Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ 
 

Ирина ПРУСС

История воспитывает душу

Опять переполненный зал, опять на первых рядах видные общественные деятели, писатели, поэты, историки. Опять снуют туда-сюда, то припадая на колено, то забираясь повыше, фотокорреспонденты разных изданий. А на сцене – дети, то есть, конечно, какие же они дети – молодые люди, исследователи, победители Всероссийского конкурса.
К ним и обращались не как к детям, а уважительно – как к людям, сделавшим большое и важное дело. Тем более что так оно и было.
– Вы сумели обнаружить то, чего до вас никто еще не обнаружил, – сказал академик Российской академии образования, председатель Союза краеведов России и председатель жюри конкурса Сигурд Шмидт. – В основе культуры – память людей о прошлом. История еще и воспитывает душу. Огромное спасибо вашим учителям…
Это “спасибо учителям” произносилось еще не раз на разные лады и заслуженно. Ученики, принявшие участие в конкурсе, в любом случае работали на себя: они обретали новый статус исследователей, их работы публиковались в серьезных толстых сборниках, они получали в награду компьютеры, видеомагнитофоны. Но и не занявшие никаких призовых мест многое приобрели от участия в конкурсе – первый раз в жизни они прикоснулись к настоящей, не школьной истории, по-новому взглянули на своих родных и близких, на свое село, свою улицу, здание полуразрушенной церкви, заброшенное кладбище. Вряд ли такое пройдет для них бесследно. Для учителей же это во многом была дополнительная нагрузка, поездки в архивы, занятия, на которых надо было учить ребят не только искать документы, но и работать с ними. А документы, как правило, оказывались не простыми, и привычный предмет оборачивался трагической стороной…
– Вся наша работа сопровождается упреками: раньше нас упрекали в том, что мы, собирая исторические свидетельства недавнего прошлого, клевещем на нашу славную историю; теперь – и, к сожалению, такие упреки звучат все чаще – нас упрекают в том, что мы толкаем детей к негативным сторонам истории, тогда как ради всеобщего спокойствия и примирения, ради ощущения гордости за свою страну обо всем этом лучше забыть, – сказала председатель оргкомитета конкурса Ирина Щербакова. – Но историческое пространство не расчерчено на черные и белые клетки, в историческом потоке мужество соседствует с преступлениями.
Социологи подтверждают, что в последние годы люди предпочитают отодвигать неприятные воспоминания о недавнем прошлом, чаще вспоминая о победах и достижениях, считая, очевидно, что таким образом они возвращают себе право гордиться своей страной и своей историей. Своеобразная амнезия поразила взрослых: память их стала выборочной, и Сталин выдвинулся в герои ХХ века.
Амнезия – опасное заболевание: ведь память дана людям для того, чтобы оберегать каждого из нас от повторения пройденного. Сколько людей должны сохранить свою индивидуальную память, умножая и расширяя ее опытом старших поколений, чтобы коллективная память могла функционировать? Никто не знает. Во всяком случае, здесь, среди участников конкурса, понимаешь, что они есть, их не так уж мало.
– Вы счастливые люди, – сказал им уполномоченный по правам человека при Президенте России Владимир Лукин, – вы делаете бескорыстное дело, которое вам по душе. Из детей вы стали гражданами, потому что причастны к судьбе своей страны.

ПОБЕДИТЕЛИ V КОНКУРСА «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»

1-я премия

Николай АНТИПИН
(Челябинск, школа № 59, 10 класс)
Научный руководитель М.С.САЛМИНА

Южноуральцы в годы русско-японской войны (1904-1905)
Рассказ об участии жителей Южного Урала в одной из самых «незнаменитых» войн в российской истории ХХ века в казачьих частях и регулярной армии.

Семен БОГАТЫРЕВ
(Киров, Вятская гуманитарная гимназия, 9 класс)
Научный руководитель Г.А.КРОПАНЕВА

Мифы и реальность эпохи в названиях вятских колхозов
Рассказ о советских колхозах в семантике названий. Анализ языкового воплощения идеологических кампаний.

Валерия ВЕТОШКИНА, Анастасия ИШИМОВА, Максим СВАРНИК
(Республика Коми, г. Ухта, школа № 15, 11 и 9 классы)
Научный руководитель Е.А.ДОЛОНИНА

Из истории Ярегских нефтешахт. 1936–1955 годы
История одного из «островков» ГУЛАГа: жизнь, труд и быт заключенных.

Интеллигентное лицо

Портрет учителя, одиноко висевший среди других экспонатов школьного музея без всяких пояснений, почему-то привлек внимание школьника. В результате появилось исследование об учителе Жаровщикове, занявшее на конкурсе третье место.

Вообще-то мне просто надо было писать реферат по истории, и я не знал о чем. Зашел в наш музей, смотрю – портрет: лицо интеллигентное, хорошо одет; а времена-то, когда он учительствовал, были тяжкие…
Человек он был, конечно, неординарный. Досталось ему и от царского режима, и от советской власти. Больше всего меня, пожалуй, поразило его письмо-“объяснительная” после ареста в 1931 году: он умудрился отвести от себя обвинения следователей, оставаясь вместе с тем честным перед самим собой и перед теми, кому это письмо может попасть через много лет…

Виктор САВЕЛЬЕВ, ученик 10 класса гимназии № 3
Владимир

От царизма до сталинизма

Жизнь педагога Петра Алексеевича Жаровщикова

Что мог сделать учитель, которого сначала сажала в тюрьму и отлучала от любимого дела царская охранка, а потом погубила охранка большевистская? Оказывается, очень многое…

…Судьба П.А.Жаровщикова после Октябрьской революции 1917 г. представляет собой ярчайший пример небывалого расцвета и взлета профессиональной карьеры и последующей трагической гибели многих представителей талантливой российской интеллигенции, честно и добровольно перешедшей на службу советской власти…
В июне 1918 г. его назначили секретарем губернского комиссариата просвещения, а с октября того же года он начал работать в образцовой школе при педагогическом институте народного образования. Эти учреждения имели достаточную свободу по сравнению с другими школами.
В своей школе П.А.Жаровщиков создает кардинально новую систему образования: предметы преподавались не автономно, а как единое целое. Все дисциплины в опытно-показательной школе изучались на базе одного объекта. Например, во время экскурсии на водоем одновременно изучали такие дисциплины, как родной язык, пение, естествознание, рисование. По естествознанию изучали лягушку, превращение ее из головастика, рыб, причем не сухо, строго по учебникам, а в естественной среде, во взаимосвязи с природой. Затем школьники зарисовывали увиденное на экскурсии, тем самым формируя и абстрактное мышление.
Такой метод обучения был чрезвычайно эффективным и очень интересен школьникам. Самым для них суровым родительским наказанием, как они вспоминают, был запрет идти в школу. Сейчас эта система обучения практикуется в самых передовых западных школах, а создана и воплощена в жизнь она была именно в нашей стране. Как жаль, что этот метод сейчас не применяется.
...Приговор 1938 г. гласил: “Жаровщиков, будучи кадровым меньшевиком (с 1905 г.), в 1931 году вошел в состав антисоветской меньшевистской террористической повстанческой организации. В целях подготовки вооруженного восстания против советской власти Жаровщиков формировал повстанческие группы, подготовлял их к вооруженным выступлениям… По заданию меньшевистской организации вербовал боевиков-террористов для подготовки и совершения террористических актов в отношении руководителей ВКП(б) и советского правительства”.
Даже дореволюционный уголовный суд, несмотря на его суровость, при вынесении приговора опирался на достоверные доказательства. Приговор, вынесенный Жаровщикову советской властью, был сфабрикован на 100%. Его расстреляли в ивановской тюрьме сразу после вынесения приговора…

Руководитель – учитель истории Олег Николаевич ГУРEЕВ

Улица имени палача

Работа братьев Ряшко – очень своеобразный путеводитель по Москве от Преображенской слободы до Новоспасского монастыря. Путь этот экскурсоводы проложили по местам расстрелов, мимо кабинетов, где принимались решения об этих расстрелах, по улицам имени тех, кого ссылали и расстреливали, и тех, кто ссылал и расстреливал. Их исследование так и называется: “Репрессированная Москва. Прогулки по городу в разное время”. Приводим лишь один эпизод.

