Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Екатерина АЛЕКСАНДРОВА,
кандидат педагогических наук

Важней, чем все учебники на свете

Как мы лабораторию создавали…

Всего-навсего год назад мы, преподаватели кафедры педагогики педагогического института СГУ, решили попробовать создать систему продуктивного (через реальную деятельность) образования у себя в городе. Мы думали, что такая форма работы даст шанс найти свое место всем, а не только тем ученикам, которые легко справляются с текстами учебников и имеют хорошую память.
Много спорили, взвешивали все “за” и “против”. С одной стороны, система привлекла нас тем, что она более естественна для ребенка, чем классно-урочная.
Но с другой стороны, как вписаться с этой системой в существующие учебные планы и где взять деньги для создания баз практики наших детей? Учебные комбинаты в большинстве городов давно закрыты, а фирмы и учреждения не торопятся брать несовершеннолетних на работу или стажировку – с ними возни много! Обзванивали знакомые школы, объясняли идею, предлагали поработать вместе.
На наш призыв откликнулись учреждения, которые работают в большинстве своем с одаренными детьми: представители Дворца творчества детей и молодежи Саратова, коллектив Вольского педагогического колледжа и лицея-интерната при Саратовском аграрном университете им. Н.А.Вавилова, преподаватели ТРИЗ и информатики Лицея прикладных наук СГУ.
Конечно, в идеале нам стоило бы приступить к созданию школы продуктивного развития. Но мы посчитали, что сначала должны четко для себя решить: что, как и когда мы будем делать, научиться составлять учебный план продуктивного образования для наших школ, договориться с базами практики для наших детей, подготовить педагогов к роли консультантов, а не урокодателей. И что самое главное, нужно было подготовить родителей к новой системе обучения их детей. Многие не приемлют свободы при обучении. “Мы всю жизнь просидели в классах – и ничего, выучились”, – говорили одни. “Наше образование – лучшее в мире!” – вторили другие. “Это же мне придется следить, где он по городу бегает, и помогать ему ваши проекты делать?!” – пугались третьи.

Наша команда

Одними из первых к нам присоединились работники Дворца творчества детей и молодежи Саратова. В приемной директора там уже сегодня работают секретари-референты (объединения “Секретари-референты”, “Офис-менеджер”), в мастерских шьют театральные костюмы, в клубе “Муравейник” с малышами занимаются будущие педагоги (объединение “Будущий педагог”), театралы и танцоры показывают спектакли и дают концерты (театр юношеского и детского творчества “Молодая гвардия”), получая первые зарплаты.
Штабисты творческой лаборатории детского лидерства организуют проведение различных акций (“Право”, “Непоседы”, “Классы, свободные от курения” и другие), консультируют и контролируют акционеров, проводят смены актива, выпускают газеты, участвуют в теле- и радиопередачах. Проводят работу по организации содержательного досуга в школах, детских домах, интернатах, детских садах, что является продуктом и результатом совместной деятельности. Здесь налицо расширение образовательных горизонтов в части межличностной коммуникации, филологических дисциплин, владения компьютерной и множительной техникой, социальных вопросов.
В дальнейшем мы планируем совершенствовать работу дворца по двум основным направлениям: создать индивидуальные рабочие места в учреждениях и предприятиях, осуществлять совместные проекты с общеобразовательными школами, в которых учатся наши воспитанники. В рамках этого сотрудничества мы просчитываем возможность внедрения в практику системы зачетов школой умений как основы знаний, полученных вне ее стен, в учреждении дополнительного образования. Это возможно по школьным курсам истории, физики, химии, экологии.
К нам присоединились разные люди. В основном те, кто уже сегодня активно использует творческую и проектную деятельность в работе со школьниками. Но до создания настоящей школы продуктивного образования еще далеко.

Ищем ответы

Трудно совместить идею открытого обучения с традициями учебного процесса массового образования. Андрей К. увлечен темой своего индивидуального проекта, производством значимого для него продукта, но не хочет узнать ничего выходящего за его рамки. Как в этом случае помочь ему освоить необходимый минимум образования, заложенный государственным стандартом?
Как использовать возможность взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и баз практики-стажировки учеников?
В системе продуктивного образования каждый ребенок занимается по индивидуальной программе. Возможны ли при этом групповые формы работы с учениками? Как учесть личные достижения при анализе общеобразовательных знаний, умений и навыков?
Ведь дети такие разные. Они не вписываются в стандарты. Будем рады, если коллеги из других регионов поделятся своим опытом и размышлениями. С нами можно связаться через сайт научного сборника “Новые ценности образования”: www.nev.h1.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru