СОПРИКОСНОВЕНИЕ СУДЕБ
…И над ними – вечная музыка
И вот который день я возвращаюсь памятью
под высокие своды Новой Оперы, где в холодный
майский вечер звучала музыка Колобова и слово
Астафьева. Где в финале очистительной грозой
освежал сердца и души вальс Арама Хачатуряна из
музыки к лермонтовскому “Маскараду”…
Знакомство Виктора Астафьева и художественного
руководителя Новой Оперы Евгения Колобова было
кратким – всего пять-шесть лет. Всего несколько
личных встреч и телефонных разговоров, ведь один
жил в Красноярске, другой в Москве. Но дружеское
расположение и художественное родство писателя
и дирижера оказались столь велики, что их
недолгое общение стало событием для
отечественной культуры. Причем событием, которое
длится до сих пор, открывая нам в новом свете
дарования двух прекрасных людей.
Они ушли один за другим. Израненный,
настрадавшийся, чуть-чуть не дотянувший до
80-летия Виктор Петрович. И за ним, в июне прошлого
года, 57-летний Евгений Колобов, по-юношески
легкий и тонкий, ему и вослед говорят:
“Женечка…”
На концерте мне отчего-то вспоминалась зима,
далекие теперь уже студенческие годы в
Свердловске, когда на лекциях, поглядев в окно, мы
видели сквозь снег здание оперного театра –
воздушное, почти неземное, манящее к вечеру
огнями. Как раз в то время, в конце 70-х – начале 80-х
годов, главным дирижером театра был Евгений
Колобов. В него, казалось, был влюблен весь город.
Его постановками, его обаянием была освещена
тусклая нищета тех лет, когда, чтобы купить в
магазине бутылку молока, надо было встать в шесть
утра. Но была музыка, тонкая фигура дирижера,
трепет его рук над оркестром! И осталась навсегда
в душе и музыка, и щемящая любовь к тем вечерам на
галерке, к взволнованному дыханию внимающего
зала, к возвращению из театра с благодарным,
омытым высокой нежностью сердцем. К возвращению
под фонарями по чистому, только выпавшему,
снегу…
Перед началом концерта была представлена
удивительная – музыкально-художественная! –
книга “Созвучие”*. Единое, гармоничное целое
составляют в ней проза Виктора Петровича о
музыке, размышления о дирижерской профессии
Евгения Владимировича Колобова, его монолог о
знакомстве с Астафьевым, тут же – предисловие
филолога и пушкиниста Валентина Семеновича
Непомнящего. К книге приложен компакт-диск с
записью любимой музыки Астафьева в исполнении
дивного, несравненного оркестра театра Новая
Опера.
Известный иркутский издатель Геннадий Сапронов
рассказал со сцены: “Идея книги родилась в этом
театре, когда после ухода Астафьева я однажды
приехал в Москву и пришел сюда на спектакль.
Потом мы сидели вместе с Евгением
Владимировичем, вспоминали Виктора Петровича, и
нам пришла мысль собрать вместе все написанное
им о музыке и добавить к этому диск с его любимой
музыкой… Потом мы вместе ехали на поезде через
всю страну, в Сибирь, и по дороге обсуждали, что
отберем, что запишем… Я благодарен театру,
который выполнил завещание Евгения
Владимировича и записал этот диск. Сегодня утром
я поехал на Ваганьковское кладбище, шел дождь…
Поклонился Евгению Владимировичу. Он смотрел на
меня с портрета с радостной грустью. Я сказал:
“Женя, мы сделали то, о чем ты мечтал… Сегодня в
твоем театре прозвучит твоя великая и вечная
музыка”.
У Евгения Владимировича была еще одна мечта, еще
один порыв душевный, связанный с поминанием
Астафьева. В нынешнем мае, в день 80-летия
писателя, Колобов хотел приехать с оркестром в
Овсянку и исполнить на берегу Енисея “Реквием”
Верди.
Произойди это событие – и, кажется, музыка смела
бы всю фальшь юбилейную, всю ту “клевету
обожания”, которая нахлынула нынче в бедную
Овсянку вместе с показной бронзой, асфальтом и
бетоном…
Среди опубликованных в книге “Созвучие”
рассказов Астафьева – такие его шедевры, как
“Ясным ли днем”, “Зорькина песня”, “Далекая и
близкая сказка”, “Песнопевица”… Среди
записанных на диск произведений (почти все они
исполнены в оркестровке Евгения Колобова) –
такие сокровища мировой музыкальной классики,
как “Адажио” Т.Альбинони, “Ave Maria” Дж.Каччини,
фрагмент “Реквиема” Дж.Верди, “Вокализ”
С.Рахманинова…
На концерте в исполнении солистов и оркестра
Новой Оперы (дирижер Евгений Самойлов)
прозвучали именно те произведения, что записаны
на вложенном в книгу компакт-диске. Отрывки из
астафьевской прозы читал актер Михаил Васьков.
…В саду “Эрмитаж”, рядом со сказочно красивым
зданием Новой Оперы, прижилась сосенка,
привезенная Евгением Колобовым несколько лет
назад из Овсянки. Когда они с Астафьевым говорили
по телефону, Виктор Петрович всегда спрашивал:
“Как, растет сосенка?..”
И сосенка подрастает, и музыка тянется в небо, и
добрые книги ложатся в ладони.
Сегодня с согласия издателя мы публикуем
фрагменты из книги “Созвучие”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|