ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Святогор
Оседлые племена часто воспринимают
дорогу как нечто обременительное. В песнях они
поют, конечно, о бродягах и чужеземцах, но на
самом деле ни в коем случае не хотели бы
оказаться на их месте. Презрение к кочевникам –
это в крови. В нем слышатся отголоски давних
унижений, как увозили жен и невест, привязав к
седлам кривоногих степных лошадок, побед, как
грамотная пехота била наконец хаотичную степную
конницу, и окончательного торжества на ниве
экономического прогресса. Комфорта и всего
такого. А песни? Что песни? Главная ошибка
романтического юношества – трактовать сказания
и баллады в виде руководства к действию. Писатели
и сценаристы, конечно, сочиняют истории об
исключительных судьбах, им так интереснее и
приятнее, но кто же подобные вещи воспринимает
всерьез? Есть отдельные безумцы, смущающие
чересчур вольной повадкой, но и они чаще всего
годам к тридцати прикипают намертво к общему
котлу. Учатся хлебать одной ложкой будни и
праздники. Тогда остальные едоки говорят с
наслаждением: “Повзрослел” – и торопятся к
своим заботам. У каждого повзрослевшего есть
трудности, проблемы, и они требуют решения на
месте. Каждодневная жизнь – вот настоящий
подвиг. Легче легкого – грудью броситься на
пулемет. Попробуй всегда вовремя покупать
порошок для посудомоечной машины.
А писателей читать занятно. На то они и
существуют, чтоб развлекать.
В
старину горожане отправлялись в путь, чтоб
сменить обстановку. Чаще всего по необходимости,
на заработки там или в изгнание. Все равно ведь к
чужакам отношение было подозрительное. Особенно
вблизи, когда из Гамбурга – в Бремен, из
Чернигова – да во Владимир. И надо было отъехать
далеко, очень далеко, прослыть экзотической
птицей, существом странного и другого мира, чтоб
получить какие-то шансы. Изменить себя и свой
общественный статус.
Скажем, Марко Поло или Афанасий Никитин. Кто они?
Обычные в сущности торговцы, только немного
совсем беглецы. Но в чужих краях предстали
полномочными послами особого, окутанного тайной
дальнего мира и потому удостаивались того
почтения, с которым люди обычно относятся к
тайне. Почтения и страха.
Нам это, наверное, невозможно даже представить.
Великий шелковый путь. Иноземец, часто не зная
наречия, обычаев, привычек, стучится в ворота
чужого города. Окружающие делают вид, что не
замечают. Ну, прибыл, ну бог весть кто такой. Но
уже спешат шепотки и доносы, обгоняя на много
дней медлительные караваны.
В первую очередь ему надо обзавестись
переводчиком. Остальное – дело техники или почти
сказочного сюжета. Если пришелец более или менее
осанисто выглядит, хорошо одет и умеет себя
подать, как следует по местному канону, его ведут
к правителю. Он мог быть на родине простолюдин
или нечаянный грамотей, решившийся отправиться в
далекое путешествие без всякой надежды на
возвращение. Даже вор, убивец какой-нибудь, с
позором изгнанный из родных краев. Но тут у него
появляется шанс. Уникальный и, если он выживет,
даже не последний. Он может стать советником
местного князя, министром, начальником над
казной, правителем отдаленной области и просто
возлюбленным собеседником. А иногда и
чьим-нибудь возлюбленным. А потом вновь
отправиться в путь. И на него не будут держать
зла.
В странствии жизнь с частотой перехода из одной
области в другую будет дарить ему такие
возможности. Опасности, конечно, тоже велики.
Эпидемии, войны, слухи. А может быть, наш герой –
разведчик, посланный шахиншахом. Персия от этих
мест ведь тоже на западе.
...В конце концов стражники просто хватают
несчастного и без объяснения бросают в
подземелье под сторожевой башней. Сколько
древних путешествий завершилось таким печальным
образом? Бог весть. Потому что утонули в мареве
времени имена тех, сгинувших. Лишь в музеях
туристы рассматривают желтые кости под мерный
говорок гида: “Это был чужестранец. За что
пострадал, неизвестно. Как звали, тоже
неизвестно. Время? Ну предположительно
тринадцатый век”.
К сожалению, в современном мире исчезло дальнее.
У тебя есть паспорт, с этого года вводится
электронный код, компьютер все сосчитает,
пограничная служба все проверит, и вперед,
навстречу запланированным приключениям.
Конечно, индейцы в дебрях Амазонки, конечно,
странные племена в Микронезии и Центральной
Африке, но все это не дальше пятисот верст от
международного аэропорта. Какой-то таблоид не
так давно рассказал о буднях вождя племени
людоедов, разместившегося в джунглях чуть
севернее Австралии. Человек приезжал на джипе из
своих джунглей в ближайший большой город,
заходил в интернет-кафе, заглядывал на сайты
международной службы знакомств и выписывал себе
невесту пожирней да погабаритней. Полиция
спохватилась только на сто двенадцатой
исчезнувшей барышне. А что делать? У вождя просто
перед глазами было исчерпывающее меню, и
поступал он в соответствии с национальными
традициями.