Она совсем маленькая, даже непонятно, существует ли она вообще, ибо числится по ней одна “хрущоба” – дом № 4 да еще банк, расположенный в бывшем детском садике. Зачем-то понадобилось кому-то в 1961 году, спустя 36 лет после гибели кавказского чекиста, нанести его имя на карту Москвы.
А носила эта улица имя известного фабриканта-старовера и благотворителя, построившего не одну больницу и богадельню, – имя купца Котова. На старой Котовской улице стояла наша школа. В 1961 году Котовскую назвали в честь “государственного и партийного деятеля Георгия Александровича Атарбекяна”, вошедшего в историю Октябрьской революции и Гражданской войны под фамилией Атарбекова. А через три года улицу Атарбекова перекопали метростроевцы, оставив от нее два дома. Но его имя здесь, рядом с нашей школой, и на улице его имени живут наши ребята, не подозревая о том, что это имя убийцы.
Атарбеков родился в 1892 году в армянском селе Эриванской губернии в семье письмоводителя.
Он был не только участником борьбы за установление советской власти на Кавказе, но и с 1918 г. работником органов ЧК. “Железный Геворк”, как его называли друзья, осенью 1918 г. занимал пост заместителя председателя этой страшной организации в Пятигорске. Здесь и произошли первые чудовищные злодеяния человека, имени которого удостоена одна из 4,5 тысячи московских улиц. Особая комиссия по расследованию преступлений большевиков при Главнокомандующем вооруженными силами на юге России расследовала его преступления в связи с убийством заложников в октябре 1918 г. в Пятигорске. На Кавказе из города в город, из аула в аул, как кровавая легенда, плыла молва о “рыжем чекисте”.
Тогда аресты были произведены по всем Минеральным Водам, но сосредоточили заложников именно в Пятигорске. Это были представители буржуазии и бывшие офицеры, в основном пожилые люди, честно прослужившие России, в том числе и во время империалистической войны. Среди обреченных отметим очень известных тогда генералов Рузского, прославившегося на германском фронте, и Радко-Дмитриева, национального героя Болгарии, а также генерала Багратиона-Мухранского.
18 и 31 октября 1918 г. были убиты 99 заложников, в том числе две женщины. Их имена не скрывались: все было опубликовано в местных “Известиях” за подписью председателя местного ЧК Атарбекова.
Не будем рассуждать о правомерности института заложников в военных условиях, отметим другое. В газетной публикации была опущена существенная подробность: заложники не были расстреляны Они были зверски зарублены на окраине пятигорского кладбища. Это было доказано эксгумацией трупов и показаниями свидетелей. Раздетым заложникам приказывали вставать на колени на краю ямы, вытянув шею. Рубили неумело, ударяя по нескольку раз, иногда для потехи отрубая сначала конечности. Полумертвых сбрасывали в яму не добивая. Стоны слышались до рассвета. Вся земля вокруг была усеяна осколками костей и так залита кровью, что могильщики утром проваливались по щиколотку в страшную гущу.
По показаниям свидетеля Тимрота, сам Атарбеков хвастался, что генерала Рузского он убил лично. Красноармейцы отказались убивать этого старика. На предложения сотрудничать с советской властью он неизменно отвечал отказом, даже в тюрьме, называя все происходящее великим разбоем.
Остается лишь с горечью вспомнить, что смута в России началась все же с отречения Николая II, а сдался император в Могилеве генералу Рузскому. Он же и пал в числе первых жертв “русского бессмысленного и беспощадного бунта”. Атарбеков похвалялся черкесским кинжалом, которым он заколол генерала в шею… У подножия горы Машук давно уже нет больших братских могил, обустроенных Добровольческой армией, а улица Атарбекова в Москве есть. В акте комиссии он вместе с другими чекистами назван “преступником и садистом, для которого пролитие крови и причинение страданий другим – источник нездоровых наслаждений”. Мы вполне с этим согласны, считая само существование Атарбековской улицы насилием над моралью нормальных людей…

Илья РЯШКО, ученик 11 класса,
Андрей РЯШКО, ученик 9 класса, школа № 380
Москва

Мои годы

У каждого – своя память о детстве. Психологи утверждают, что именно она во многом формирует личность и убеждения взрослого человека. У этого чеченского мальчика воспоминания о прошлом его семьи и о недавнем собственном прошлом таковы…

В первую войну… отец отправил нас с мамой и младшим братиком в Шали к маминой родне. Потом нам пришлось еще несколько раз переезжать в разные села, уходить от бомбардировок и артобстрелов, пока наконец не вернулись в Грозный. В “послевоенном” Грозном по ночам стреляли и слышны были разрывы бомб и снарядов, но дома лучше, чем быть беженцем у чужих людей.
Между двумя войнами в нашем доме бывало очень много гостей. Особенно сильно нам запомнился Виктор Попков. Ни мы, ни наши родители не знали его раньше. Кто-то из знакомых дал наш адрес.
Мы очень удивились, когда постучались в дверь и появился очень большой человек с длинной белой бородой, с длинными белыми волосами. Он очень был похож на былинного старца из русских народных сказок. Он поздоровался с нами и при этом слегка поклонился то ли дому, то ли хозяевам. Мы узнали, что он священник, делает людям добро. Пытается установить мир в Чечне, призывает всех воюющих людей к миру.
Однажды рано утром, когда солнце только начало подниматься, я увидел его стоявшего рядом с забором. В руках он держал маленькую книжку. Лицо его было обращено в сторону восходящего солнца. Он читал что-то в этой книжке, крестился и совершал поклоны. Мне стало это очень интересно, и я спросил, что он делает. Он сказал, что в руках его молитвенник и он совершает молитву. Я сам мусульманин и каждый день совершаю пять молитв. У меня тоже есть свой молитвенник, по которому читаю разные дуа (молитвы), обращенные к Аллаху.
Это был очень интересный и добрый человек. Я никогда не слышал, чтобы он кого-нибудь ругал. Он вообще говорил очень тихо, и на его лице всегда была мягкая улыбка.
Когда началась вторая война, в 1999 году Виктор приехал к нам в Назрань и сказал, что хочет оказывать помощь чеченским детям, живущим в горных аулах. В горах у нас люди живут бедно. И не все дети могут ходить в школу, потому что им не хватает одежды и обуви. Виктор привозил из Москвы одежду, обувь, учебники и раздавал их детям в селах Ножай-Юртовского, Введенского и Шалинского районов.
В последний свой приезд он позвонил нашей маме из Хасавюрта и сказал, что купил медицинский “уазик” и везет полную машину лекарств для сельских больниц. Сказал, что ему нужно будет два дня, чтобы их раздать по больницам, и он постарается быть у нас к вечеру третьего дня. На второй день из телевизионных новостей мы узнали, что машина Виктора была обстреляна недалеко от блокпоста у селения Алхан-Кала. Виктор и сопровождавшая его врач были тяжело ранены. Его перевезли в Москву, где он скончался, не приходя в сознание.
Виктор погиб от рук бандитов, какой бы национальности они ни были и на каком бы языке ни говорили. Он был для нас маленьким лучом надежды. Его знали в самых отдаленных уголках нашей республики. Пешком, с котомкой за спиной, он добирался в самые труднодоступные горные аулы, где был всегда желанным гостем. Все, кто знал этого человека в Чечне, не могут до сих пор вспоминать о нем без глубокой скорби.

Максим ИСАЕВ, ученик 9 “А” класса школы № 61
Руководитель – учительница Петитам Канташовна АБУБАКАРОВА
Грозный

Из работ участников конкурса

Цель своей работы я вижу в том, чтобы выяснить правду о состоянии тыла не только по сводкам исполкома, а из живого источника, устной истории народа. Вот такие простые цели, но очень трудно было писать эту правду, душа моя кровоточила от боли и стыда за то правительство, которое обрекло моих близких на бесчеловечные муки и скорбь, голод и смерть. Человек долго терпит, ко многому привыкает, но всегда у него остается желание жить по-человечески. Это правда, а остальное – ложь или страх.

Андрей ПУЗАНОВ.
“Война за жизнь во время войны (воспоминания труженицы тыла)”
Пенза, 10 класс

Приступив к работе, мы обнаружили, что почти ничего не знаем о политических репрессиях, ведь в школе мы еще не добрались до изучения истории России ХХ века. Одно дело читать об этом в книгах и совсем другое – столкнуться со страшными проявлениями сталинщины “наяву”. Чтобы на конкретных примерах из истории нашего села Нижний Курлак рассмотреть ситуацию 30-х годов и самим в ней разобраться, мы и взялись за эту работу. Быть может, наши размышления не слишком “научные” и не всегда разумные, но все-таки нам кажется, что мы добились главного – увидели живую историю.

Николай НАРИЖНИЙ,
Елена Хаваева. “Под копирку”
с. Нижний Курлак Воронежской обл., 8 класс

Напрашиваются вопросы: “За что? Какие “враги народа” были где-то в глухой тайге, в маленьком селе, где не было ни радио, ни телевидения, где основная масса людей была неграмотной, где главной целью было выжить?”… Интересно, но люди преклонного возраста об этом страшном времени помнят почти все до мелочей. Сначала рассказывали с опаской, неоднократно напоминая, чтобы я, не дай Бог, где-то по случайности не написала в своей работе ту или иную фамилию. Люди боятся даже в наши дни. На стенах комнат некоторых домов все еще висят портреты Ленина и Сталина в деревянных рамках, аккуратно обернутых фольгой из-под чая…

Надежда МАЦАКОВА.
“Родина-мать, родина-мачеха”
с. Усть-Вымь, Республика Коми,
9 класс

Мне кажется, надо переписать школьные учебники. Пока мне трудно представить, каким образом это можно сделать. Но надо как-то уйти от бесконечного количества дат, которые мы должны запомнить, от перечисления кто на кого когда напал и что из этого вышло. Жизнь страны – это не только жизнь царей, королей, президентов, это жизнь нас, обычных людей… Но как написать учебник? Ведь без дат, перечня событий не обойтись. Между прочим, “История древнего мира” известна большинству лучше, чем история России. Почему? Там ведь описаны не только войны, но и “Семь чудес света”, быт, орудия труда, образ жизни древних. А в учебнике по истории России есть только один непохожий на другие параграф – “Развитие культуры и искусства”.

Юлия МЯГКОВА.
“Несколько страниц из жизни моей семьи”
Ростов-на-Дону, 9 класс

Конкурс-2004/05 уже объявлен

Главной темой шестого конкурса “Человек в истории. Россия – ХХ век” остается судьба человека в российской истории прошлого столетия
Предлагаем участникам конкурса выбрать одно из следующих направлений исследовательской работы:

  • Человек и война. Цена победы.
  • Свои – чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения.
  • Личность и общество.
  • Человек и власть.
  • История семьи.
  • Человек и малая родина.

В связи с тем, что 2005 год отмечен важнейшей в истории России датой – 60-летней годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, важнейшей станет номинация “Человек и война”. Лучшие работы будут отмечены специальными призами.   
Мы надеемся, что участники конкурса посвятят свои исследования теме войны в судьбе обычного человека, что они обратят свое внимание и на тех, кому победа принесла не только радость освобождения, но и новые страдания.
Это сотни тысяч военных сирот и вдов, это инвалиды войны. Это те, кто после войны многие годы жил с пятном в анкете, кто считался идеологически неблагонадежным, – бывшие советские военнопленные, узники концлагерей и гетто, так называемые остарбайтеры, угнанные на работу в Германию. Мы хотим, чтобы участники конкурса занялись темами, которые до сих пор в какой-то мере остаются “белыми пятнами” в истории войны, – то есть историями, связанными с партизанским движением, с немецкой оккупацией. Словом, чтобы наши конкурсанты задумались над тем, какую невероятную цену пришлось заплатить за победу в Отечественной войне.
Важно, чтобы вы обратили внимание на тему “свои – чужие”, на тех, кто живет или жил рядом с вами и принадлежит к другой национальности, другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям – вот одна из наиболее
важных тем нынешнего конкурса. Взаимоотношения личности, общества и государства – огромная и очень разнообразная тема. Интересно найти
свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу. До сих пор больше всего мы получали работ, посвященных истории семьи или какой-нибудь человеческой судьбе. Удачными бывали и работы, в которых прослеживалась история какого-то здания, памятника, улицы, какого-то экспоната краеведческого музея – в связи с конкретными человеческими судьбами.
Исследование может быть посвящено и любой другой теме, главное, чтобы оно отвечало общей идее конкурса: человек в истории. Хотелось бы, чтобы оно было наполнено живыми деталями ежедневного существования людей в прошедшие эпохи – деталями быта, описаниями культурной среды, выражениями из языка повседневности.
Если вы хотите добиться успеха, то исторические источники: устные свидетельства, материалы домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания – необходимо тщательно комментировать, подвергнуть критическому анализу.

Срок отправления работ на конкурс – до 10 января 2005 года.
Просим сообщить нам о намерении участвовать в конкурсе до 1 декабря 2004 года – мы вышлем вам методические и информационные материалы.
Заявки и работы присылать по адресу: Россия, 127051, Москва, Малый Каретный переулок, 12, Международное общество “Мемориал”, “На школьный конкурс”. Тел. (095) 299-65-04, факс (095) 973-20-94,
e-mail konkurs@memo.ru . http // www.konkurs.memo.ru

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru