ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N37
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Владимир ЯНУШЕВСКИЙ,
преподаватель Ульяновского института повышения
квалификации
и переподготовки работников образования
Диалог с текстом
Его невозможно вести всем классом.
Лучше оставим ученика наедине с книгой
Литература – особый предмет в ряду
школьных дисциплин. Ведь, встречаясь с
литературным произведением, ребенок должен не
только “проанализировать и запомнить”, но и
почувствовать, задуматься, представить себя на
месте героя. Хороший учитель литературы не
ограничивается литературоведческим анализом, а
помогает ребятам “войти” в текст, познакомиться
с героями, с интересом осмотреться: где живут, во
что одеваются, чего боятся… Может быть, поэтому
существует столько разных программ и подходов в
преподавании литературы. Мы уже говорили на
страницах вкладки о проектной работе школьников.
Это один из самых “модных” сейчас методов, но и
один из самых трудных для учителя: не пускать
ученическую работу на самотек, но и не
перехватывать инициативу; соблюдать баланс
между интересами группы и каждого ученика;
реагировать на ежеминутно меняющуюся
образовательную ситуацию. Но преодоление
многочисленных трудностей сторицей окупится
тем, что ученик будет не пассивно воспринимать
информацию, а заниматься реальной деятельностью.
Любой наблюдательный педагог
согласится: огромное большинство школьников
испытывают острую потребность в
самостоятельности. Между тем распространенная
ныне методика далеко не всегда может предложить
ученикам самостоятельную учебную деятельность.
Особенно на уроках литературы. Чтение
художественной литературы абсолютное
большинство школьников едва ли воспринимают как
деятельность. Может быть, в деятельность можно
превратить работу с художественным текстом. Но
как именно?
В старших классах школы при изучении крупных
художественных произведений нецелесообразно
всем классом “ломиться напролом” через
художественный текст. Гораздо разумнее будет в
определенный момент дать детям возможность
“разбрестись поодиночке”. Вообще при изучении
литературы не стоит давать всем ученикам класса
одинаковое домашнее задание: в этом случае сумма
знаний всех едва ли будет больше знаний одного
старательного ученика. Не лучше ли предложить
каждому школьнику при поддержке учителя
самостоятельно пройти свою часть пути?
Пространство текста необъятно и многомерно, и
там места хватит всем. Мастерство учителя при
этом будет определяться главным образом тем,
насколько точно при распределении заданий он
учел способности и интересы каждого ребенка. То
есть надо помочь ученику войти в пространство
текста и установить с этим текстом диалоговые
отношения.
О необходимости “раскрыть текст” говорил
Ю.М.Лотман, обращаясь к учителям словесности. В
искусстве “раскрытия текста” и заключается
мастерство учителя литературы. В чем состоит
обычное заблуждение всякого, кто читает русскую
литературу? А вот в чем: написано по-русски –
значит, все понятно. Между тем “язык”
художественной литературы понятен немногим.
Одна из главных задач учителя-словесника –
обучить школьников пониманию языка
художественной литературы. По сути дела,
приходится заново учить детей читать, только
привычный в начальной школе термин “техника
чтения” следует заменить термином “техника
чтения художественной литературы”. Обыкновенно
учителя призывают детей читать внимательно, но
при этом далеко не всегда объясняют, что значит
читать внимательно.
Например, присмотреться к тому, как впервые
появляется на страницах художественного
произведения тот или иной персонаж.
Нетрудно заметить, что, скажем, ключом к
характеру Наташи Ростовой является именно ее
первое появление: она буквально врывается в
текст, разворачивающийся в “мир”, вбежав в
распахнувшуюся дверь гостиной: “…вдруг из
соседней комнаты послышался бег к двери
нескольких мужских и женских ног, грохот
зацепленного и поваленного стула, и в комнату
вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув
что-то короткою кисейною юбкою, остановилась
посередине комнаты. Очевидно было, что она
нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так
далеко”. В дальнейшем в каждом своем поступке
Наташа всегда будет заходить слишком далеко.
А вот как описывает Толстой появление своей
героини в другом эпизоде – на балу у Иогеля:
“Наташа сделалась влюблена с самой той минуты,
как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в
кого в особенности, но влюблена была во всех. В
того, на кого она смотрела, как она смотрела, в
того она и была влюблена”. Влюбчивость – главная
черта характера героини. Быть влюбленной всегда
– нормальное состояние Наташи, и это объясняет
(и, если угодно, извиняет) многие ее поступки.
Долохова читатель впервые видит сидящим на
откосе окна, с бутылкой рома в руке. Окно –
граница между двумя пространствами, замкнутым и
открытым. В дальнейшем практически во всех
эпизодах Долохов будет занимать такое же вот
“пограничное” положение.
Всякая попытка ученика так или иначе истолковать
какой-то эпизод текста и будет диалогом. Извлекая
из текста некоторую информацию, ученик, в свою
очередь, станет интерпретировать его. Текст же
сам по себе, без читателя, никакого значения не
имеет.
Таким образом, техника чтения художественного
текста – это процесс понимания, “осмысливания”
текста, основанный на знании хотя бы некоторых
законов, на которых текст строится и по которым
“живет”.
Ткань художественного текста пронизана
множеством тем, мотивов, образов, повторяющихся
элементов, симметричных эпизодов и т.д. При этом
“многоканальное” восприятие информационного
потока, исходящего из текста, едва ли доступно
каждому отдельному ученику, зато вполне по силам
всему классу.
Как невозможно съесть арбуз, предварительно не
разрезав его на дольки, так нельзя воспринять
художественный текст целиком, сразу, без
выявления хотя бы некоторых структурных
элементов, тех “кирпичиков”, из которых
строится художественное произведение. Целостное
восприятие романа, повести, пьесы достигается
лишь путем сложения малых, локальных восприятий
языка, героев, образов, сюжета, композиции, темы,
мотивов, идей, проблем. Для этого приемлема такая
испытанная форма, как самостоятельная
подготовка учениками докладов или
исследовательских работ.
Овладев под руководством учителя техникой
чтения художественного текста, научившись
вступать с текстом в диалоговые отношения,
ученик читает книгу и одновременно отрабатывает
свою тему. В этом случае он не просто читает –
чтение сопровождается целенаправленной
учебно-исследовательской деятельностью. Причем
такая деятельность отнюдь не покажется
школьнику непосильной, потому что субъективно он
будет читать как бы не весь текст, а лишь
некоторую его часть, связанную с конкретной
темой. На самом же деле он будет читать именно
весь текст, потому что, отбирая из текста
соответствующие его теме элементы, он станет
автоматически “просеивать” через свое сознание
все прочие, “чужие” элементы, в результате чего
непременно возникнет эффект рассеянного
внимания: любой учитель не раз убеждался, что
такой род внимания способствует запоминанию в не
меньшей степени, чем внимание целенаправленное.
Эффект рассеянного внимания подтверждается и
так называемым законом парадоксальных интенций
(закон Франкла–Курицкого): если вы хотите что-то
освоить, сделайте это побочной целью своей
деятельности. Таким образом, основную цель
(овладение всем текстом, знание и понимание всего
произведения) мы как бы делаем побочной; в
качестве основной же выдвигаем частную и
предельно конкретную цель: познакомиться с
частью текста, которая раскрывает какую-либо
узкую тему или мотив. Итак, поменяв цели –
основную и побочную – местами, мы и получаем
эффект рассеянного внимания.
В результате ученик незаметно для себя
оказывается в пространстве текста, чувствует там
себя легко и свободно (ведь тема близка и понятна
ему), видит, как этот текст устроен изнутри,
совершает в этом тексте любые манипуляции.
Тем самым ученик может реализовать свою
потребность в деятельности. Для начала можно
просто понаблюдать (наблюдение – тоже
деятельность!), отслеживая некоторые
повторяющиеся элементы текста, а затем эти
элементы систематизировать и получить “в чистом
виде” тему, мотив. Тем временем его
одноклассники будут исследовать другие элементы
текста (в сущности, в нашем случае деятельностный
метод весьма близок методу исследовательскому).
По мере завершения исследований и подготовки на
их материале докладов ученики будут
рассказывать о своей работе на уроках.
Жанры докладов могут быть самыми разными в
зависимости от их тематики. Можно выделить
несколько типов докладов: монографические (то
есть посвященные одному литературному герою),
историографические, языковедческие доклады на
темы, раскрывающие внутреннюю структуру и
образную систему текста. Интерес представляют и
устные сообщения, тематика которых связана с
эмоциональным состоянием героев.
Вот как могут формулироваться темы докладов,
подготовленных на материале романа Л.Н.Толстого
“Война и мир”.
Монографические темы: “Пьер Безухов”, “Князь
Андрей”, “Наташа Ростова”, “Федор Долохов” и
т.д.
Историографические (культурологические) темы:
“Танцы”, “Приметы и гадания”, “Дамские
туалеты”, “Вооружение и обмундирование
русского офицера”, “Охота”, “Музыка и
музыкальные инструменты”, “Масонство”,
“Салон”, “Балы и домашние праздники”,
“Холостяцкая пирушка”, “Молитвы и молебны” и
др.
Языковедческие темы: “Галлицизмы”, “Бранные
слова”, «Стилистические ошибки в романе
Л.Н.Толстого “Война и мир”».
Доклады на темы, проясняющие структуру и
образную систему текста-произведения:
“Петербург и Лысые Горы”, “Земля и небо”,
“Развернутые сравнения”, “Симметричные
эпизоды в романе” и т.д.
Очень интересными обычно получаются доклады по
темам, связанным с эмоциональным состоянием
героев: “Улыбки”, “Слезы”. Наблюдение за
текстом Толстого показывает, что видимое
проявление эмоций чаще всего не совпадает с
действительным состоянием героев и
второстепенных персонажей романа, то есть они
плачут, когда надо смеяться, и улыбаются, когда в
пору плакать.
Особый интерес вызывают у учеников темы
докладов, при работе над которыми применяется
анализ мотивов. Вот только некоторые возможные
темы: “Мотив табакерки”, “Мотив окна”, “Мотив
свечи”, “Мотив зеркала”, “Мотив игры”, “Мотив
безумия”, “Мотив смерти”.
Технология подготовки таких докладов довольно
проста, и ученики без особых трудностей ее
осваивают. Читая текст, ведя целенаправленное
наблюдение, ученик отбирает интересующие его
элементы, которые затем анализируются.
В процессе подготовки докладов учитель
консультирует каждого ученика. Доклады
готовятся в процессе чтения текста, но
завершается работа, только когда текст прочитан.
Обычно чтение подготовленных таким образом
докладов занимает от 5 до 10 минут. Доклады
целесообразно “вмонтировать” в те уроки, где
они будут уместны по тематике и содержанию, но
могут быть и уроки, целиком посвященные чтению и
обсуждению докладов. Возможен и другой вариант:
одна часть докладов заслушивается на уроках,
другая – на ученической конференции, которой
завершается изучение темы “Творчество
Л.Н.Толстого”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|