Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Лев ДРОЗДОВ

Приходящий первым

Идеальный портрет успешного человека:
у него никогда не бывает плохого настроения, он не болеет и не знает, что такое плохая погода

Если удариться в лингвистические изыски, можно заметить, что существительное “успех” происходит от глагола “успеть”. Успел сделать то, что хотел, то, к чему предназначен, значит, все в порядке, результат, как говорится, адекватен усилиям.
Задумал изучить иностранный язык и осилил это – успех. Особенно если знешь, что он тебе действительно пригодится. Бросил курить – успех. Завоевал девушку, которая нравится, – успех.
Такие вещи настолько понятны, что нелепо их повторять. Но слишком часто мы становимся заложниками чужих стандартов успеха. И тогда победа превращается в поражение.
Я в жизни не встречал человека, готовившего себе судьбу неудачника. Большинство рассчитывает на успех, некоторые делают из него идола. Распространена категория людей – их было много среди моих одноклассников, однокурсников и коллег, – которые метят в наполеоны и не видят других вариантов. Но мало кто помнит, что реальный Наполеон был низкорослым закомплексованным неврастеником и закончил свою жизнь не так, как каждый бы себе пожелал.
Во времена Наполеона стандарты были одни, теперь – другие. Но сам факт существования стандартов способен испортить жизнь амбициозному молодому человеку, не привыкшему мыслить самостоятельно.
Впрочем, молодого человека трудно винить в нетвердости и слабоволии. Сегодня стандарты успешности и различные рецепты преуспеяния прессингуют его с такой силой, что сопротивляться им очень непросто.
Материальный успех... Именно он стал критерием практически любой жизнедеятельности. Тот, кто достиг такого успеха, считает себя достойным этого и гордо взирает на окружающих со своего постамента. Постаментом могут служить, например, автомобиль последней марки, абонемент в дорогой фитнес-клуб, футболка от Ив Сен-Лорана… Если вы сообщите владельцу всех этих богатств, что довольны своим “жигуленком”, что фитнес ничуть не лучше, чем утренняя зарядка, а Сен-Лоран вам не нравится, у него случится тяжелое нервное расстройство. Ваши слова означают, что он банкрот и богатства его – фикция чистой воды.
Быть успешным непросто. Для этого надо много знать и уметь. Знающие люди объяснят вам, какой образ жизни нужно вести тем, кто зарабатывает плюс-минус тысячу долларов в месяц или стремится к этому. Какие развлечения, какая одежда нынче в моде, где найти хорошего и обязательно дорогого врача, в каких ресторанах обедать, чтобы никто не подумал, что вы зарабатываете меньше тысячи, и так далее.
Рекламщики просчитали, что идеальный потребитель “успешных” аксессуаров выглядит приблизительно так: человек лет 30–35, хорошо зарабатывающий, имеющий при этом много свободного времени, одинокий, бездетный, больше всего на свете любящий самого себя. У него никогда не бывает плохого настроения, он не болеет и не знает, что такое плохая погода.
В реальной жизни таких людей единицы. Но образ и престиж их успеха поддерживает целая индустрия глянцевых журналов, глянцевого телевидения и разных других глянцевых изделий. Цель очевидна – стимулировать спрос на аксессуары “успешного образа жизни”. Цель коммерческая, и все потуги накрутить вокруг нее философию шиты белыми нитками – типа лозунга, придуманного копирайтерами и всерьез воспринятого маленькими наполеонами: “Утром мюсли – вечером шампанское”. Будто бы человек создан для того, чтобы есть мюсли и пить шампанское, а в промежутке читать глянцевые журналы…
В реальности успешные люди – жертвы. Они достойны сочувствия не меньше, чем те, кто находится за чертой бедности. Бедный беден, но никто не покушается на его мечты и надежды. Успешный же человек оказывается в ситуации, где, по сути, выбора нет. Он сужает свои представления о счастье до простенькой мечты поехать на престижный курорт или приобрести машину последней марки. Курорт из места отдыха превращается для него в некий геральдический знак. Машина из средства передвижения – в знак достатка и объект зависти соседа. Но вот курорт посещен, машина стоит в гараже, а счастья все нет. Да и мода вновь поменялась.
Успешный человек может позволить себе все что угодно. Что именно? Все, что ему предложат для поддержания статуса. В постиндустриальном обществе предложение формирует спрос, а не наоборот. Если перевести экономические понятия на общедоступный язык, это значит: человек живет, чтобы покупать. А успешный человек живет для того, чтобы покупать дорогие товары. И не просто покупать, а еще и чувствовать моральное превосходство над окружающими.
В клипе, который довольно часто транслировало ТВ, Лариса Долина рекламирует пищевую добавку. Стать звездой, утверждает Долина, может каждая женщина. Для этого нужно всего лишь питаться особым образом. Долина – профессиональная певица, настоящая актриса. Звездой она стала как раз по этой причине. Ее успех заработан. И вдруг происходит инфляция. Успеха, оказывается, достоин практически каждый. Средство – пищевая добавка.
Долина не виновата в этой инфляции. Все дело в ловком менеджере по рекламе, именно он торгует чужим успехом. А перестанет – останется без штанов и с комплексом неполноценности по поводу того, что его life style окружающим на фиг не нужен. Грустно думать, что этот менеджер формирует наши представления об успешности.
Его жертвами становятся те, кто с 13, 14, 15 лет не научился быть самим собой и думать своей головой, что покупать, где отдыхать, какую одежду носить. И чего хотеть в этой жизни. Право свободного человека и даже его обязанность – отвечать за свой выбор и свою жизнь. В том числе и за свой успех, несмотря на то, что с малых лет нам вдалбливают чужие стандарты успешности. Раньше они определялись нюансами идеологии, относящейся ко всем в целом и ни к кому в частности. Теперь – чужой выгодой. А нам это надо?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru