БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ
Бюджетный передел
Новая схема финансирования
образования: все расходы – регионам!
В 2006 году россиян ждет новогодний
сюрприз: с 1 января будет введена в действие новая
схема распределения полномочий между бюджетами
всех уровней. Из-за того что чиновники не спешат
объяснять, в чем суть реформы, а по доброй воле
министерские приказы, изобилующие словами вроде
“федеральные мандаты”, “трансферты” и
“бюджетные полномочия”, читать никто не станет,
эта новость пока не привлекла должного внимания.
Между тем она его заслуживает. Вопрос бюджетных
полномочий – это вопрос о том, кто будет платить
зарплату учителям и врачам, выдавать детские
пособия, определять размер льгот. Разобраться в
хитросплетениях бюджетной реформы попыталась
корреспондент “ПС” Наталия Иштрикова.
Недавно Министерство финансов
направило в правительство проект федерального
закона с зубодробительным названием – «О
внесении изменений в законодательные акты РФ в
связи с принятием федеральных законов “О
внесении изменений и дополнений в ФЗ “Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти в РФ” и “Об общих
принципах организации местного
самоуправления”».
Два закона, из-за которых Минфин намеревается
пересмотреть законодательные акты РФ, были
приняты летом 2003 года. Заранее было понятно, что
множество норм других законов им не
соответствует. На этом, собственно, и строился
расчет.
Для непосвященных министр Алексей Кудрин
говорил, что многие действующие законы не
обеспечены финансированием. Проще говоря,
отдельные их положения существуют только на
бумаге. Как, например, статья № 54 Закона “Об
образовании”, где говорится, что учительская
зарплата должна быть не ниже средней по
промышленности. Вот такие статьи, “не
обеспеченные финансовыми мандатами”, и нужно
сократить.
Но действительно ли действующие в регионах и на
федеральном уровне законы не обеспечены
финансовыми источниками? Это большой вопрос. И
варианты ответов разные. Первый ответ, лежащий на
поверхности: а что, если воспользоваться
дополнительными доходами бюджета? Сегодня в
стабилизационном фонде 2004 года уже накопилось
более 171 миллиарда рублей. Для сравнения скажем,
что если к началу учебного года выдать
школьникам всей страны по 500 рублей на ручки и
книжки, на это потребовалось бы четыре миллиарда.
Средств из стабилизационного фонда с лихвой
хватило бы на существенное повышение зарплаты
бюджетникам.
Однако Министерство финансов преследует другие
цели – старается всеми способами сократить
расходы. Это называется фундаментальной
реформой федеративных отношений и местного
самоуправления, цель которой – создание
предпосылок для устойчивого экономического
роста. Логика же на самом деле вот какая: если
максимально сократить социальные обязательства
перед детьми, инвалидами, малоимущими,
пенсионерами, тогда доходы бюджетов сразу
возрастут.
Для этого в Минфине написали целый талмуд
поправок к разнообразным законам – 400 страниц.
Пострадают 187 законодательных актов
(первоначально планировалось исправить 213).
От каких же обязательств отказывается
федеральное правительство в части образования?
Во-первых, Закон “О тарифной сетке (окладе 1-го
разряда) ЕТС” и Закон “О минимальном размере
оплаты труда” будут действовать только в
государственных учреждениях федерального
подчинения. Школы, как известно, к таковым не
относятся. Равно как и ПТУ, которые, как известно,
передают в ведение регионов. Для школ и ПТУ,
вероятно, разряды ЕТС и размер МРОТ будут
устанавливать муниципальные или региональные
власти. Кто сколько сможет.
Во-вторых, решено упразднить положение “об
установлении доли расходов от ВВП, направляемой
на нужды системы образования и высшего и
послевузовского профессионального образования,
а также на оплату труда работников образования”.
В-третьих, отменяются компенсационные выплаты на
питание учащимся. Правительство сэкономит на
каждом школьнике 1 рубль 50 копеек в день, которых
едва хватает на чай с сахаром и мизерную булочку.
Отменяется и льготный проезд учащейся молодежи.
Кстати говоря, размеры и условия выплаты
стипендий также будут зависеть от
принадлежности учреждения. Федеральный закон “О
порядке установления размеров стипендий и
социальных выплат в РФ” признается утратившим
силу.
Этого все еще мало? Тогда вот: утратит силу ФЗ № 74
“О сохранении статуса государственных и
муниципальных образовательных учреждений и
моратории на их приватизацию” – он мешает
передавать учреждения региональным и местным
органам власти. Таким образом, приватизации
образовательных учреждений дается зеленый свет.
Видимо, это и есть проект “социального
государства”, в котором образование – “один из
приоритетов”.
Возможно, у политиков есть еще шанс выправить
ситуацию.
“Когда я подробно рассказал премьер-министру
Михаилу Фрадкову о предложениях Минфина и их
последствиях, он был очень удивлен и сказал, что
готов рассмотреть встречные предложения”, –
сообщил “ПС” зампредседателя Комитета по
образованию и науке Госдумы Олег Смолин.
Будем надеяться, что премьер-министр их услышит.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|