ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ната КРЫЛОВА,
кандидат философских наук
Три способа перейти границу урока
Разговоры о кризисе классно-урочной
системы ведутся давно. Но многие педагоги и
исследователи при этом продолжают сомневаться:
“Ну как так просто отказаться от методик,
которые стали сутью обучения?”
И все же отход современной массовой школы от
классно-урочной системы робко, но уже начался. И
путей отхода оказалось несколько.
Во-первых, это студийные формы проведения
занятий.
Во-вторых, известный метод проектов.
В-третьих, разнообразные творческие работы.
Кроме того, есть научные доклады, рефераты и
многое другое, что начинается не с “объяснений
нового материала” учителем, а с простейшего
практического и самостоятельного действия
ребенка, в процессе которого он сам начинает
нанизывать приобретенные собственным трудом
знания на стержень интересной для него
практической задачи.
Этот многообещающий образовательный прием лежит
в основе продуктивного образования.
Мы не раз писали о специфике работы
международной сети продуктивных школ, в которой
этот прием стал ведущим принципом отхода от
урочной системы и организации индивидуального
образования в реальном деле. Это открыло
возможность тысячам так называемых трудных
подростков найти свой путь в мир интересной для
них практической деятельности и образования.
Есть подобные образовательные учреждения и у нас
– в Петербурге, Сочи, Москве, Кемерове.
Наша массовая школа с трудом принимает этот
принцип. Слишком силен миф об уроке как
единственно возможной форме обучения (не
случайно при обсуждении этой проблемы в Академии
образования один из академиков подытожил: “И
слава Богу, что таких школ немного!”).
Но тем не менее во многих регионах учителя стали
вносить разнообразие в стандартный урок. И здесь
им очень пригодились приемы продуктивного
образования.
Так оформляется, не побоюсь сказать, движение
за продуктивное образование в массовой школе.
В первых рядах идет Саратов. В педагогическом
институте Саратовского университета
организована лаборатория продуктивного
образования, которая видит свои задачи в том,
чтобы приблизить обучение студентов к идеям
продуктивности, побудить учителей находить
продуктивные приемы традиционного преподавания
и приближать его к подлинному продуктивному
образованию школьников.
Провели одну межрегиональную конференцию,
выпустили альманах под характерным названием:
“Внедрение элементов продуктивного обучения в
традиционный учебный процесс”. В апреле провели
вторую конференцию, выпускают очередной
альманах: “Проблемы реализации принципов
продуктивного обучения в профессиональном и
допрофессиональном образовании”.
Педагоги делятся опытом организации:
продуктивной педагогической практики студентов,
проектного обучения, продуктивной ролевой игры,
продуктивного диалога и т.п.
И это не игра в слова, хотя у нас часто все, что в
моде, то и продуктивно, и эффективно. Нет,
саратовские коллеги сознательно строят в
традиционных образовательных процессах
пространства продуктивной деятельности
школьников и студентов.
Они поняли простую истину: ребенку, особенно
подростку, интереснее делать собственное дело. А
уж талант педагогов в том, чтобы увязать эту их
практическую деятельность с информационной
составляющей образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|