Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПРАВО НА РОЛЬ 

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ

Тайна цветущего багульника

СЦЕНА ИЗ ДРАМЫ “ВЕЧЕР”.

СЦЕНА ИЗ ДРАМЫ “ВЕЧЕР”.
ГАСТРИТ – С.ЮПИН, АННА – Т.БЕРЕЗИНА, МУЛЬТИК – В.ПРОХОРОВ

На первом фестивале “Байкальские встречи у Александра Вампилова”, состоявшемся много лет назад в Иркутске, мне довелось увидеть спектакль Читинского областного театра драмы “Вечер” А.Дударева. Перед нами раскрывался очень простой, абсолютно достоверный мир деревни, в которой доживают свой век заброшенные старики со странными кличками: Мультик, Гастрит. Память о далекой войне, чем дольше живут они на свете, проявляется острее, больнее. Оживающие эпизоды воспоминаний (в них играли молодые артисты) чередовались с повседневностью стариков, а в финале персонажи соединялись – молодые и старики, обнявшись, приникали друг к другу, и зрители, словно единым порывом поднявшиеся со своих мест, им аплодировали.
Не могу забыть впечатления от этого спектакля и следующее за ним: придя на обсуждение, увидела перед собой не пожилых, а молодых, едва перешагнувших сорокалетний порог артистов. В это трудно было поверить! Тем более что грима на лицах было минимальное количество. Но пластика, но голоса, но тот, как казалось, живой человеческий опыт, что просвечивал в этих образах… Особенно – Мультика, светлого, чистого душой деревенского дедка, в нем и возраст, и образ жизни так и не смогли уничтожить романтического восприятия мира.
Мультика играл Вениамин Прохоров, его я видела потом во многих и самых разных ролях: от румяного и веселого Деда Мороза в сказке “Забайкальская елка-3” до изысканного князя Трубецкого (“Да будет честь на пьедестале!”), проживающего свою жизнь с начала декабрьских событий 1825 года до середины 50-х, когда он, постаревший, но оставшийся верным своим идеалам, возвращается в Петербург и приходит на Сенатскую площадь.
Говорить с Прохоровым можно только о театре – кажется, в нем единственный смысл жизни человека, который твердо уверен, что служит лучшему театру России, а потому надо постоянно соответствовать этой высокой чести, играя много, по-разному. Для артиста не существует понятий своей или чужой роли, он будет пробовать, искать и непременно добьется эффекта не просто запоминающегося, а навсегда берущего тебя в плен. Не могу забыть детский спектакль “Аистенок и Чучело”, в котором артист, играющий Чучело, фактически весь спектакль остается неподвижным, “висящим на палке” с раскинутыми руками. Он “играет” блеском широко распахнутых, светящихся наивностью и чистотой глаз, интонациями – и детская аудитория не может не оценить ту подкупающую искренность, с которой Чучело говорит о дружбе, о необходимой всем нам доброте.
А вот совсем иной герой, Рыбник, друг Клааса, радостно, словно дитя, хохучущий, когда проигрывает в карты, счастливый рождением маленького Тиля. С той же детской радостью и открытостью он предаст и Катарину, и своего закадычного друга Клааса, с той же улыбкой донесет на Тиля и будет охотиться за “душой Фландрии”, постепенно, на наших глазах, ожесточаясь. Изменится все: интонации, пластика, повадка.
Когда я вспоминаю о Вениамине Прохорове, почему-то перед глазами возникают зимние сопки, густо заросшие багульником. Не знающий не узнает никогда, как эти голые, жалкие веточки с едва заметными почками внезапно начинают бурно цвести нежными оттенками фиолетово-сиреневых цветов и покрываются свежей зеленью листьев. Говорят, мало знать, надо чувствовать, какие именно из сорванных веток непременно зацветут. Прохоров это знает – подаренные им ветки багульника расцветают пышно, нежно, и долго-долго не вянут на них крупные цветы. Такие же яркие и светлые, как талант этого замечательного артиста, работающего в Читинском областном театре драмы с нескудеющими надеждой, верой, любовью.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru