Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ 
 

Фото А.ПУТЯТА

В школе грядет новая мода.
В этот раз мода на раздельное обучение.
Это когда мальчики и девочки учатся в разных классах, а еще лучше – в разных школах.
Мол, как хорошо будет и девочкам, и мальчикам, и особенно учителям.
Есть уже и подвижники, и соответствующие экспериментальные школы.
Единственное, чего пока не хватает, это серьезного разговора о том, каких реальных целей с помощью раздельного обучения можно достичь.
Сегодня мы начинаем этот разговор, предполагая, что на него откликнутся и те, кого коснулся опыт раздельного обучения в 40–50-е годы, и те, кто знаком с современным опытом раздельного обучения – например, в суворовских училищах или в соответствующих экспериментальных школах.
Очень хочется, чтобы прозвучали серьезные аргументы как сторонников раздельного обучения, так и тех, у кого есть сомнения по поводу целесообразности такого рода экспериментов.

Фото А.СТЕПАНОВА

Елена ЛИТВЯК

Как сделать целый класс из двух половинок?

Взгляд из начальной школы

Кого учить легче – мальчиков или девочек? Вопрос из серии трудных, поскольку ответ может быть любой и ответы точно будут разные в зависимости от возраста наших учеников.
Факты известны: в младших классах девочки более послушны, пунктуальны, терпеливы, способны к механической работе, с удовольствием делают даже такую, смысл которой не всегда понимают. Надо, так надо. У мальчиков мотив иной – учение должно быть захватывающе интересным, предлагающим неожиданные повороты мысли, не основанным на механическом воспроизведении и многократном повторении. И главное – чтобы было побольше действия. Школа, подходящая для мальчика, – та, где можно бегать, кричать хором, строить, лепить, рисовать красками, делать опыты и всюду совать свой нос. Хотя, разумеется, часто встречаются в нашей жизни активные девочки с мальчишескими чертами характера, встречаются и мальчики, склонные к кропотливому труду. И что, спрашивается, делать учителю, который видит эти различия в восприятии и познании мира каждый день?
Несмотря на имеющийся опыт раздельного обучения, большинство из нас все-таки учит детей в смешанных классах. Но вы не замечали, что даже и смешанные классы бывают у одних учителей по духу “мальчиковыми”, а у других – “девчачьими”? В первых – больше шума и активной деятельности, во вторых – больше тишины и спокойной тихой возни, кропотливого ручного труда. Вряд ли это потому, что такие дети подобрались. Возможно, все зависит (особенно в начальной школе) от педагогического стиля учителя, от имеющегося у него образа “идеального ребенка”, от опыта собственного детства.
Не планы и программы определяют то, чему мы на самом деле учим детей, а наше собственное, хотим мы того или нет, представление о том, каким должен быть ребенок сейчас, на этом возрастном этапе, и более широко – каким человеком он вырастет. Мы носим эти ценности в себе, а дети, попадая в наш класс, вынуждены принять или отвергнуть их. Недаром в начальной школе мудрые родители тщательно выбирают не школу, а учителя для ребенка.
Я почему-то всегда внутренне огорчаюсь, когда в классе девочек оказывается больше, чем мальчиков. Лучше, чтоб поровну, а еще лучше – чтоб мальчишек было больше.
Возможно, подсознательно я заранее распознаю мальчишек как своих, понятных. В качестве пускового механизма добрых отношений (а значит, и последующей хорошей учебы) срабатывают воспоминания детства, проведенного в дворовых компаниях с преобладанием пацанов. Но, похоже, немалую роль играют еще и мои педагогические предпочтения. Мне самой интересно творческое, а не механическое учение, хотя в бесконечном повторении и упражнении тоже есть свой замечательный воспитательный смысл. Схватить целое, создать образ, дойти до сути самому, не зубрить, а понимать, уметь работать в команде, самостоятельно и быстро принимать решения – это то, чему я стараюсь учить в первую очередь.
Вот и получается, что все это “мальчишеские” добродетели, мальчишкам в моем классе нескучно. А что же девочки – страдают? Нисколько. Многие из них тоже становятся активными, всем интересующимися человечками. Под напором мальчишеского исследовательского энтузиазма у девочек исчезает всегда беспокоившая меня психологическая зависимость радости жизни от отметок, вообще отметочный мотив учения исчезает. Класс учится потому, что интересно. При этом девочки не теряют своего трогательного обаяния и заботятся о мальчишках, помогая им в ежедневных житейских ситуациях. А мальчишки становятся на удивление неагрессивными с девочками – драк не бывает. Убедившись, что никакая железная женская власть им не угрожает, никто не собирается ими командовать, сравнивать и порицать, они расцветают. Учатся все, конечно, в меру своих сил, тут чудес никаких не происходит. Но атмосфера в классе хорошая – спокойная, дружелюбная, радостная.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru