Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ 

Светлана КИРИЛЛОВА

ЕГЭ пока без гроша

Средства на его проведение организаторы получат не раньше конца мая

ПРОБНЫЙ ЕГЭ УЖЕ ПРОШЕЛ. СОСТОИТСЯ ЛИ НАСТОЯЩИЙ?

ПРОБНЫЙ ЕГЭ УЖЕ ПРОШЕЛ. СОСТОИТСЯ ЛИ НАСТОЯЩИЙ?

У ЕГЭ 2004 года наконец появился организатор. Решение своевременное: скоро начнется самый масштабный в истории России единый государственный экзамен, в котором примут участие 65 субъектов РФ. Но за минувший год из любимого детища Министерства образования ЕГЭ превратился в пасынка, которому не дают денег ни на кино, ни на мороженое...

Тендер на проведение всероссийского ЕГЭ выиграл Центр тестирования Министерства образования. Еще два месяца назад это казалось невозможным: ЦТ был в долгах как в шелках, ходили разговоры о банкротстве. Но Московский арбитражный суд вынес решение, что ЦТ не должен платить налоги с государственных средств, затраченных на проведение единого государственного экзамена в 2003 году.
Теперь мы знаем, кто будет проводить ЕГЭ 2004 года. Но от этого не легче. Контракт ЦТ с госзаказчиком не подписан до сих пор. А деньги на организацию ЕГЭ придут к исполнителю не раньше чем через 10 дней после заключения контракта. Уже очевидно, что это будет конец мая или начало июня.
На словах ни руководитель Федеральной службы по надзору и контролю в образовании Виктор Болотов, ни министр образования и науки Андрей Фурсенко не признают, что предпочли бы под любым благовидным предлогом свернуть эксперимент по ЕГЭ. Зато об этом буквально кричит бухгалтерия ЕГЭ.
К участию в ЕГЭ 2004 года привлечено 30% новых регионов, а финансирование снижено на 15% по сравнению с прошлым годом (организаторам экзамена надо уложиться в 96 миллионов рублей).
Во второй половине апреля организатору ЕГЭ пришлось бы осваивать по 2 миллиона рублей в день.
Теперь цифра подскочила до 6 миллионов рублей. И с каждым днем миллионы будут накручиваться, а вероятность бесперебойного проведения ЕГЭ – уменьшаться.
Будем объективны и зададимся вопросом: может быть, промедление объяснялось сложностью выбора – какой из трех организаций, подавших заявки
на тендер, можно доверить проведение всероссийского ЕГЭ?
Увы, все контракты, так или иначе связанные с проведением ЕГЭ, подписывались так же медленно. Хотя в них речь идет не о 96 миллионах рублей и не об ответственности в масштабах всей страны.
Например, из 65 контрактов с регионами – участниками ЕГЭ до майских праздников было подписано только 2… А это значит, что денег на единый государственный экзамен регионы не получат. Они будут вынуждены оплачивать ЕГЭ 2004 года из собственного кармана.
В прошлые годы тоже случалось, что тот или иной субъект РФ оказывался (по разным причинам) без средств на проведение ЕГЭ. Но подобная ситуация в масштабах всей России не складывалась ни разу. И никогда не случалось, чтобы всероссийский организатор ЕГЭ, на котором лежит ответственность в том числе за тиражирование КИМов, до последнего дня сидел без гроша.
Что греха таить – спасибо, если ЕГЭ 2004 года вообще не сорвется.
В ходе пробного ЕГЭ, проведенного в конце апреля, выяснилось, что формат, в котором проверяет экзаменационные бланки компания “КРОК” (о ее технологии мы уже рассказывали читателям), не совпадает с форматом, принятым организатором ЕГЭ 2004 года – Центром тестирования.
Только этим, очевидно, можно объяснить, что во многих субъектах РФ, согласившихся использовать на ЕГЭ КРОКовскую технологию, до сих пор не проверено ни слова, ни цифры из заданий пробного ЕГЭ.
Итог: Вологодская область – 0 бланков, Московская область – 0 бланков, Санкт-Петербург (где в пробном ЕГЭ приняли участие около 45 тысяч выпускников) – 0 бланков…
Трудно сказать, как министры образования этих регионов в преддверии ЕГЭ попытаются разрулить ситуацию. Прежнего Минобра, который настойчиво рекомендовал регионам компанию “КРОК”, больше нет. Барин не приедет и никого не рассудит. Для служебного расследования нет времени. На ЕГЭ не выделено денег. Тупик.
А пострадают от этих административных ошибок в первую очередь школьники. Выпускники должны взвалить на плечи двойное бремя – психологической новизны экзамена и чиновные разгильдяйства.
Пробный ЕГЭ 2004 года выявил: во многих регионах проводить экзамен попросту не готовы.
В Тыве и Курске руководители местного образования забыли направить на обучение системных администраторов, которые должны проводить ЕГЭ. Рекорд же был поставлен в Карачаево-Черкессии, где о пробном ЕГЭ вспомнили только в конце апреля. Итог следующий: по сей день в двух республиках и в городе Курске никто не может проверить и переслать в Москву данные, полученные школьниками на пробном экзамене. Остается тайной, как куряне, карачаевцы и тывинцы собираются проверять результаты июньского экзамена.
Большинство субъектов РФ в конце апреля забуксовало на проверке бланка регистрации пробного ЕГЭ. Казалось бы, пустяк. Но от правильной проверки этого бланка зависит будущее абитуриента. Ведь если машина не смогла правильно распознать имя и фамилию школьника, то в именном свидетельстве о сдаче ЕГЭ появятся ошибки. Такой документ, не совпадающий с паспортными данными выпускника, в приемных комиссиях вузов обязаны завернуть. Чтобы исправить свидетельство, требуются дни и даже недели – а время у абитуриента в дефиците.
Чтобы участники ЕГЭ не пострадали от ошибок техники, регионам было предписано создать особую базу данных, куда вносятся паспортные данные выпускника, его класс и школа.
Тогда в случае, если машина неверно прочла имя или фамилию школьника, в свидетельстве о сдаче ЕГЭ будет стоять правильная фамилия, извлеченная из базы данных.
Как выяснилось на пробном ЕГЭ, многие регионы до сих пор не проявили элементарной заботы об абитуриентах. Иначе говоря, баз данных выпускников у них нет. То, что свидетельства о сдаче ЕГЭ придется в спешке переделывать (а это значит, что некоторые абитуриенты не смогут вовремя сдать документы в выбранный вуз), никого, похоже, не волнует.
Зачем утруждать себя лишними хлопотами, когда эксперимент, запыхавшись, уже мчится напрямую к финишной ленточке?
Министр образования и науки Андрей Фурсенко как-то заметил, что перед введением в России нового экзамена следовало бы провести референдум и выяснить мнение профессионального сообщества по поводу единого и государственного.
Слова, которые к сентябрю 2004 года произнесет профессиональное сообщество в адрес ЕГЭ, предсказуемы. Некоторые из них явно не будут отмечены на страницах словарей русского литературного языка.
Цена, заплаченная за гигантский ЕГЭ 2004 года, гарантирует авторам эксперимента желаемое – веское, проверенное практикой, отрицательное мнение о ЕГЭ.
Как и о любых образовательных экспериментах будущего.
Но для тех, кто хоронит ЕГЭ, это уже дело десятое.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru