Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОПРИКОСНОВЕНИЕ СУДЕБ 
 

Дмитрий ШЕВАРОВ

…И над ними – вечная музыка

И вот который день я возвращаюсь памятью под высокие своды Новой Оперы, где в холодный майский вечер звучала музыка Колобова и слово Астафьева. Где в финале очистительной грозой освежал сердца и души вальс Арама Хачатуряна из музыки к лермонтовскому “Маскараду”…
Знакомство Виктора Астафьева и художественного руководителя Новой Оперы Евгения Колобова было кратким – всего пять-шесть лет. Всего несколько личных встреч и телефонных разговоров, ведь один жил в Красноярске, другой в Москве. Но дружеское расположение и художественное родство писателя и дирижера оказались столь велики, что их недолгое общение стало событием для отечественной культуры. Причем событием, которое длится до сих пор, открывая нам в новом свете дарования двух прекрасных людей.
Они ушли один за другим. Израненный, настрадавшийся, чуть-чуть не дотянувший до 80-летия Виктор Петрович. И за ним, в июне прошлого года, 57-летний Евгений Колобов, по-юношески легкий и тонкий, ему и вослед говорят: “Женечка…”
На концерте мне отчего-то вспоминалась зима, далекие теперь уже студенческие годы в Свердловске, когда на лекциях, поглядев в окно, мы видели сквозь снег здание оперного театра – воздушное, почти неземное, манящее к вечеру огнями. Как раз в то время, в конце 70-х – начале 80-х годов, главным дирижером театра был Евгений Колобов. В него, казалось, был влюблен весь город. Его постановками, его обаянием была освещена тусклая нищета тех лет, когда, чтобы купить в магазине бутылку молока, надо было встать в шесть утра. Но была музыка, тонкая фигура дирижера, трепет его рук над оркестром! И осталась навсегда в душе и музыка, и щемящая любовь к тем вечерам на галерке, к взволнованному дыханию внимающего зала, к возвращению из театра с благодарным, омытым высокой нежностью сердцем. К возвращению под фонарями по чистому, только выпавшему, снегу…
Перед началом концерта была представлена удивительная – музыкально-художественная! – книга “Созвучие”*. Единое, гармоничное целое составляют в ней проза Виктора Петровича о музыке, размышления о дирижерской профессии Евгения Владимировича Колобова, его монолог о знакомстве с Астафьевым, тут же – предисловие филолога и пушкиниста Валентина Семеновича Непомнящего. К книге приложен компакт-диск с записью любимой музыки Астафьева в исполнении дивного, несравненного оркестра театра Новая Опера.
Известный иркутский издатель Геннадий Сапронов рассказал со сцены: “Идея книги родилась в этом театре, когда после ухода Астафьева я однажды приехал в Москву и пришел сюда на спектакль. Потом мы сидели вместе с Евгением Владимировичем, вспоминали Виктора Петровича, и нам пришла мысль собрать вместе все написанное им о музыке и добавить к этому диск с его любимой музыкой… Потом мы вместе ехали на поезде через всю страну, в Сибирь, и по дороге обсуждали, что отберем, что запишем… Я благодарен театру, который выполнил завещание Евгения Владимировича и записал этот диск. Сегодня утром я поехал на Ваганьковское кладбище, шел дождь… Поклонился Евгению Владимировичу. Он смотрел на меня с портрета с радостной грустью. Я сказал: “Женя, мы сделали то, о чем ты мечтал… Сегодня в твоем театре прозвучит твоя великая и вечная музыка”.
У Евгения Владимировича была еще одна мечта, еще один порыв душевный, связанный с поминанием Астафьева. В нынешнем мае, в день 80-летия писателя, Колобов хотел приехать с оркестром в Овсянку и исполнить на берегу Енисея “Реквием” Верди.
Произойди это событие – и, кажется, музыка смела бы всю фальшь юбилейную, всю ту “клевету обожания”, которая нахлынула нынче в бедную Овсянку вместе с показной бронзой, асфальтом и бетоном…
Среди опубликованных в книге “Созвучие” рассказов Астафьева – такие его шедевры, как “Ясным ли днем”, “Зорькина песня”, “Далекая и близкая сказка”, “Песнопевица”… Среди записанных на диск произведений (почти все они исполнены в оркестровке Евгения Колобова) – такие сокровища мировой музыкальной классики, как “Адажио” Т.Альбинони, “Ave Maria” Дж.Каччини, фрагмент “Реквиема” Дж.Верди, “Вокализ” С.Рахманинова…
На концерте в исполнении солистов и оркестра Новой Оперы (дирижер Евгений Самойлов) прозвучали именно те произведения, что записаны на вложенном в книгу компакт-диске. Отрывки из астафьевской прозы читал актер Михаил Васьков.
…В саду “Эрмитаж”, рядом со сказочно красивым зданием Новой Оперы, прижилась сосенка, привезенная Евгением Колобовым несколько лет назад из Овсянки. Когда они с Астафьевым говорили по телефону, Виктор Петрович всегда спрашивал: “Как, растет сосенка?..”
И сосенка подрастает, и музыка тянется в небо, и добрые книги ложатся в ладони.
Сегодня с согласия издателя мы публикуем фрагменты из книги “Созвучие”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru