ШКОЛА ПРОЕКТОВ
Метод проектов сегодня вызывает
повышенный интерес. Проектные технологии
обсуждаются практически на каждом
образовательном форуме. Растет число учителей,
которые пытаются использовать проектную работу
на уроках.
Как отмечают специалисты, курирующие
экспериментальную деятельность школ, часто все
начинается с вопроса: можно ли с помощью
проектирования разрешить повседневные
педагогические проблемы? Например, пробудить
интерес к предмету?
И уже решая эту задачу, учитель (если ему самому
удается овладеть новой методикой!) выходит на
непосредственные цели учебного проектирования.
Уроки свободного полета
Что такое проектная деятельность и как
лучше всего впустить ее в вашу школу
Изобретенный в начале прошлого
столетия, метод проектов сегодня числится среди
самых востребованных в инновационной
педагогике. Проектная работа стала одной из
основных методик во многих ФЭПах. Ее используют
самые престижные частные школы. Похоже,
проектирование становится обязательной
составной частью современного образования.
Почему?
Метод, “брошенный вперед”
Попробуем отыскать ответ в этимологии
слова “проект”. Это слово произошло от
латинского “projectus”, что означает “брошенный
вперед”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
Замышляя проект, человек как бы заглядывает в
будущее, воображает нечто, что он может создать
или получить, затратив определенные усилия.
Подчеркнем, проектирование не может быть
деятельностью, навязанной извне. Это делает
метод проектов уникальным учебным средством.
В отличие от привычных педагогических методик,
основанных преимущественно на инструктаже со
стороны взрослого, метод проектов учит детей
самостоятельно ставить цели и находить средства
их достижения, то есть брать на себя
ответственность за свои действия.
Работая над проектом, человек сталкивается с
предвиденными и непредвиденными
обстоятельствами. Из-за них он может внести
коррективы в собственный план и даже изменить
первоначальный замысел. Таким образом дети
учатся работать творчески, не пасовать перед
трудностями, но и не посвящать все время борьбе с
ними.
В конечном счете чем больше человек способен
“властвовать над судьбой”, тем с большим
основанием его жизнь можно рассматривать как
чередование различных проектов.
Цель и мотив
Метод проектов позволяет справиться со
многими трудностями педагогической практики.
Возьмите одну из самых острых проблем
современного образования – проблему мотивации.
С помощью традиционных методик детей учебой не
увлечь. И не только отстающих – одаренные ребята
тоже, бывает, скучают на уроках. Здесь и выручает
учителя метод проектов. Проектирование ведь не
ограничено рамками учебной программы. Ребенок
сам может решить, насколько сложными или
простыми будут задачи его проектной работы.
А вот другая насущная проблема. Психологи без
труда объясняют нежелание подростков учиться: в
этом возрасте ведущей деятельностью становится
общение. Но как быть учителю? Если использовать
метод проектов, проблема решается сама собой.
Ведь проектирование – это, как правило,
групповая деятельность, в которой очень значимы
желание и умение находить общий язык с другими
людьми.
Или вот еще задача: как развить в детях такое
важное качество, как обязательность?
Попробуйте толково объяснить ребенку, почему он
должен выучить третий закон Ньютона к такому-то
числу. А когда ребенок делает проект, для него
очевидно: работу надо выполнить в срок. На этот
день назначена презентация проекта, приглашены
гости.
А что с оценками?
Но почему при всех ее достоинствах
проектная работа не получила широкого
распространения в массовой школе?
Причин можно назвать несколько.
Во-первых, в большинстве педагогических вузов
работать по методу проектов не учат. Поэтому
многие учителя смутно представляют, чем он
отличается, скажем, от метода проблемного
обучения.
К тому же метод проектов сложно освоить, слушая
лекции или читая учебные пособия. Самый лучший
способ освоения – это попытаться сделать проект
самому, с помощью опытного консультанта.
Поэтому мало ввести курс обучения методу
проектов в программы педвузов и институтов
повышения квалификации. Надо еще и организовать
преподавание этого курса в адекватной форме.
Во-вторых, сама методика проектов разработана
только в общих чертах.
Есть проблемы с оценкой результатов
проектирования. Ведь результаты эти
нетривиальны.
В-третьих, распространению проектных методик
препятствует само устройство российской системы
образования. Основной способ оценки и контроля
работы школ в настоящее время – проверка знаний
с помощью различного рода контрольных срезов и
экзаменов. В этом ряду стоит и ЕГЭ.
В общей массе заданий ЕГЭ преобладают задания на
память. А образовательные эффекты, связанные с
универсальными умениями (умением решать
проблемы, работать с информацией,
коммуникативными навыками), КИМы просто не
улавливают. Таким образом, ЕГЭ ориентирует школу
на консервацию устаревшего содержания
образования.
Как можно исправить эту ситуацию? Очевидное
решение: изменить устройство ЕГЭ. На взгляд
эксперта экспертно-аналитического центра по
проблемам модернизации образования, кандидата
педагогических наук Ольги Логиновой, в единый
экзамен необходимо включить больше
содержательных задач, требующих работы с
графиками, таблицами, текстами, и разрешить
пользоваться справочной литературой.
Вместе с тем, по мнению экспертов, необходимо
развивать в качестве приоритетных и другие,
дополнительные к ЕГЭ, процедуры оценки
результатов образования. Например, защиту
проектов в присутствии представителей приемных
комиссий вузов. В специальной графе школьного
аттестата можно выставлять поощрительные баллы
за владение проектными умениями.
В некоторых школах это уже практикуется.
Например, в томской школе “Эврика-Развитие”
выпускники вместе с аттестатом получают
вкладыши, где записаны сведения об
индивидуальных достижениях школьника, в том
числе о проектах, которые он успешно реализовал и
защитил.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|