ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N37
Образование, непрерывное во
времени и пространстве
Новый взгляд на повышение
квалификации учителей
Институты непрерывного образования
возникают в последнее время по всей России.
Потому что образование сегодня пронизывает всю
нашу жизнь. Мы обратились к педагогу, работавшему
в разных областях образования. Наш сегодняшний
собеседник – доктор педагогических наук Роза
ШЕРАЙЗИНА, ректор Института непрерывного
педагогического образования Новгородского
государственного университета. Роза Моисеевна
до этого работала в Институте повышения
квалификации и вместе с коллегами долго боролась
за то, чтобы преобразовать его в региональный
центр развития образования. Теперь учителю,
приехавшему на курсы, не только читают лекции по
методике, но и помогают строить педагогическую
карьеру.
– Считается, что педагог – самая
некарьерная профессия. Какой может быть рост у
учителя – завуч, директор?..
– Речь идет не о более высокой должности, а о
другом статусе, более высоком профессиональном
уровне. Можно быть просто учителем, а можно –
учителем-исследователем, вести методическую или
экспериментальную работу. И мы не только
помогаем учителям расширять профессиональные
возможности, но и добиваемся, чтобы это
отражалось на их зарплате: в регионе приняли
наконец положение о надбавках за
экспериментальную и экспертную работу.
Учитель-эксперт – это тот, кто, достигнув
высокого уровня мастерства, может оценивать
работу коллег. Во время аттестации, например,
многие предпочтут, чтобы об их работе судил
внимательный и доброжелательный коллега, а не
чиновник. Эксперт – это тоже профессиональная
педагогическая деятельность. Ее нужно
специально осваивать. И у нас есть программа по
подготовке экспертов. Учитель, приехав в центр,
может выбирать, будет он учиться на эксперта или,
например, на исследователя в зависимости от
своих способностей и интересов. А преподаватели
центра ему в этом помогут.
Такой учитель и в классе потом работает иначе, а
несколько творческих высокопрофессиональных
педагогов могут поднять на новый уровень работу
во всей школе.
– В чем для вас критерий, по которому можно
оценить работу школы?
– Субъективно – когда глаза живые,
заинтересованные и у учителей, и у учеников,
когда они с радостью идут в школу. А объективно –
хорошую школу видно по интересным программам, по
отсутствию конфликтов внутри коллектива и с
родителями, и с учениками. Например,
Анциферовская сельская школа Хвойнинского
района Новгородской области. Она расположена на
краю области, в леспромхозе, который несколько
лет назад закрылся, люди потеряли работу – жизнь
в селе замерла. Но у педагогов и учеников хватило
сил не опускать руки, и за несколько лет они
сделали школу социокультурным центром села. Они
организовали опытный участок, где и исследования
проводят, и продукцию выращивают, хватает даже на
продажу (значит, пришлось научиться и продавать).
Организуют в школе праздники, дискуссии,
приглашают интересных людей. Так постепенно
школа стала центром притяжения и для взрослого
населения.
– В этом проекте есть заслуга центра
развития образования?
– С учителями и администрацией работают
преподаватели и центра, и нашего института. Мы
помогали педагогам разрабатывать программу
развития школы. Они приезжают в Новгород, мы
выезжаем к ним, чтобы обсудить дальнейшие шаги,
информировать о новых тенденциях в
педагогической науке.
Директора, завучи, учителя многих школ учатся у
нас в аспирантуре. Еще мы гордимся тем, что даем
возможность школьным администраторам получить
управленческое образование на кафедре
профессионального педагогического образования
и социального управления.
– Безусловно, хорошо, когда учитель
становится более подготовленным, лучше владеет
педагогическим мастерством, но для этого должны
измениться и система переподготовки учителей, и
вузовское образование.
– Сейчас мы как раз готовимся к проведению
круглого стола на тему “Современный учитель.
Стратегическое видение”.
– Какие проблемы вам кажутся наиболее
важными в этой области?
– Проблем множество. Например,
предупреждение профессиональной деформации
учителя. Еще несколько лет назад о ней даже речи
не шло, хотя проблема существует давно.
Специфика учительской профессии такова, что
человек вынужден изо дня в день, из года в год
повторять одно и то же; в его подчинении
находятся десятки, если не сотни детей: он их
должен научить, а потом проконтролировать. И эта
ситуация может в конце концов спровоцировать и
личностную, и профессиональную деформацию.
– Изменения в личности учителя происходят,
по вашим наблюдениям, с самого начала работы в
школе?
– Педагог развивается, пока продвигается
вместе с детьми, учится у них. Так происходит
обычно в первые годы: учитель работает творчески,
пытается найти подход к каждому ребенку, а они
все разные. И учитель сам учится, осмысливая
проблемные ситуации, ища выход из них. Учится не
только потому, что испытывает острую
необходимость, но еще и потому, что готов к этому.
Однако проходят годы. Учитель набивает руку,
привыкает к тому, что он самый главный для
окружающих, его мнение непререкаемо…
Так происходило и раньше, но сейчас, к сожалению,
процесс ускорился: из-за тяжелого материального
положения учителя вынуждены набирать огромное
количество часов. Уроки – как конвейер, некогда
оглянуться, понять, что с тобой происходит.
– Можно ли этому противостоять?
– Сопротивляться может учитель, понимающий,
что ему грозит эта опасность, и владеющий
методиками и психологическими техниками для ее
преодоления. Ими нужно вооружать будущих
учителей еще в вузах, а уже работающих обучать на
курсах повышения квалификации.
– Сейчас многие говорят о необходимости
улучшения психологической подготовки учителя.
Что еще, по-вашему, должно в нее входить?
– Практика показывает, что в последнее
время молодые учителя больше всего страдают
оттого, что не умеют грамотно вести себя с
учениками, коллегами, начальниками, родителями;
не могут предотвратить или погасить конфликт.
Беда в том, что программа подготовки и
переподготовки учителей почти не изменяется с
годами, не учитывает процессов, происходящих в
обществе. А ведь дети за последнее десятилетие
стали совсем другими. Ушел в прошлое
традиционный уклад больших семей, когда за
ребенком присматривали бабушки, дедушки,
тетушки. Семья состоит максимум из двух
поколений, много одиноких матерей. Родители
почти не уделяют внимания детям: кто
поэнергичнее, едет на заработки, многие
опускаются, пьют. А учить будущих педагогов мы
должны по старинке, как сорок лет назад. Но если
учителя не научить, что делать в этой многократно
усложнившейся обстановке, он будет подходить к
ребенку с прежней меркой. Это уже порождает
множество конфликтов, учителя уходят из
профессии и по этой причине.
– В чем же выход?
– Мы обучаем студентов и учителей
психологическим техникам, проводим тренинги по
релаксации, учим находить выход из конфликтов,
развиваем коммуникативные способности. Конечно,
хотелось бы расширить эту часть подготовки. Но, к
сожалению, стандарты педагогического
образования не позволяют.
– Судя по названию – Институт непрерывного
педагогического образования, – у учителей
Новгородской области есть возможность
наверстать пробелы в образовании в дальнейшем.
Кстати, много ли выпускников идет работать в
школу?
– Не все, конечно. Около 60%. А что касается
непрерывного образования, оно должно не только
сопровождать педагога на протяжении всей его
профессиональной жизни – идея образования
должна быть всеобъемлющей. Например, мне кажется,
курс педагогики и психологии просто необходимо
включать в курс обучения во всех вузах. Ведь
каждый специалист так или иначе должен уметь
общаться с коллегами, партнерами, подчиненными. А
его научили всему, кроме этого. Мы даже проводили
исследования на тему “Педагогическая
компетентность в сфере человек–человек”.
Результаты неутешительные. Даже у тех, чья
деятельность напрямую связана с умением
общаться, внимательно выслушивать собеседника,
убеждать, – таких, как врач или руководитель.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|