ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N37
Новые книги
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ.
РОССИЯ – XX век.
Третий Всероссийский конкурс исторических
исследовательских работ старшеклассников.
Сборник работ победителей.
Москва. Общество “Мемориал” – Издательство
“Звенья”, 2003
История России XX века – одна из сложнейших
дисциплин школьного курса. Когда был объявлен
Всероссийский конкурс исторических
исследовательских работ старшеклассников
“Человек в истории. Россия – XX век”, то его
устроители думали, что большая часть работ будет
посвящена судьбам известных исторических
личностей. Но таких исследований оказалось мало
– для сегодняшних школьников история – это
прежде всего их собственная история, то есть
история их близких, их рода. Такой истории не
нужно перечислений, статистики, идеологических
установок – это ее переживание изнутри,
“прикасание” к судьбам, преклонение перед
мужеством, честью.
В сборник включены 22 лучшие исторические
исследовательские работы старшеклассников,
присланные на конкурс. Участники конкурса
провели настоящие исследования – расспрашивали
родных и знакомых, работали с документами и
фотографиями из семейного архива или
краеведческого музея, с учебной и научной
литературой. Как правило, школьниками руководили
педагоги – школьные учителя, сотрудники
краеведческих кружков и музеев. Роль учителей
как связующего звена между поколениями, как
соратников в совместной работе и размышлениях
над историей и историями очень плодотворна –
ведь нельзя оставлять подростка, не защищенного
ни профессиональными знаниями, ни научной
дистанцией, один на один с историей XX века.
Работы школьников распределены по девяти главам.
Многие из них могут стать замечательным пособием
в краеведческих исследованиях, при изучении того
или иного факта в истории России и СССР XX века.
В главе “Страна сирот” помещены
документированные исследования Лидии
Богатыревой из города Кирова “Две родины – и
одно сердце” – о судьбах “русских испанцев” –
детях, вывезенных в 1937 году из Испании в СССР и
оказавшихся на вятской земле, и Кирилла
Заводнюка из города Дубовка Волгоградской
области “Ты не вейся, черный ворон…” – о жизни
мальчика во время и после войны.
В главе “Памятники выжженных селений” помещены
работы Снежаны Караваевой из Мончегорска “Жизнь
за линией фронта” – о жизни в оккупированной
нацистами Белоруссии – и группы московских
школьников из школы № 380 “Я помню в Вязьме старый
дом…” – о рассказах очевидцев оккупации,
записанных в Калужской и Смоленской областях во
время краеведческих экспедиций.
В этих работах на основе архивных материалов и
записанных рассказов очевидцев выявляется жизнь
народа во время тяжелейших испытаний в середине
XX века.
В главе “Моя родословная” помещен “Трактат о
прадеде”, в котором Нина Кашкина из села Новый
Курлак Воронежской области, “уподобившись Гаю
Светонию Транквиллу, решила осветить и достойные
похвалы поступки своего прадеда, полного
кавалера солдатских Георгиевских крестов, и его
пороки”. В этой же главе помещен “Учебник
истории для моих детей. Родные лица” Анастасии
Шеваровой из города Долгопрудный Московской
области, в котором события XX века отображены в
истории жизни четырех поколений одной семьи.
В главе “Вот эта улица, вот этот дом…” помещены
истории одного дома – дома в Кирове (Вятке) и дома
в селе Новый Курлак Воронежской области. В
историях этих двух домов “переплелось столько
событий и судеб, радостей и горя, зла и добра” –
весь XX век, а теперь они продолжают свою историю
уже в XXI веке.
“Сеятели” – так называется глава книги,
посвященная работам школьников об учителях.
Елена Ушмакина и Евгений Черников из города
Пугачев Саратовской области рассказали об
учителях своей школы, в разное время работавших в
ней с 1921 года – К.С.Тюкилиной, К.П.Архангельском,
Н.В.Назаровой, Л.Б.Магон, об их нелегких судьбах, о
проблеме взаимоотношений учителя и власти. В той
же главе – Мария Федина из Магнитогорска
написала о знаменитых учителях своей школы
С.А.Шулепникове и Ф.А.Вигдоровой, из ее
исторических изысканий мы узнаем не только о
подвижнической семье Шулепниковых, но и
неизвестные страницы биографии Фриды Абрамовны
Вигдоровой. “Я думаю, что эта работа мне многое
дала. Скорее всего я даже стала иначе смотреть на
мир”, – пишет М.Федина.
Очень трудную задачу себе поставила Мария
Шамшурина из лицея № 14 города Ижевска –
исследовать межэтнические отношения удмуртов и
русских во время политики раскулачивания. Эта
работа потребовала не только умения работать с
архивными документами, выслушивать
свидетельства современников, но и мужества –
ведь в многовековой истории взаимоотношений
русских и удмуртов бывали и светлые, и мрачные
периоды.
Истории Донского казачества, крестьянских семей
из Сибири, Центральной России, Нижнего Поволжья,
рассказанные старшеклассниками на примерах
жизни своих семей, дают представление о реальной
жизни народа. “В историческом атласе Республики
Коми, изданном в 1997 году, нет спецпоселков Сой-Ю и
Ичет-Ди. Их стерли с лица земли и забыли нанести
на историческую карту… Сейчас там большое поле,
шумит вокруг лес и только кладбище напоминает о
том, что на этом месте на протяжении сорока двух
лет жили люди…” – пишет в своей работе Светлана
Брегей из города Ухта Республики Коми.
Дмитрий Кардаш из города Енисейска провел
глубокий, образцовый анализ рукописи жителя
своего города М.П.Миндаровского, который был
свидетелем событий в Енисейске в первой половине
прошлого века. “В принципе, – пишет Дмитрий
Кардаш, – для меня главная идея М.П.Миндаровского
о несостоятельности методов советской власти не
нова, поскольку я живу в современной России и все
учебники истории (по данному периоду), книги
историков теперь открыто говорят об этом. Но меня
удивляет, как через историю повседневности
Миндаровский сумел дать объективную оценку
событий сложнейшего в социальном отношении
исторического периода, тем самым опередив
современных мне историков на 70 лет”.
Станислав Аристов и Алексей Чепрасов из Воронежа
в работе “Рядом с Андреем Платоновым”
анализируют “Дело мелиораторов”, заведенное
Воронежским ОГПУ, как источник для изучения
биографии писателя. Школьники скрупулезно
исследовали уголовное дело 1930-х годов и выявили
неизвестные до сих пор факты, без которых нельзя
до конца понять ни истории зарождения, ни
внутреннего содержания платоновских
“Епифанских шлюзов”. “Нам кажется, что “Дело
мелиораторов” – непознанная трагедия в жизни
писателя, которая может многое открыть в его
жизни и творчестве”, – скромно пишут школьники,
но среди десятков новых исследований жизни и
творчества Андрея Платонова ни одного открытия
такого уровня не было.
Эта книга может стать весомым вкладом в
дискуссию о методах преподавания истории в
школе, о содержании школьного курса. Школьники
сами, своими исследовательскими работами
отвечают на многочисленные вопросы
специалистов: не надо идеологических инструкций,
не надо “щадящих” умолчаний – говорите правду
(сообразуясь с возрастом ребенка). Древний поэт
напутствовал историка: “Ты здесь вступаешь
прямо в пламя, что под обманчивым скрыто пеплом”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|