Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2004

Первая тетрадь. Политика образования


НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

C учетом данных о рождаемости

будет теперь планироваться число бюджетных мест в педвузах

В Москве прошло Всероссийское совещание проректоров педагогических вузов и заместителей директоров по учебной работе педагогических колледжей, посвященное ходу реализации программы модернизации педагогического образования.

Программа модернизации педагогического образования, рассчитанная до 2010 года, была утверждена в апреле 2003 года. Что удалось сделать за этот период?
Около 1000 преподавателей из 7 федеральных округов, ведущих подготовку по педагогическим направлениям и специальностям, повысили свою квалификацию.
В прошлом году на условиях софинансирования 32 педвуза получили комплекты учебно-лабораторного оборудования и аппаратные средства.
В нынешнем году за счет средств ФПРО планируются поставки оборудования в 10 базовых педагогических колледжей и 10 центров повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
“Материально-техническое обеспечение педагогических вузов далеко от современных реалий, – считает ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Виктор Матросов. – Без решения этой проблемы вряд ли можно ожидать улучшения в подготовке педагогов”.
Впрочем, как заметил В.Матросов, молодые педагоги, хорошо ли, плохо ли подготовлены, не спешат идти работать в школу. Нужно повышать статус учителя, увеличивать зарплату…
Идеи давно знакомые… Но как этого добиться?
Ответить на этот вопрос попытался недавно назначенный заместитель министра образования и науки Андрей Свинаренко. По его словам, качество и структуру подготовки специалистов в педвузах необходимо привести в соответствие с потребностями рынка труда, “ясные и достоверные сигналы которого должна услышать и уловить система педагогического образования”.
Но что нам, собственно, известно о рынке педагогического труда?
Руководитель Центра кадрового обеспечения общего образования Владимир Блинов рассказал о том, что в 2003 году учителей начальных классов было подготовлено больше, чем нужно, на 19 828 человек.
Эта картина общая для всей страны. Например, подготовка учителей математики в педагогических вузах и колледжах Приволжского федерального округа в 2004 году превышает реальные потребности региона на 825 человек. Тогда как в Южном федеральном округе недостаток этих специалистов составляет 338 человек.
Теперь планирование бюджетных мест в педвузах и педколледжах будет осуществляться по новой технологии, с учетом данных о рождаемости за последние 16 лет. Используя эти данные, в вузе решат, изменить или сохранить планы приема.
Еще в рамках программы предстоит массовая переквалификация учителей, имеющих “неходовые” специальности.

В стране действует 83 педагогических вуза, в которых обучаются 734,5 тыс. студентов и работают 44,2 тыс. преподавателей.
Система среднего педагогического образования включает 345 учебных заведений, из них – 254 колледжа, в которых обучаются 204 тыс. студентов по 20 специальностям.
Более 90% педагогических колледжей и училищ сотрудничают с профильными вузами.

И все-таки в центре внимания участников совещания оказались проблемы содержания педагогического образования.
В 2000 году Перечень направлений подготовки специальностей высшего профессионального образования был сокращен на 15 позиций. “За бортом” оказались экономика, экология, естествознание и обществоведение.
Теперь эти 4 дисциплины предлагается восстановить в новом перечне в связи с введением профильного обучения.
По этой же причине внесены изменения в “Теорию и методику обучения предмету”. В связи с появлением новых угроз (рост криминогенности общества, угроза пожаров, терроризма) обновлено содержание дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”. В соответствии с современными достижениями переработана дисциплина “Технические и аудиовизуальные средства обучения”.
Еще с 1 сентября 2004 года Министерство образования рекомендует вузам ввести три новых курса: “Нормативно-правовое обеспечение образования”, “Современные средства оценивания результатов обучения” и “Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе”.
Во время презентации этих курсов разгорелись нешуточные дискуссии по поводу их целесообразности. Самой серьезной критике подвергся курс “Современные средства оценки результатов обучения”, одна из целей которого, как сказано в аннотации, – “познакомить студентов с методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ)”.
Как выяснилось, участники обсуждения не относят тестирование к “современным средствам оценки результатов обучения”, считая его устаревшей формой контроля.
По свидетельству профессора МПГУ Людмилы Трубиной, разработчики курса ставили лишь задачу ознакомить будущих педагогов с теми средствами и методами оценки знаний, которые уже вошли в школьную практику или будут введены в ближайшее время.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru