Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Ната КРЫЛОВА,
кандидат философских наук

Три способа перейти границу урока

Разговоры о кризисе классно-урочной системы ведутся давно. Но многие педагоги и исследователи при этом продолжают сомневаться: “Ну как так просто отказаться от методик, которые стали сутью обучения?”
И все же отход современной массовой школы от классно-урочной системы робко, но уже начался. И путей отхода оказалось несколько.
Во-первых, это студийные формы проведения занятий.
Во-вторых, известный метод проектов.
В-третьих, разнообразные творческие работы.
Кроме того, есть научные доклады, рефераты и многое другое, что начинается не с “объяснений нового материала” учителем, а с простейшего практического и самостоятельного действия ребенка, в процессе которого он сам начинает нанизывать приобретенные собственным трудом знания на стержень интересной для него практической задачи.
Этот многообещающий образовательный прием лежит в основе продуктивного образования.
Мы не раз писали о специфике работы международной сети продуктивных школ, в которой этот прием стал ведущим принципом отхода от урочной системы и организации индивидуального образования в реальном деле. Это открыло возможность тысячам так называемых трудных подростков найти свой путь в мир интересной для них практической деятельности и образования. Есть подобные образовательные учреждения и у нас – в Петербурге, Сочи, Москве, Кемерове.
Наша массовая школа с трудом принимает этот принцип. Слишком силен миф об уроке как единственно возможной форме обучения (не случайно при обсуждении этой проблемы в Академии образования один из академиков подытожил: “И слава Богу, что таких школ немного!”).
Но тем не менее во многих регионах учителя стали вносить разнообразие в стандартный урок. И здесь им очень пригодились приемы продуктивного образования.
Так оформляется, не побоюсь сказать, движение за продуктивное образование в массовой школе. В первых рядах идет Саратов. В педагогическом институте Саратовского университета организована лаборатория продуктивного образования, которая видит свои задачи в том, чтобы приблизить обучение студентов к идеям продуктивности, побудить учителей находить продуктивные приемы традиционного преподавания и приближать его к подлинному продуктивному образованию школьников.
Провели одну межрегиональную конференцию, выпустили альманах под характерным названием: “Внедрение элементов продуктивного обучения в традиционный учебный процесс”. В апреле провели вторую конференцию, выпускают очередной альманах: “Проблемы реализации принципов продуктивного обучения в профессиональном и допрофессиональном образовании”.
Педагоги делятся опытом организации: продуктивной педагогической практики студентов, проектного обучения, продуктивной ролевой игры, продуктивного диалога и т.п.
И это не игра в слова, хотя у нас часто все, что в моде, то и продуктивно, и эффективно. Нет, саратовские коллеги сознательно строят в традиционных образовательных процессах пространства продуктивной деятельности школьников и студентов.
Они поняли простую истину: ребенку, особенно подростку, интереснее делать собственное дело. А уж талант педагогов в том, чтобы увязать эту их практическую деятельность с информационной составляющей образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru