ШКОЛА ПРОЕКТОВ
Метод проектов сегодня вызывает
повышенный интерес. Проектные технологии
обсуждаются практически на каждом
образовательном форуме. Растет число учителей,
которые пытаются использовать проектную работу
на уроках.
Как отмечают специалисты, курирующие
экспериментальную деятельность школ, часто все
начинается с вопроса: можно ли с помощью
проектирования разрешить повседневные
педагогические проблемы? Например, пробудить
интерес к предмету?
И уже решая эту задачу, учитель (если ему самому
удается овладеть новой методикой!) выходит на
непосредственные цели учебного проектирования.
...А теперь – дискотека!
Оказывается, и она может стать учебным
проектом, но только если дети почувствуют, что
взрослые им полностью доверяют
Чего хотят подростки? Общаться,
демонстрировать собственную взрослость,
значительность, изменять жизнь вокруг себя,
добиваться ощутимых результатов, в конце концов.
Все эти возможности они получают, если школа
готова заниматься проектной деятельностью. А
школа № 24 города Брянска – готова.
Особенно много внимания здесь уделяют
социальным проектам. Конечно, это сложно. Ребята
должны многое уметь. Учителя готовят их к
проектной деятельности постепенно, на
протяжении многих лет. Есть специальный предмет
в расписании занятий, есть опытные взрослые люди,
готовые помочь в любой момент. Но главное,
педагоги готовы иначе строить взаимоотношения с
учениками: не поучать, а сотрудничать,
консультировать, вместе искать решение проблем,
ошибаться и признавать ошибки.
На одной из презентаций ученики 7 класса
рассказывали, как был задуман и реализован их
проект.
Дело было так. Во время классного часа проводился
опрос: какие проблемы больше всего волнуют
школьников? Опрос был анонимным. Затем ребята
выбрали самое для себя важное: чем занять
свободное время? Но что можно реально сделать?
Остановились на идее провести дискотеку. Другие
предложения были отвергнуты – опытные в
проектных делах семиклассники понимали свои
возможности, дефицит времени и денег.
Чтобы убедиться, что с выбором идеи они не
ошиблись, ребята провели анкетирование и
составили социограмму. Оказалось, что на
дискотеку готовы прийти 90% учеников. Опросы
родителей и педагогов тоже подтвердили: решение
правильное. О чем и было доложено на собрании
класса. (Все собранные материалы собирались в
«портфолио» – папку, пролистав которую можно
понять логику всей работы.)
После того как принято решение, нужно составить
план действий, распределить роли: генеральный
директор, оформители, техническая группа,
режиссерская группа, охрана, казначей и другие.
Желающих поработать диджеями оказалось слишком
много. Провели конкурс – выбрали двух лучших.
Нарисовали красивые входные билеты, повесили
афишу, разбросали по школе листовки, по заявкам
собрали фонотеку.
Решили, что дискотека будет платная. А вырученные
деньги пойдут на призы и зарплату уборщице и
охраннику.
Наконец, настало время обратиться в вышестоящие
инстанции – к директору. Написали отчет о
проделанной работе, предоставили список
ответственных, примерную смету расходов. «Просим
разрешить нам провести дискотеку в помещении
старого спортивного зала, а также разрешить
использование (аккуратное!) школьной аппаратуры.
Ответьте, пожалуйста, письменно. Ученики 7 “А”
класса».
Директор школы Надежда Виноградова, привыкшая к
детским инициативам, конечно, согласилась. И,
оценив продуманность проведенной работы,
предложила оплатить работу охранника и уборщицы
из школьных средств, чтобы больше денег оставить
на призы.
С охранником и техничкой договаривались тоже не
на словах: составили договор по всей форме.
Поскольку делали это впервые в жизни,
проконсультировались у учителя по праву. Еще
пришлось просить помощи у учителя технологии (он
отвечает за школьную аппаратуру), у секретаря
школы (ксерокопировать листовки и билеты),
связались
с директором одной из городских студий
звукозаписи, чтобы добыть нужные фоно-
граммы.
Дискотека прошла отлично, а свой проект ребята
представили на школьном фестивале. Отвечая на
вопрос, что им дала эта работа, они сказали, что
поверили в себя, научились собственными силами
решать проблемы, находить общий язык со
сверстниками и со взрослыми, стали более
дружными. “Мы словно сдали экзамен на
взрослость”.
Конечно, невозможно повторить в точности чужой
проект, но можно обдумать и примерить на себя
чужой опыт, чтобы идти своей дорогой. А если
захочется выстроить кооперацию со знающими
людьми, то можно обратиться в школу № 24 города
Брянска (улица Афанасьева, дом 26, телефон (0832)
71-00-24, school24@online.bryansk.ru).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|