ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N37
МАСТЕРСКАЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Наталья АНТОХИНА,
Ольга ЛОПАТИНА
Вопросы – прежде всего!
Тема “Степень с натуральным
показателем”, 7 класс
При подготовке этой темы я выписала
предметные умения:
умение вычислять аn для любых целых
неотрицательных значений an,
умение пользоваться таблицей основных степеней,
использование свойств степени для вычисления и
упрощения алгебраических выражений.
При этом подумала, что одновременно можно:
учиться находить закономерности,
описывать их словами,
выдвигать версии,
обосновывать гипотезы.
Первый урок по теме я начала с вопросов и
нескольких заданий:
–·Какие вопросы у вас появляются, когда вы
приступаете к теме “Степень”? Запишите их как
можно больше в тетрадях. (Для того чтобы дети в
первые же минуты урока проявили хоть минимум
активности. Кроме того, вопросы наметят границу
между известным и неизвестным для каждого
ребенка.)
·Обсудите их со своим соседом; выделите общие,
уточните их, проясните несовпадающие.
Обсуждение в общем поле: прочитайте тот вопрос,
который вы считаете самым главным. Вопросы
записываются учителем на доске; повторные
вопросы не фиксируются, по ходу записи
уточняются, корректируется формулировка. В тот
раз у нас получился такой список:
1. Что такое степень с натуральным
показателем?
2. Что такое натуральный показатель?
3. Чему равно число в нулевой степени?
4. Как вычислять степень?
5. Какие свойства есть у степени?
6. Где и как можно использовать степень?
7. Степень всегда относительна? Степень
относительно чего мы будем рассматривать?
Предлагая такую форму работы, вы,
разумеется, каждый раз будете получать разный
набор вопросов.
·Анализ вопросов: выделение ключевых,
определение последовательности ответов на них.
После этого мы постарались сравнить полученную
последовательность с логикой авторов учебника.
Получившийся план ближайших занятий можно
записать на листе бумаги и вывесить в классе,
чтобы сохранить на протяжении всей темы.
·На какие из этих вопросов вы можете сами
ответить?
·Обсуждение ответов, определение способов
поиска ответов (собственное знание, понимание;
обсуждение в группе, уточнение и прояснение
собственного понимания, поиск в учебнике). Я
стараюсь всячески приветствовать поиск
информации по всем возможным каналам: в
Интернете, в справочниках и т.д.
·А как можно проверить правильность понимания?
(Подбор и решение заданий по задачнику, взаимная
проверка в произвольных парах.)
И незадолго до конца урока я задала ребятам
последний вопрос: чему каждый из вас учился
сегодня?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|