Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N37 
МАСТЕРСКАЯ ПО МАТЕМАТИКЕ 

Наталья АНТОХИНА,
Ольга ЛОПАТИНА

Вопросы – прежде всего!

Тема “Степень с натуральным показателем”, 7 класс

При подготовке этой темы я выписала предметные умения:

умение вычислять аn для любых целых неотрицательных значений an,
умение пользоваться таблицей основных степеней,
использование свойств степени для вычисления и упрощения алгебраических выражений.
При этом подумала, что одновременно можно:
учиться находить закономерности,
описывать их словами,
выдвигать версии,
обосновывать гипотезы.

Первый урок по теме я начала с вопросов и нескольких заданий:
–·Какие вопросы у вас появляются, когда вы приступаете к теме “Степень”? Запишите их как можно больше в тетрадях. (Для того чтобы дети в первые же минуты урока проявили хоть минимум активности. Кроме того, вопросы наметят границу между известным и неизвестным для каждого ребенка.)
·Обсудите их со своим соседом; выделите общие, уточните их, проясните несовпадающие.
Обсуждение в общем поле: прочитайте тот вопрос, который вы считаете самым главным. Вопросы записываются учителем на доске; повторные вопросы не фиксируются, по ходу записи уточняются, корректируется формулировка. В тот раз у нас получился такой список:

1. Что такое степень с натуральным показателем?
2. Что такое натуральный показатель?
3. Чему равно число в нулевой степени?
4. Как вычислять степень?
5. Какие свойства есть у степени?
6. Где и как можно использовать степень?
7. Степень всегда относительна? Степень относительно чего мы будем рассматривать?

Предлагая такую форму работы, вы, разумеется, каждый раз будете получать разный набор вопросов.
·Анализ вопросов: выделение ключевых, определение последовательности ответов на них.
После этого мы постарались сравнить полученную последовательность с логикой авторов учебника. Получившийся план ближайших занятий можно записать на листе бумаги и вывесить в классе, чтобы сохранить на протяжении всей темы.
·На какие из этих вопросов вы можете сами ответить?
·Обсуждение ответов, определение способов поиска ответов (собственное знание, понимание; обсуждение в группе, уточнение и прояснение собственного понимания, поиск в учебнике). Я стараюсь всячески приветствовать поиск информации по всем возможным каналам: в Интернете, в справочниках и т.д.
·А как можно проверить правильность понимания? (Подбор и решение заданий по задачнику, взаимная проверка в произвольных парах.)
И незадолго до конца урока я задала ребятам последний вопрос: чему каждый из вас учился сегодня?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru