НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ
C учетом данных о рождаемости
будет теперь планироваться число
бюджетных мест в педвузах
В Москве прошло Всероссийское
совещание проректоров педагогических вузов и
заместителей директоров по учебной работе
педагогических колледжей, посвященное ходу
реализации программы модернизации
педагогического образования.
Программа модернизации педагогического
образования, рассчитанная до 2010 года, была
утверждена в апреле 2003 года. Что удалось сделать
за этот период?
Около 1000 преподавателей из 7 федеральных округов,
ведущих подготовку по педагогическим
направлениям и специальностям, повысили свою
квалификацию.
В прошлом году на условиях софинансирования 32
педвуза получили комплекты учебно-лабораторного
оборудования и аппаратные средства.
В нынешнем году за счет средств ФПРО планируются
поставки оборудования в 10 базовых
педагогических колледжей и 10 центров повышения
квалификации профессорско-преподавательского
состава.
“Материально-техническое обеспечение
педагогических вузов далеко от современных
реалий, – считает ректор Московского
педагогического государственного университета
(МПГУ) Виктор Матросов. – Без решения этой
проблемы вряд ли можно ожидать улучшения в
подготовке педагогов”.
Впрочем, как заметил В.Матросов, молодые
педагоги, хорошо ли, плохо ли подготовлены, не
спешат идти работать в школу. Нужно повышать
статус учителя, увеличивать зарплату…
Идеи давно знакомые… Но как этого добиться?
Ответить на этот вопрос попытался недавно
назначенный заместитель министра образования и
науки Андрей Свинаренко. По его словам, качество
и структуру подготовки специалистов в педвузах
необходимо привести в соответствие с
потребностями рынка труда, “ясные и достоверные
сигналы которого должна услышать и уловить
система педагогического образования”.
Но что нам, собственно, известно о рынке
педагогического труда?
Руководитель Центра кадрового обеспечения
общего образования Владимир Блинов рассказал о
том, что в 2003 году учителей начальных классов
было подготовлено больше, чем нужно, на 19 828
человек.
Эта картина общая для всей страны. Например,
подготовка учителей математики в педагогических
вузах и колледжах Приволжского федерального
округа в 2004 году превышает реальные потребности
региона на 825 человек. Тогда как в Южном
федеральном округе недостаток этих специалистов
составляет 338 человек.
Теперь планирование бюджетных мест в педвузах и
педколледжах будет осуществляться по новой
технологии, с учетом данных о рождаемости за
последние 16 лет. Используя эти данные, в вузе
решат, изменить или сохранить планы приема.
Еще в рамках программы предстоит массовая
переквалификация учителей, имеющих “неходовые”
специальности.
В стране действует 83 педагогических
вуза, в которых обучаются 734,5 тыс. студентов и
работают 44,2 тыс. преподавателей.
Система среднего педагогического образования
включает 345 учебных заведений, из них – 254
колледжа, в которых обучаются 204 тыс. студентов по
20 специальностям.
Более 90% педагогических колледжей и училищ
сотрудничают с профильными вузами.
|
И все-таки в центре внимания
участников совещания оказались проблемы
содержания педагогического образования.
В 2000 году Перечень направлений подготовки
специальностей высшего профессионального
образования был сокращен на 15 позиций. “За
бортом” оказались экономика, экология,
естествознание и обществоведение.
Теперь эти 4 дисциплины предлагается
восстановить в новом перечне в связи с введением
профильного обучения.
По этой же причине внесены изменения в “Теорию и
методику обучения предмету”. В связи с
появлением новых угроз (рост криминогенности
общества, угроза пожаров, терроризма) обновлено
содержание дисциплины “Безопасность
жизнедеятельности”. В соответствии с
современными достижениями переработана
дисциплина “Технические и аудиовизуальные
средства обучения”.
Еще с 1 сентября 2004 года Министерство образования
рекомендует вузам ввести три новых курса:
“Нормативно-правовое обеспечение образования”,
“Современные средства оценивания результатов
обучения” и “Использование современных
информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе”.
Во время презентации этих курсов разгорелись
нешуточные дискуссии по поводу их
целесообразности. Самой серьезной критике
подвергся курс “Современные средства оценки
результатов обучения”, одна из целей которого,
как сказано в аннотации, – “познакомить
студентов с методологическими и теоретическими
основами тестового контроля, порядком
организации и проведения единого
государственного экзамена (ЕГЭ)”.
Как выяснилось, участники обсуждения не относят
тестирование к “современным средствам оценки
результатов обучения”, считая его устаревшей
формой контроля.
По свидетельству профессора МПГУ Людмилы
Трубиной, разработчики курса ставили лишь задачу
ознакомить будущих педагогов с теми средствами и
методами оценки знаний, которые уже вошли в
школьную практику или будут введены в ближайшее
время.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|