения школьных коридоров, то это просто казарменная система.
Поэтому выпускник стандартного учебного заведения много чего знает, но ничего не может сделать. В сущности, он боится окружающего мира.
Знаете, чем отличается архитектура эпохи Возрождения от романской архитектуры? Архитектура античности и Возрождения – это гармония. Вы попадаете сначала во дворик, потом в пространство, осененное колоннадой, а потом – в дом. Выйдя из дома, вы окажетесь в тени колоннады – вы дома, но как бы и на улице. Вы находитесь в гармонии со всем миром. Романская архитектура – это замок, это толстая стена, отделяющая пространство дома от пространства враждебной улицы. Чтобы отправиться погулять, надо надеть латы, взять оружие. Уже от одного этого можно устать. По такому же принципу организуется современная школа. Это замок, противопоставленный всему миру.

– Допустим, мы дадим ученикам отдельную доску или панель, чтобы самовыражаться на ней… Но что можно сделать со школьными зданиями, которые построены много лет назад и никакой перестройке не подлежат?
– Если мы не можем перестроить школьное здание, давайте обратим внимание на школьные коридоры. В них надо многое изменить. Сегодня функция школьного коридора – соединять классы. Я бы сразу разделил школьное здание на зоны, выделил бы особое место для свободы собраний. Это решило бы очень много хулиганских проблем.

– Разве школьный актовый зал – не место для собраний?
– А вы представляете себе учеников, которые сказали бы друг другу: пойдем, Машка, в актовый зал, потусуемся там? И кто их пустит в актовый зал? В школе должно быть несколько открытых библиотек с журналами, с книгами, с компьютерами – это тоже даст ребятам свободу собраний. Если кто-то не хочет идти на урок – пусть остается в холле, сидит там и чем-нибудь занимается. Там должны стоять столы и кресла. Человек не должен быть изгнан из школы. Даже если он не на уроке – он должен находиться в школе, среди своих ребят. Все это позволило бы школьникам более комфортно себя чувствовать и легче идти на уроки. Вся школа в целом стала бы местом более уютным для пребывания. Тогда можно было бы взяться за классы. Недопустимо гонять учителей вместе с классами из кабинета в кабинет. Человек болтается по коридору и лоботрясничает, потом заходит в кабинет химии, отбывает там срок и отправляется обратно в коридор. При такой системе нет никакого проникновения окружающего мира и школьного предмета. Надо, чтобы пространство класса спокойно перетекало в пространство школы, а пространство школы – в пространство окружающего мира за порогом. Это совершается через коридорчик, стену, кусок школьного коридора, отведенного под определенный предмет. Например, выкрасить часть коридора у кабинета химии в синий цвет, исписать формулами. Приближаясь к кабинету, ты приближаешься к зоне химии. Зашел туда – оказался в мире химии. Вышел, прошел несколько шагов по коридору – вступаешь в зону биологии. И так далее…

– Вы видели когда-нибудь здание, идеально приспособленное для учебы?
– В любой стране, где бы я ни был, я в первую очередь нахожу школу дизайна. Мне понравилась школа дизайна в Гамбурге. Каждый этаж посвящен отдельному предмету. Кабинеты обставлены так: один большой стол посередине, вокруг – кресла на колесиках, на которых можно кататься. В углу – место для преподавателя. В аудитории – полная свобода: хочешь сесть на пол – садись, хочешь лечь на стол – ложись. Свобода собрания в этом здании реализована в виде маленьких холлов. Как только ты выходишь из лифта, сразу попадаешь в маленький холл, где можно общаться с друзьями, никому не мешая. Сам я хотел бы сделать именно так – чтобы люди могли оказывать воздействие на то помещение, где они находятся.

– Вы уверены, что многое в школьном образовании можно исправить правильным дизайном?
– Конечно, нет! Если нет настоящего учителя, – дизайном делу не поможешь. А недостатки помещений можно компенсировать с помощью методов преподавания. Но для учителей и учеников было бы гораздо удобнее, если бы школы проектировали “по уму”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru