ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ
|
В школе грядет новая мода.
В этот раз мода на раздельное обучение.
Это когда мальчики и девочки учатся в разных
классах, а еще лучше – в разных школах.
Мол, как хорошо будет и девочкам, и мальчикам, и
особенно учителям.
Есть уже и подвижники, и соответствующие
экспериментальные школы.
Единственное, чего пока не хватает, это
серьезного разговора о том, каких реальных целей
с помощью раздельного обучения можно достичь.
Сегодня мы начинаем этот разговор, предполагая,
что на него откликнутся и те, кого коснулся опыт
раздельного обучения в 40–50-е годы, и те, кто
знаком с современным опытом раздельного
обучения – например, в суворовских училищах или
в соответствующих экспериментальных школах.
Очень хочется, чтобы прозвучали серьезные
аргументы как сторонников раздельного обучения,
так и тех, у кого есть сомнения по поводу
целесообразности такого рода экспериментов.
|
|
Под знаком эмоционального
неравенства
Этот разговор случился в связи с
обсуждением письменных работ восьмиклассников.
Учитель, выдавая работу мальчику,
прокомментировал оценку так: “Если бы это
написала Лена, она бы получила четверку, но с тебя
другой спрос. Ты должен больше работать!” Взгляд
со стороны на эту естественную для учителя
реплику вызвал сомнения: что за дискриминация?
Разве мальчики и девочки не равны в глазах
учителя? Эту тему обсудили учителя в Институте
художественного образования РАО.
Мария Бережная, психолог.
Девочка опережает мальчика по развитию. Ей
хочется свободы, эмоциональных переживаний,
хочется казаться умной, знающей. Но при этом
девочке нужно доверие к ее суждениям, нужны
советы. Девочка этого возраста может без памяти
влюбиться в свою учительницу или литературную
героиню. А мальчики-одноклассники для нее –
маленькие, глупые.
Ирина Жбанкова, учитель. На уроке в
6 классе у меня была такая ситуация: всех девочек
куда-то забрали. И вдруг мальчики, даже самые
разгильдяи, начали так интересно говорить,
рассуждать. Просто удивительно. Значит, девочки
их смущают?
М.Б. У мальчиков интенсивный рост
начинается только в 13 лет. Им хочется покорять
мир, привлекать девушек, но в то же время они
неуместно грубят матери, женщинам-учителям. Для
них в этом возрасте кумиры – мужчины. Но мужчин
почти нет в школе. Поэтому старшие подростки
лучше ладят с женщинами, у которых либо мужской
склад ума, либо “мужской характер”.
Елена Ермолинская, педагог. У меня
долго не налаживались отношения с одним
учеником: он не успевал по моему предмету, вел
себя вызывающе. Но однажды, когда он сидел за
компьютером (а с ним он обращается мастерски), к
нам зашли посторонние люди. “Ничего, что мы стоим
за спиной мальчика?” – спросил кто-то из них. И я
ненароком сказала то, что и на самом деле думаю:
“Алеша ас, ему давно пора привыкать, что зрители
смотрят, как он работает за компьютером”. И с тех
пор мы с ним лучшие друзья. А вот с девочками
такие случаи не проходят, они воспринимают
комплимент как условность.
Нина Пронина, педагог-психолог.
Мальчики – ранние профессионалы. Они могут
работать на очень большой глубине, с огромной
самоотдачей. Мальчики самодостаточны.
Е.Е. Мальчики углублены в себя. Девочка
обращена вовне. Девочки буквально снимают
навязываемые стереотипы. И когда работаешь в
смешанной группе, надо учитывать эту
особенность. Я вначале больше внимания уделяю
девочкам. Рассказываю какие-то свои истории,
связанные с проблемой. Мальчикам эта
пропедевтика не нужна, они, поняв задачу, сразу
начинают работать. А вот девочек нужно долго
подготавливать, зато потом они легко работают –
их эмоциональная пластика рассчитана на более
длительное протяжение. А мальчики быстро устают
от эмоций: “Как я устал на занятии, хотя вроде
ничего не делал!”
Н.П. Я не могу согласиться с тем, что
мальчики менее эмоциональны. Это более глубокая,
скрытая эмоциональность. Тренинги, которые я
провожу с подростками, проявляют агрессию
мальчиков. Проистекает она не из отсутствия
эмоций, а из отсутствия вот этой
приспособляемости, которую Елена так красиво
назвала эмоциональной пластичностью. Поведение
мальчиков чаще бывает неадекватным, потому что
они не прислушиваются к внешним сигналам жизни.
Жизнь чего-то требует от них, а чего, они не
понимают.
Всем нужен тонкий грамотный педагог. А мы чаще
полагаемся на интуицию, случай. Получается, что
верное поведение педагога приходит только с
опытом. А опыт, как известно, “сын ошибок
трудных”. Жаль, что академическая педагогика так
далека от реальных судеб детей и учителей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|