Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N37
 

Елена КУЦЕНКО

Образование, непрерывное во времени и пространстве

Новый взгляд на повышение квалификации учителей

Институты непрерывного образования возникают в последнее время по всей России. Потому что образование сегодня пронизывает всю нашу жизнь. Мы обратились к педагогу, работавшему в разных областях образования. Наш сегодняшний собеседник – доктор педагогических наук Роза ШЕРАЙЗИНА, ректор Института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета. Роза Моисеевна до этого работала в Институте повышения квалификации и вместе с коллегами долго боролась за то, чтобы преобразовать его в региональный центр развития образования. Теперь учителю, приехавшему на курсы, не только читают лекции по методике, но и помогают строить педагогическую карьеру.

– Считается, что педагог – самая некарьерная профессия. Какой может быть рост у учителя – завуч, директор?..
– Речь идет не о более высокой должности, а о другом статусе, более высоком профессиональном уровне. Можно быть просто учителем, а можно – учителем-исследователем, вести методическую или экспериментальную работу. И мы не только помогаем учителям расширять профессиональные возможности, но и добиваемся, чтобы это отражалось на их зарплате: в регионе приняли наконец положение о надбавках за экспериментальную и экспертную работу.
Учитель-эксперт – это тот, кто, достигнув высокого уровня мастерства, может оценивать работу коллег. Во время аттестации, например, многие предпочтут, чтобы об их работе судил внимательный и доброжелательный коллега, а не чиновник. Эксперт – это тоже профессиональная педагогическая деятельность. Ее нужно специально осваивать. И у нас есть программа по подготовке экспертов. Учитель, приехав в центр, может выбирать, будет он учиться на эксперта или, например, на исследователя в зависимости от своих способностей и интересов. А преподаватели центра ему в этом помогут.
Такой учитель и в классе потом работает иначе, а несколько творческих высокопрофессиональных педагогов могут поднять на новый уровень работу во всей школе.

– В чем для вас критерий, по которому можно оценить работу школы?
– Субъективно – когда глаза живые, заинтересованные и у учителей, и у учеников, когда они с радостью идут в школу. А объективно – хорошую школу видно по интересным программам, по отсутствию конфликтов внутри коллектива и с родителями, и с учениками. Например, Анциферовская сельская школа Хвойнинского района Новгородской области. Она расположена на краю области, в леспромхозе, который несколько лет назад закрылся, люди потеряли работу – жизнь в селе замерла. Но у педагогов и учеников хватило сил не опускать руки, и за несколько лет они сделали школу социокультурным центром села. Они организовали опытный участок, где и исследования проводят, и продукцию выращивают, хватает даже на продажу (значит, пришлось научиться и продавать). Организуют в школе праздники, дискуссии, приглашают интересных людей. Так постепенно школа стала центром притяжения и для взрослого населения.

– В этом проекте есть заслуга центра развития образования?
– С учителями и администрацией работают преподаватели и центра, и нашего института. Мы помогали педагогам разрабатывать программу развития школы. Они приезжают в Новгород, мы выезжаем к ним, чтобы обсудить дальнейшие шаги, информировать о новых тенденциях в педагогической науке.
Директора, завучи, учителя многих школ учатся у нас в аспирантуре. Еще мы гордимся тем, что даем возможность школьным администраторам получить управленческое образование на кафедре профессионального педагогического образования и социального управления.

– Безусловно, хорошо, когда учитель становится более подготовленным, лучше владеет педагогическим мастерством, но для этого должны измениться и система переподготовки учителей, и вузовское образование.
– Сейчас мы как раз готовимся к проведению круглого стола на тему “Современный учитель. Стратегическое видение”.

– Какие проблемы вам кажутся наиболее важными в этой области?
– Проблем множество. Например, предупреждение профессиональной деформации учителя. Еще несколько лет назад о ней даже речи не шло, хотя проблема существует давно.
Специфика учительской профессии такова, что человек вынужден изо дня в день, из года в год повторять одно и то же; в его подчинении находятся десятки, если не сотни детей: он их должен научить, а потом проконтролировать. И эта ситуация может в конце концов спровоцировать и личностную, и профессиональную деформацию.

– Изменения в личности учителя происходят, по вашим наблюдениям, с самого начала работы в школе?
– Педагог развивается, пока продвигается вместе с детьми, учится у них. Так происходит обычно в первые годы: учитель работает творчески, пытается найти подход к каждому ребенку, а они все разные. И учитель сам учится, осмысливая проблемные ситуации, ища выход из них. Учится не только потому, что испытывает острую необходимость, но еще и потому, что готов к этому. Однако проходят годы. Учитель набивает руку, привыкает к тому, что он самый главный для окружающих, его мнение непререкаемо…
Так происходило и раньше, но сейчас, к сожалению, процесс ускорился: из-за тяжелого материального положения учителя вынуждены набирать огромное количество часов. Уроки – как конвейер, некогда оглянуться, понять, что с тобой происходит.

– Можно ли этому противостоять?
– Сопротивляться может учитель, понимающий, что ему грозит эта опасность, и владеющий методиками и психологическими техниками для ее преодоления. Ими нужно вооружать будущих учителей еще в вузах, а уже работающих обучать на курсах повышения квалификации.

– Сейчас многие говорят о необходимости улучшения психологической подготовки учителя. Что еще, по-вашему, должно в нее входить?
– Практика показывает, что в последнее время молодые учителя больше всего страдают оттого, что не умеют грамотно вести себя с учениками, коллегами, начальниками, родителями; не могут предотвратить или погасить конфликт.
Беда в том, что программа подготовки и переподготовки учителей почти не изменяется с годами, не учитывает процессов, происходящих в обществе. А ведь дети за последнее десятилетие стали совсем другими. Ушел в прошлое традиционный уклад больших семей, когда за ребенком присматривали бабушки, дедушки, тетушки. Семья состоит максимум из двух поколений, много одиноких матерей. Родители почти не уделяют внимания детям: кто поэнергичнее, едет на заработки, многие опускаются, пьют. А учить будущих педагогов мы должны по старинке, как сорок лет назад. Но если учителя не научить, что делать в этой многократно усложнившейся обстановке, он будет подходить к ребенку с прежней меркой. Это уже порождает множество конфликтов, учителя уходят из профессии и по этой причине.

– В чем же выход?
– Мы обучаем студентов и учителей психологическим техникам, проводим тренинги по релаксации, учим находить выход из конфликтов, развиваем коммуникативные способности. Конечно, хотелось бы расширить эту часть подготовки. Но, к сожалению, стандарты педагогического образования не позволяют.

– Судя по названию – Институт непрерывного педагогического образования, – у учителей Новгородской области есть возможность наверстать пробелы в образовании в дальнейшем. Кстати, много ли выпускников идет работать в школу?
– Не все, конечно. Около 60%. А что касается непрерывного образования, оно должно не только сопровождать педагога на протяжении всей его профессиональной жизни – идея образования должна быть всеобъемлющей. Например, мне кажется, курс педагогики и психологии просто необходимо включать в курс обучения во всех вузах. Ведь каждый специалист так или иначе должен уметь общаться с коллегами, партнерами, подчиненными. А его научили всему, кроме этого. Мы даже проводили исследования на тему “Педагогическая компетентность в сфере человек–человек”. Результаты неутешительные. Даже у тех, чья деятельность напрямую связана с умением общаться, внимательно выслушивать собеседника, убеждать, – таких, как врач или руководитель.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru