ШКОЛА ПРОЕКТОВ
Метод проектов сегодня вызывает
повышенный интерес. Проектные технологии
обсуждаются практически на каждом
образовательном форуме. Растет число учителей,
которые пытаются использовать проектную работу
на уроках.
Как отмечают специалисты, курирующие
экспериментальную деятельность школ, часто все
начинается с вопроса: можно ли с помощью
проектирования разрешить повседневные
педагогические проблемы? Например, пробудить
интерес к предмету?
И уже решая эту задачу, учитель (если ему самому
удается овладеть новой методикой!) выходит на
непосредственные цели учебного проектирования.
Нинель ПАХОМОВА,
кандидат педагогических наук,
заведующая лабораторией методики
и информационной поддержки развития образования
Московского института открытого образования
(МИОО)
Задача без готового ответа
Проблемы, ошибки и ориентиры вокруг
учебного проекта
К сожалению, часто педагоги пытаются
использовать метод проектов, плохо представляя,
что это такое. Проектной называют любую
самостоятельную или выполненную по заданию
учителя работу.
Между тем у метода проектов есть вполне
определенные признаки, отличающие его от прочих
методик.
Непременное свойство любого проекта –
личностная мотивация. Если учеников «строят»,
заставляют делать проект, который им не
интересен, это не имеет ничего общего с
проектированием.
Мотивация должна появиться тогда, когда
формулируется проблема, которую будет решать
проект.
Как правило, проблема обозначается при
рассмотрении какой-то конкретной ситуации. В
одних случаях учитель сам вычленяет проблему, в
других – предлагает сделать это детям.
Но нужно отдавать себе отчет в том, что
рассматривать любую ситуацию с любыми детьми
невозможно. Что интересно детям именно этого
возраста? Более того: что интересно ученикам
конкретного класса конкретной школы в этот
конкретный момент?
Недавно мне предложили провести проектный урок у
десятиклассников. Детей я не знала, так же как и
они меня. Но в конце концов общая проблема
нашлась. Мы стали говорить… о деньгах. Нужны ли
старшеклассникам деньги? Откуда они могут
появиться? На что их следует тратить? Эта тема
затронула всех. Затем мы стали рассуждать:
«Деньги – это свобода или зависимость? Зло или
добро?»
Итак, вначале надо найти проблему, которая будет
детям небезразлична. А дальше конкретизировать
ее вместе с ними. Может быть, надо взять более
частную ситуацию? Сузить ее по времени? По месту
действия? По количеству участников?
Типичная ошибка: детям предлагают делать проект
по плану, в деталях разработанному учителем. А
все должно быть иначе: учитель формулирует
задачу максимально свободно, чтобы дать детям
возможность выбора.
Чрезвычайно важный этап – оценка проекта.
Учителю она нужна, чтобы понять, как строить
дальнейшую работу. Вот наиболее существенные
моменты, на которые стоит обратить внимание:
степень самостоятельности в выполнении
различных этапов работы над проектом;
осмысление проблемы проекта и формулирование
цели проекта;
степень включенности в групповую работу;
четкость выполнения определенной роли;
практическое использование предметных и
общешкольных ЗУНов;
количество новой информации, использованной для
выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи и способов решения проблемы,
осмысления проблемы проекта и формулирование
цели проекта;
уровень организации и проведения презентации
(устное сообщение, письменный отчет, обеспечение
объектами наглядности);
владение рефлексией и творческий подход в
подготовке объектов наглядности и презентации;
социальное прикладное значение полученных
результатов (последнее имеет значение для
старшеклассников).
Для ребенка самая значимая оценка – это
общественное признание его успеха. Подростку, да
и любому школьнику важно получить отклик
сверстников и взрослых.
Несущественно, как и когда это произойдет: во
время выступления перед классом или на
внешкольной конференции. Главное, чтобы ребенок
показал результат своего труда. Это очень важно,
поскольку дети всегда сомневаются: признают ли
меня окружающие?
Хочу подчеркнуть: любой проект достоин
положительной оценки, ведь ребенок действовал
сам.
И по самому большому счету не важно, удался его
проект или нет. Но важно, чтобы он
проанализировал свою деятельность: как была
поставлена работа? Что получилось в итоге?
Продвинутый в проектировании ребенок может
сказать, соответствует ли его результат
затраченным усилиям или можно было пойти другим,
более удобным путем. Такой самоанализ дорогого
стоит. Если ребенок умеет его делать, он и оценку
сможет себе поставить. А когда человек готов к
самооцениванию, он более успешно идет по жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|