Исчезновение дальнего провоцирует появление
бесчисленных фантастических историй, фэнтези и
тому подобного. И напрасно клевещут, что это
сказочное изобилие свидетельствует о массовом
оглуплении. Сомневаюсь. Дальнее необходимо хотя
бы для того, чтоб было куда отправиться в
изгнание. Бежать, спасаясь от пенсионного налога
и медицинской страховки. От политической
корректности и ежедневной сводки новостей. От
ближневосточной проблемы. От неурядиц на работе
и неприятностей в личной жизни. От нового
международного языка, наконец, на котором
выражаются все эти полезные понятия. Political correction,
sexual harassment, international terrorism.
Есть версия, что дальнее теперь притаилось за
спиной. Обернешься и увидишь, как вьется дорога
под воду. Скрипит телега, мелко трусит лошадка,
пятеро паломников спешат в Китеж. А на Алтае, на
берегу Телецкого озера, есть поселок, населенный
людьми, время от времени прогуливающимися в
Шамбалу. Селение называется Артыбаш, и там
собрались странные персонажи со всего бывшего
Союза. Художники, рисующие черных лошадей,
мчащихся по синему небу, музыканты, слушающие
музыку воды, искатели истины, разворачивающие
длинные свитки тибетских книг. Артыбаш – вполне
себе туристический центр, и каждого, кто купил
путевку и прибыл на турбазу, неизбежно замучат
рассказами, как попасть туда, незнамо куда. В
староверческое Белогорье, например, где “то ли
Белый город, то ли Белые горы, Белая обитель и
Белый барс”. Голова идет кругом от этих
однообразно-безумных историй.
А в последний год я все чаще слышу байки про еще
одно вполне невероятное место. Первым мне о нем
рассказал Володя Ликсперов, странный
подмосковный персонаж, мой знакомец по
танцплощадке ММЗ (Мытищинского
машиностроительного завода), где делают вагоны
для метро. В детстве мы ездили на эту
танцплощадку не столько с девушками
познакомиться, сколько размяться. Дракой
заканчивалось почти каждое увеселение, тем более
мы, дачники, не вызывали никакого почтения у
местных парней. Но потом, отмахавши свое и
успокоившись, шли иногда пить пиво и
разговаривать. Так мы с Ликсперовым и
познакомились. А потом у нас оказались общие
друзья, какая-то параллельная жизнь, и мы иногда
встречались в тех же Мытищах, опять же пива
попить.
Володька, как и большинство его ровесников,
совмещал несколько образов. Ходил в качалку,
занимался какими-то восточными единоборствами и
одновременно играл на бас-гитаре в панк-группе
“Гордиев узел”. В начале 90-х он пытался
заниматься минимальным бизнесом, катался в Китай
за шмотками, но неосторожно взял в долг и остался
в итоге нищ и гол. В общем, не вписался в
капитализм.
В году 99-м Ликсперов расстался с какой-то
очередной девушкой, решил, что все это ему до
чертиков надоело, и продал оставшуюся от
родителей трехкомнатую квартиру возле станции
на “военке” за тридцать тысяч баксов. Деньги за
год были благополучно прогуляны, впрочем,
Ликсперов для того квартиру и продавал, не
обольщаясь на этот раз возможностями бизнеса. Он
хотел странствовать, но не как “бомж вшивый”
(его собственное выражение), а как человек. В
приличной одежде, иногда с рюкзачком за плечами,
иногда в пальто и костюме, с чемоданом.
Тысячи за три был куплен дом в Харьковской
области, на станции Змиев, где Володька
отлеживался зимой, наведываясь время от времени
в Ялту и в Одессу, а летом перед Ликсперовым
лежала вся страна как географическая карта.
Действительно, он вот уж три года по апрелю
расстилал на полу в своей змиевской хатке
огромную карту бывшего Союза и карандашом чертил
маршрут будущего путешествия.
В 2003-м Ликсперов отправился на Байкал.
Благополучно добрался на поезде до Иркутска,
оттуда по трассе – до Улан-Удэ и, наконец, из
бурятской столицы – на Баргузин. В устье
Баргузина, не без моей, впрочем, наводки – мы так
путешествовали с друзьями лет десять назад, – он
надеялся вписаться на какой-нибудь кораблик,
плывущий в Северобайкальск, и рвануть дальше по
БАМу, в Бодайбо, в Нерюнгри и к другим
якутско-ленским красотам. Но человек полагает, а
Господь располагает. К Усть-Баргузину у
Ликсперова кончились все деньги, к тому же он
простудился, резко испортилась погода, пошли
дожди при десяти градусах тепла, и столь же
катастрофически стало портиться настроение. Как
обычно бывает в таких случаях, ближайшего
отплытия на Нижнеангарск и Северобайкальск
нужно было ждать целую неделю, да и брать его не
хотели без денег или без ящика водки. В общем,
деваться было некуда, и Володька решил двигать из
Усть-Баргузина пешком вверх по речке. Он
рассчитывал где-то поставить палатку, порыбачить
и обдумать спокойно, как жить дальше.
Он вышел из поселка поутру, немного отклонился от
реки, дорога с каждым километром становилась все
лучше и лучше, потом пошел асфальт, потом
началась автострада. Этого не могло быть. Но
Ликсперов проголосовал, и через двадцать минут
оказался в центре огромного современного города.
Город с небоскребами и широкими проспектами,
неоновыми рекламами и приветливыми красивыми
девушками стоял на берегах широкой сибирской
реки. Но явно не Баргузина. Река медленно несла
свои воды под взмывающими под небеса мостами, во
всем пейзаже было что-то фантастическое и в то же
время узнаваемое. “Где я?” – спросил себя
Ликсперов, и тут же один из прохожих ему ответил:
“Это Святояр”. И тут Володька, как он сам
говорит, совершил свою самую большую в жизни
ошибку. Он задал еще один вопрос: “А как попасть
отсюда на Северобайкальск?” “Ты должен свернуть
направо, потом еще направо, увидишь мост из
розового камня, перейдешь реку и никуда не
сворачивай. Выйдешь за город, там будет дорога на
Нижнеангарск”.
Ликсперов был настолько заворожен, что все
сделал почти машинально. Только на одном из
перекрестков какая-то девушка позвала его
перекусить, он зашел в кафе и понял, что деньги
здесь не в ходу. Его накормили, сварили хороший
кофе и пожелали счастливого пути.
Выйдя за город, Володька устроился на ночлег на
берегу какого-то ручья. Когда он утром проснулся
и прошел еще пару часов, показалось озеро. До
Нижнеангарска оставалось километров восемь.
Я встретил Ликсперова поздней осенью в Мытищах,
на станции. Он приезжал проведать свою сестру
Веру и собирался зимой ехать в Святояр. Дескать,
он ему постоянно снится и он теперь твердо знает,
как туда добираться. Нигде, кроме Святояра, жить
он не хочет, говорит, что это просто смешно жить
где-то в другом месте. И еще он рассказал мне про
книжные развалы в Святояре. Там на улицах
много-много столов с книгами, есть наши, обычные,
Евангелия, Белов, Личутин, Тарковский Арсений, а
есть и какие-то совсем странные, каких он в глаза
не видел. Что было странного в этих книжках,
Ликсперов так и не объяснил.
Я, может быть, и забыл бы всю эту историю, отнес бы
ее на счет пьянства или таежных галлюцинаций,
если б зимой еще два человека не рассказали мне
совсем странные сказки о Святояре.
Старая моя подруга Вера Елисеева поссорилась с
мужем и не мудрствуя лукаво собрала вещички и
отправилась куда глаза глядят. Стоял ноябрь, шел
холодный дождь, она зашла в кафе. Дело было в
Москве, на Старой Басманной. Села за столик,
заказала кофе. К ней подсел какой-то
очаровательно-лучезарный господин лет
пятидесяти, с сединой. Они завели легкий разговор
о том о сем, о дальних странах, опасных
приключениях и женской доле. Вере хотелось
выплакаться, что она с удовольствием и сделала.
Потом они встали и вышли на улицу. Стояла жара, и
это была явно не Москва. “Где я?” – только и
выдохнула изумленная Вера. “Ты в Святояре”, –
ответил ее спутник.
Они отправились в какой-то загородный дом на
берегу реки, где прожили несколько дней. Но
однажды утром Вера чуть-чуть затосковала и как бы
ненароком, совсем ненавязчиво, как сама говорит,
захотела домой. И в тот же момент очутилась у
дверей родного подъезда. Было очень холодно,
однако дождь прошел.
И наконец, третья история, уже совсем нереальная.
Воронежский танцовщик Коля Ипатьев после
нескольких месяцев вынужденного безделья нашел
работу. На гастроли приехала Салтыкова, у нее в
кордебалете кто-то заболел, его попросили
заменить. Он начал прыжок и вдруг очутился
танцующим на центральной площади какого-то
роскошного города. Был большой праздник, люди
веселились, пили, купались в реке и снова
возвращались танцевать. Ипатьев познакомился с
девушкой, пришли к ней домой. Он остался. Они жили
вместе, он танцевал в местном театре, она – в
варьете. Через пять лет у них родился ребенок. А
еще через пять его подруга полюбила другого.
Николай даже хотел наложить на себя руки, но в тот
же момент закончил прыжок на сцене концертного
зала в родном Воронеже. У микрофона под “фанеру”
пела Ирина Салтыкова...
На самом деле после всех этих рассказов меня
интересует только одна вещь: кто они, коренные
жители Святояра?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|