ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N37
ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА
Юлия ГАЛЛЯМОВА,
кандидат педагогических наук
Санкт-Петербург
Если в ваш класс пришел
медлительный ребенок
Не торопитесь, не пытайтесь придумать
для него особую программу. Попробуйте сделать
так, чтобы ему было комфортно на обычном уроке
Каждому опытному учителю (а иногда и не
очень опытному) хорошо знаком тип ученика,
выделяющегося своей медлительностью: такие дети
неторопливы в реакциях и в ответах, постоянно
“копаются”, то что-то забывают, то вдруг уже не к
месту вспоминают забытое... Подобная
“заторможенность” ребенка нередко вызывает
раздражение взрослых.
Первый вопрос, который обычно задает себе
учитель, звучит приблизительно так: “Что же
сделать, чтобы этот ребенок не тормозил весь
класс и сам успевал усваивать материал?”.
Чтобы вы могли профессионально ответить себе на
подобный вопрос, необходимо понять природу
поведения такого ребенка.
Медлительность – это типологическая
особенность нервной системы человека, его
“личный темп”. Это не лень, не желание делать все
медленно назло взрослым, не проблемы интеллекта.
Нередко оказывается, что ребенок приходит в
школу с тяжелым и неприятным “багажом” за
плечами. Представьте, сколько раз в день (хотя бы
за последние два года) он слышал: “Давай
быстрее”, “Ну что ты копаешься!”, “Опять мы все
ждем только тебя!”
Родителям не всегда хватает терпения во
взаимодействии со своим медлительным ребенком.
Очень часто в детском саду можно услышать, как
темпераментная мама кричит в раздевалке: “Все!
Мне надоело тебя ждать. Если через минуту не
оденешься – я уйду. Будешь ночевать в садике!”.
Что же в этот момент происходит с ребенком?
Во-первых, ему страшно: вдруг мама действительно
уйдет (он же еще не знает, что это просто взрослые
“воспитательные штучки”). Во-вторых, полностью
теряется внутреннее равновесие, ведь он же и так
одевается и даже достаточно старательно.
В-третьих, даже ребенку-дошкольнику может стать
неудобно при виде разъяренной кричащей мамы.
Если подобные ситуации происходят
систематически, то становится понятно, почему
медлительные дети часто развиваются по
невротическому типу.
И вот теперь наш медлительный ребенок со всеми
приобретенными проблемами пришел в школу, в вашу
школу и даже в ваш класс. Что же теперь для вас
важно?
Сейчас, когда мы с вами, уважаемые учителя, все
дальше отходим от директивных методов обучения и
воспитания, ориентируемся в своей работе на
индивидуальность каждого ученика, хочется
предложить и немного иначе взглянуть на проблему
медлительности, то есть посмотреть на ситуацию
изнутри. А заодно попробуем определить некоторые
важные при работе с медлительными детьми
правила.
Соответственно мы понимаем, что медлительному
ребенку не нужна специальная школа или особый
учитель. Знание особенностей нервной системы
медлительных детей даст нам возможность найти
индивидуальный подход к такому ребенку,
построить свою систему обучения, ориентируясь на
этого ребенка, то есть мы сможем реализовать себя
как профессионалы. Отсюда первое правило – не
бойтесь и будьте уверены в своих силах.
Иногда, анализируя неуспеваемость медлительного
ребенка, мы думаем: “У меня с этим ребенком
ничего не получается. В чем же дело? Я виноват или
дело в нем? Я? Нет, остальных же учу успешно, и
результаты есть, а этот… И родители ничего не
предпринимают, а я столько раз им говорила… Не
хотят – и не надо. Я тоже ничего не могу
поделать!”.
С одной стороны, подобные мысли означают, что нас
волнует ситуация и мы готовы ее анализировать и
менять, с другой – именно такая позиция не ведет
нас к успешной и продуктивной работе. В этой
ситуации мы просто включаем защитные механизмы:
лучше думать, что это проблемы ребенка, чем
понимать и признавать свою несостоятельность в
разрешении сложившейся ситуации.
Таким образом, мы подошли ко второму правилу – не
пытайтесь справиться с возникшей проблемой
только собственными усилиями, если опыта работы
с медлительным ребенком у вас еще нет. Обратитесь
за поддержкой к психологу, опытному педагогу;
пообщайтесь с родителями.
Проанализировав подобную информацию (а она может
оказаться очень противоречивой), можно перейти к
следующему правилу – наметьте альтернативные
методы и дополнительные средства, необходимые
для обучения медлительного ребенка.
Ваша задача – “вписать” эти методы в обычный
урок для целого класса, а не составить совершенно
иную программу обучения медлительного ребенка.
Еще одно важное правило заключается в следующем:
проверьте готовность медлительного ребенка к
вербальным ответам на начальном этапе обучения.
Не стыдите ребенка, если он не отвечает на уроке.
Он делает это не назло вам и не потому, что ничего
не знает. Просто стрессовая ситуация (а ответ
перед классом – это стресс) сокращает
возможности ребенка, еще более затормаживая его
нервные процессы.
Повышайте уверенность медлительного ребенка в
собственных силах, работайте над адекватностью
его самооценки. Многие педагоги любят
использовать различные экраны успеваемости и их
варианты. В данном случае такой метод неприемлем.
Экран успеваемости, на наш взгляд, вообще нельзя
назвать корректным методом в работе педагога.
Представьте, уважаемые коллеги, что вы приходите
обедать в школьную столовую, а там… на самом
видном месте висит, например, экран
работоспособности учителей, в котором
отмечается, кто когда опоздал, сколько открытых
занятий показал и т.д. Одна из фамилий в нем ваша.
Какие чувства при этом появятся? А ведь теперь
этот экран будет висеть целый год, и смотреть на
него будут и дети, и их родители, и другие
взрослые.
Для младших школьников вполне можно
использовать известную многим “Ромашку” (в
центре наклеивается фото ребенка или пишется его
имя, а на лепестках записываются личные
достижения школьника). Эта форма может быть очень
полезной для медлительного ребенка: кроме того,
что он почувствует свою успешность (даже если это
и небольшое достижение), у вас всегда будет
возможность актуализировать его опыт: “Посмотри
на свою ромашку, ведь и это все у тебя получалось
не сразу, но ты тренировался и научился”.
Используйте физкультминутки и игры, тренирующие
нервные процессы медлительных детей. Для этих
целей, например, подходит следующая игра. Детям
раздаются листочки бумаги с нарисованным
квадратом 10х10 см и карандаши. По сигналу дети как
можно быстрее ставят в квадрате точки. Эта игра и
другие упражнения, тренирующие нервные процессы
медлительных детей, можно найти в книге
М.М.Кольцовой “Медлительные дети”.
Создавайте ситуации, дающие медлительному
ребенку позитивный опыт общения со взрослым. Это
правило заключается в нашей с вами способности
разговаривать и обращаться с медлительным
ребенком спокойно, без крика и упреков.
Последнее правило, на котором мы остановимся в
этот раз, заключается в следующем: постарайтесь
наладить контакт с родителями медлительного
ребенка.
Родители медлительного ребенка очень часто
приходят на встречу с учителем с явным
нежеланием, активно включая свои защитные
механизмы.
Поэтому именно от нас с вами, профессионалов в
своей области, зависит развитие, здоровье и
спокойствие не только медлительного ребенка, но
и его родителей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|