ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Екатерина АЛЕКСАНДРОВА,
кандидат педагогических наук
Важней, чем все учебники на свете
Как мы лабораторию создавали…
Всего-навсего год назад мы,
преподаватели кафедры педагогики
педагогического института СГУ, решили
попробовать создать систему продуктивного
(через реальную деятельность) образования у себя
в городе. Мы думали, что такая форма работы даст
шанс найти свое место всем, а не только тем
ученикам, которые легко справляются с текстами
учебников и имеют хорошую память.
Много спорили, взвешивали все “за” и “против”.
С одной стороны, система привлекла нас тем, что
она более естественна для ребенка, чем
классно-урочная.
Но с другой стороны, как вписаться с этой
системой в существующие учебные планы и где
взять деньги для создания баз практики наших
детей? Учебные комбинаты в большинстве городов
давно закрыты, а фирмы и учреждения не торопятся
брать несовершеннолетних на работу или
стажировку – с ними возни много! Обзванивали
знакомые школы, объясняли идею, предлагали
поработать вместе.
На наш призыв откликнулись учреждения, которые
работают в большинстве своем с одаренными
детьми: представители Дворца творчества детей и
молодежи Саратова, коллектив Вольского
педагогического колледжа и лицея-интерната при
Саратовском аграрном университете им.
Н.А.Вавилова, преподаватели ТРИЗ и информатики
Лицея прикладных наук СГУ.
Конечно, в идеале нам стоило бы приступить к
созданию школы продуктивного развития. Но мы
посчитали, что сначала должны четко для себя
решить: что, как и когда мы будем делать,
научиться составлять учебный план продуктивного
образования для наших школ, договориться с
базами практики для наших детей, подготовить
педагогов к роли консультантов, а не
урокодателей. И что самое главное, нужно было
подготовить родителей к новой системе обучения
их детей. Многие не приемлют свободы при
обучении. “Мы всю жизнь просидели в классах – и
ничего, выучились”, – говорили одни. “Наше
образование – лучшее в мире!” – вторили другие.
“Это же мне придется следить, где он по городу
бегает, и помогать ему ваши проекты делать?!” –
пугались третьи.
Наша команда
Одними из первых к нам присоединились
работники Дворца творчества детей и молодежи
Саратова. В приемной директора там уже сегодня
работают секретари-референты (объединения
“Секретари-референты”, “Офис-менеджер”), в
мастерских шьют театральные костюмы, в клубе
“Муравейник” с малышами занимаются будущие
педагоги (объединение “Будущий педагог”),
театралы и танцоры показывают спектакли и дают
концерты (театр юношеского и детского творчества
“Молодая гвардия”), получая первые зарплаты.
Штабисты творческой лаборатории детского
лидерства организуют проведение различных акций
(“Право”, “Непоседы”, “Классы, свободные от
курения” и другие), консультируют и контролируют
акционеров, проводят смены актива, выпускают
газеты, участвуют в теле- и радиопередачах.
Проводят работу по организации содержательного
досуга в школах, детских домах, интернатах,
детских садах, что является продуктом и
результатом совместной деятельности. Здесь
налицо расширение образовательных горизонтов в
части межличностной коммуникации,
филологических дисциплин, владения компьютерной
и множительной техникой, социальных вопросов.
В дальнейшем мы планируем совершенствовать
работу дворца по двум основным направлениям:
создать индивидуальные рабочие места в
учреждениях и предприятиях, осуществлять
совместные проекты с общеобразовательными
школами, в которых учатся наши воспитанники. В
рамках этого сотрудничества мы просчитываем
возможность внедрения в практику системы
зачетов школой умений как основы знаний,
полученных вне ее стен, в учреждении
дополнительного образования. Это возможно по
школьным курсам истории, физики, химии, экологии.
К нам присоединились разные люди. В основном те,
кто уже сегодня активно использует творческую и
проектную деятельность в работе со школьниками.
Но до создания настоящей школы продуктивного
образования еще далеко.
Ищем ответы
Трудно совместить идею открытого
обучения с традициями учебного процесса
массового образования. Андрей К. увлечен темой
своего индивидуального проекта, производством
значимого для него продукта, но не хочет узнать
ничего выходящего за его рамки. Как в этом случае
помочь ему освоить необходимый минимум
образования, заложенный государственным
стандартом?
Как использовать возможность взаимодействия
общеобразовательных учреждений, учреждений
дополнительного образования и баз
практики-стажировки учеников?
В системе продуктивного образования каждый
ребенок занимается по индивидуальной программе.
Возможны ли при этом групповые формы работы с
учениками? Как учесть личные достижения при
анализе общеобразовательных знаний, умений и
навыков?
Ведь дети такие разные. Они не вписываются в
стандарты. Будем рады, если коллеги из других
регионов поделятся своим опытом и размышлениями.
С нами можно связаться через сайт научного
сборника “Новые ценности образования”: www.nev.h1.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|