СОПРИКОСНОВЕНИЕ СУДЕБ
«Я ходил за ним робко и
восхищенно...»
Астафьев!.. Такое ощущение, будто знакомы
мы с ним много лет.
...Когда у него в 1999 году был юбилей, 75 лет, я
позвонил в Красноярскую филармонию и спросил:
– У вас найдется время для репетиций?
– Конечно, Евгений Владимирович.
– Я хотел бы концерт для Виктора Петровича
продирижировать с вашим симфоническим
оркестром.
– Рады будем. Приезжайте.
Потом позвонил Виктору Петровичу и сказал, что
хочу приехать в дни его юбилея в Красноярск и
сделать ему музыкальное приношение.
– Что ты Женя, – начал отговаривать меня Виктор
Петрович, – тут и так столько денег на мой юбилей
угрохано, не потянем мы твой концерт, ты уж
извини.
– Да я бесплатно, – говорю ему. – Я подарок вам
хочу сделать.
На концерте он сидел ряду в десятом, в
серединочке. Концерт был в четыре часа дня 2 мая,
и, открывая его, я сказал: “Низкий поклон вам от
всех русских музыкантов”. А у самого комок в
горле и слезы на глазах. Так и оркестр играл – от
души, от сердца. Поклонились мы ему Музыкой! А что
мы еще тогда могли, кроме этого, как и теперь, –
только поклониться, сказать последнее прости.
А “серьезных” разговоров меж нами, к сожалению,
так и не было: ни тогда, ни после. О чем я мог
говорить с ним – своим серым языком? И он тоже –
целовал меня, растроганный, после концерта. А
говорить-то – что? Я только в те дни ходил за ним
робко и восхищенно слушал его.
…В “Моцарте и Сальери” не написано, что Моцарт
умирает, а сказано в ремарке: уходит. Вот и Виктор
Петрович, мученик добродетели, не умер, а просто
ушел.
Три первых дня после его смерти я просто плакал…
Сам попал в больницу, поэтому не смог лететь на
похороны.
Литература его – пророческая. В его книгах есть
такие особые, “темные” и страшные места, но от
них идет ослепительный свет.
…Почему талантливых композиторов много, а
великие только те, кто прожил трагическую судьбу,
– Моцарт, Мусоргский?.. Астафьев самозабвенно
любил музыку! У него есть потрясающая новелла
“Аве Мария” о Шуберте. Так почувствовать
музыкальную материю, “раскаленную до последнего
градуса” страданием! Страданием не
человеческим, а уже небесным. Или еще совсем
молодым парнишкой, во время войны работающим на
станции Базаиха составителем поездов, увидеть на
сцене оперного театра облака, услышать мрачные
звуки всемирной трагедии жизни и смерти в музыке
Верди и “Реквием” его потом ощутить как “состав
своей крови”.
Он же никогда и нигде этому специально не учился,
но ни один профессионал-музыковед так не писал о
музыке, как Астафьев. В Музыке для него
заключалась любовь человеческая.
…Я к нему всегда как к Великому Старцу ехал.
Такие люди, как он, и есть Родина. Может, Моцарту я
на том свете полы буду мыть или за вином бегать, а
для Виктора Петровича все что угодно, хоть
карандаши точить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|