Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Ян ШЕНКМАН

Как бы лузер

Среди хронических неудачников много тинейджеров, которые еще не научились принимать решения и отвечать за свои поступки

В переводе со сленга “убить себя” – значит “принять наркотик”, уйти в отрыв от реальности. Чтобы убить себя, необязательно накачиваться героином или сильнодействующими психотропными лекарствами. Сделать это можно с помощью ТВ, поп-музыки, Интернета и других аттракционов нового времени, включая политику, спорт, шопинг и путешествия. Для подобного самоубийства не требуется сверхусилий. Усилия требуются, чтобы адекватно воспринимать мир и оставаться самим собой.
Проблему ответственности за себя приходится решать каждый день: когда садишься за компьютер, смотришь ТВ, говоришь по телефону, общаешься с близкими. И она, по сути, так же неразрешима, как талмудическая дилемма: суббота для человека или человек для субботы.
По тому, как человек отвечает на этот вопрос, можно судить, лузер он или винер. Названия условны. Язык, как водится, подсказывает нам дополнительные оттенки: to lose означает не только “терять”, но и “проигрывать”; to win – не только “выигрывать”, но и “приобретать”, “добывать”.
Лузер хочет быть в этой жизни объектом. Он охотно смешивается с толпой футбольных фанатов и демонстрантов, тинейджеров на дискотеке и солдат, марширующих строем. Он не в силах выключить телевизор, хотя и равнодушен к тому, что ему показывают. Он вряд ли откажется принять наркотик или выпивать по нескольку раз в день, если ему предложат. Любое решение, предложенное извне, кажется лузеру верным.
Винер, если это настоящий винер, а не лузер, косящий под винера, ведет себя принципиально иначе. Он не перекладывает на мир ответственность за себя. Он пьет пиво, которое ему нравится, вне зависимости от того, продвинутое оно или нет. Он может попробовать и наркотик, но обязательно задумается о последствиях и о том, сможет ли держать ситуацию под контролем. Винер хочет быть человеком, а не функцией, жить, а не играть социальную роль: учащегося, менеджера, электората, мужа, любовника, пользователя.
Когда ему предлагают выйти на демонстрацию или сыграть в лотерею, он спрашивает: “А мне это надо? Лично мне?” И если надо, обязательно согласится. А нет – решительно зашагает своей дорогой. Винер обижается, когда его называют васей пупкиным. Зваться пупкиным – значит не зваться никак. Даже в чатах он предпочитает выступать под собственным именем, а не под никами типа “robot” или “doctor sex”.
Среди хронических лузеров много тинейджеров, которые еще не научились принимать решения и отвечать за свои поступки. Немало стариков, приученных советской властью к тому, что от них ничего не зависит. Хватает и людей среднего возраста, прекрасно адаптировавшихся к новому времени, где спрос определяется предложением. То есть берут от жизни не то, что хотят и в чем нуждаются, а то, что тебе предлагают. Примерно такая же ситуация была и в советские годы. Просто выбор тогда был значительно меньше – вот и вся разница.
Если в Яндексе запустить поиск на слово “лузер”, компьютер выдаст более тысячи ссылок. После первой сотни человек напрочь забывает, зачем он вообще полез в Сеть и что хотел выяснить. То же самое происходит с выпивкой, музыкой и работой. Если ты лузер, мир поглощает тебя, как сосиску. Пережевывает и запивает каким-нибудь продвинутым пивом.
Разумеется, это не значит, что нужно возвращаться в пещеры, что следует запрещать телевизоры и макдоналдсы, дискотеки и пивные ларьки. Все это одинаково мило лузеру и ведет к расстройству волевого контроля.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru