ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ
|
В школе грядет новая мода.
В этот раз мода на раздельное обучение.
Это когда мальчики и девочки учатся в разных
классах, а еще лучше – в разных школах.
Мол, как хорошо будет и девочкам, и мальчикам, и
особенно учителям.
Есть уже и подвижники, и соответствующие
экспериментальные школы.
Единственное, чего пока не хватает, это
серьезного разговора о том, каких реальных целей
с помощью раздельного обучения можно достичь.
Сегодня мы начинаем этот разговор, предполагая,
что на него откликнутся и те, кого коснулся опыт
раздельного обучения в 40–50-е годы, и те, кто
знаком с современным опытом раздельного
обучения – например, в суворовских училищах или
в соответствующих экспериментальных школах.
Очень хочется, чтобы прозвучали серьезные
аргументы как сторонников раздельного обучения,
так и тех, у кого есть сомнения по поводу
целесообразности такого рода экспериментов.
|
|
Как сделать целый класс из двух
половинок?
Взгляд из начальной школы
Кого учить легче – мальчиков или
девочек? Вопрос из серии трудных, поскольку ответ
может быть любой и ответы точно будут разные в
зависимости от возраста наших учеников.
Факты известны: в младших классах девочки более
послушны, пунктуальны, терпеливы, способны к
механической работе, с удовольствием делают даже
такую, смысл которой не всегда понимают. Надо, так
надо. У мальчиков мотив иной – учение должно быть
захватывающе интересным, предлагающим
неожиданные повороты мысли, не основанным на
механическом воспроизведении и многократном
повторении. И главное – чтобы было побольше
действия. Школа, подходящая для мальчика, – та,
где можно бегать, кричать хором, строить, лепить,
рисовать красками, делать опыты и всюду совать
свой нос. Хотя, разумеется, часто встречаются в
нашей жизни активные девочки с мальчишескими
чертами характера, встречаются и мальчики,
склонные к кропотливому труду. И что,
спрашивается, делать учителю, который видит эти
различия в восприятии и познании мира каждый
день?
Несмотря на имеющийся опыт раздельного обучения,
большинство из нас все-таки учит детей в
смешанных классах. Но вы не замечали, что даже и
смешанные классы бывают у одних учителей по духу
“мальчиковыми”, а у других – “девчачьими”? В
первых – больше шума и активной деятельности, во
вторых – больше тишины и спокойной тихой возни,
кропотливого ручного труда. Вряд ли это потому,
что такие дети подобрались. Возможно, все зависит
(особенно в начальной школе) от педагогического
стиля учителя, от имеющегося у него образа
“идеального ребенка”, от опыта собственного
детства.
Не планы и программы определяют то, чему мы на
самом деле учим детей, а наше собственное, хотим
мы того или нет, представление о том, каким должен
быть ребенок сейчас, на этом возрастном этапе, и
более широко – каким человеком он вырастет. Мы
носим эти ценности в себе, а дети, попадая в наш
класс, вынуждены принять или отвергнуть их.
Недаром в начальной школе мудрые родители
тщательно выбирают не школу, а учителя для
ребенка.
Я почему-то всегда внутренне огорчаюсь, когда в
классе девочек оказывается больше, чем
мальчиков. Лучше, чтоб поровну, а еще лучше – чтоб
мальчишек было больше.
Возможно, подсознательно я заранее распознаю
мальчишек как своих, понятных. В качестве
пускового механизма добрых отношений (а значит, и
последующей хорошей учебы) срабатывают
воспоминания детства, проведенного в дворовых
компаниях с преобладанием пацанов. Но, похоже,
немалую роль играют еще и мои педагогические
предпочтения. Мне самой интересно творческое, а
не механическое учение, хотя в бесконечном
повторении и упражнении тоже есть свой
замечательный воспитательный смысл. Схватить
целое, создать образ, дойти до сути самому, не
зубрить, а понимать, уметь работать в команде,
самостоятельно и быстро принимать решения – это
то, чему я стараюсь учить в первую очередь.
Вот и получается, что все это “мальчишеские”
добродетели, мальчишкам в моем классе нескучно. А
что же девочки – страдают? Нисколько. Многие из
них тоже становятся активными, всем
интересующимися человечками. Под напором
мальчишеского исследовательского энтузиазма у
девочек исчезает всегда беспокоившая меня
психологическая зависимость радости жизни от
отметок, вообще отметочный мотив учения
исчезает. Класс учится потому, что интересно. При
этом девочки не теряют своего трогательного
обаяния и заботятся о мальчишках, помогая им в
ежедневных житейских ситуациях. А мальчишки
становятся на удивление неагрессивными с
девочками – драк не бывает. Убедившись, что
никакая железная женская власть им не угрожает,
никто не собирается ими командовать, сравнивать
и порицать, они расцветают. Учатся все, конечно, в
меру своих сил, тут чудес никаких не происходит.
Но атмосфера в классе хорошая – спокойная,
дружелюбная, радостная.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|