ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Марк Левин: «Люди скорее признаются
в убийстве, чем в коррупции»
Мы беседуем с одним из руководителей
исследования, посвященного стоимости
бесплатного российского образования, Марком
Левиным, возглавляющим кафедру микроэкономики
Высшей школы экономики.
– Марк Иосифович, вы не раз
подчеркивали, что ваше исследование лишь
частично затрагивает проблему коррупции в
образовании. Какова была его цель?
– В данном проекте мы хотели выяснить, во
что на самом деле российским семьям обходится
образование всех уровней. Некоторые россияне
возмущаются тем, что кто-то хочет сделать
образование платным. Но они и сейчас платят за
образование своих детей. Сколько они платят?
Цифры неизвестны. А Министерство образования
ничего на эту тему сказать не может, кроме общих
слов.
– Когда ректор МГУ Виктор Садовничий совсем
недавно говорил про пять теневых миллиардов,
вращающихся в сфере образования, эта цифра была
близка к министерским подсчетам?
– Я вообще не верю в подобные цифры. Они
неизвестны. Их просто не существует. Все данные о
теневой экономике достоверны лишь в той или иной
степени. Официальные сведения, которые гуляют из
газеты в газету, таковы: теневая экономика в
России составляет 40%. Но это недоказуемо.
– Но ведь изучение различных сторон теневой
экономики проходит в разных странах. Как оно
все-таки делается? Ведь есть определенные
наработки, модели…
– Понятие теневой экономики делится на два
типа. Первый – так называемая скрытая экономика
домашних хозяйств. Когда готовите мужу завтрак,
ухаживаете за ребенком, ваш труд в принципе можно
оценивать в деньгах. Второй тип теневой
экономики – криминальная экономика: торговля
оружием, наркотиками...
– Но давайте перейдем к образованию. Как
выглядит сектор «скрытой домашней экономики»
применительно к школе? Очевидно, когда родители
делают в школе ремонт, приносят из дома и вешают
занавески?..
– Не только. Если родители сами занимаются с
отстающими детьми, проводят экскурсии – это тоже
домашняя экономика. Но есть другая сторона. Это
подарки преподавателям.
– Когда родители делают подарок учительнице
– может быть, это тоже можно расценить как
явление домашней экономики?
– Есть отдельная, очень интересная, но, к
сожалению, малоизвестная у нас область –
экономика подарков. Она существует где-то на
стыке между психологией, социологией и
экономикой. Скажем, я могу сделать вам очень
дорогой подарок, а вы – мне и тем самым оплатить
огромные услуги. Надо ли с этих подарков брать
налоги? Подарки – это те же самые цены или нет?
Или подарки – это знаки, которыми мы
обмениваемся? Подарки помогают устанавливать
отношения. Подарок школьному учителю может
означать, что я уважаю учительницу, я хочу
сделать ей приятное. Это создание некой
атмосферы максимальной доброжелательности.
– Меня озадачило, что вы в вашем
исследовании объединили одной строкой взятки и
подарки учителям? Те и другие не облагаются
налогами, но все-таки взятка и подарок – это
разные вещи.
– Мы объединили их в одно по простой
причине: люди не очень различают это дело. Я прошу
прощения за пример, который я хочу привести.
Представьте, что мужчина приходит к любовнице,
дарит ей цветы, а потом оставляет 200 долларов и
говорит ей: ты купи себе блузочку, а то я куплю
тебе что-нибудь не то… Как расценить эти 200
долларов? Это подарок или плата за услугу? Все
зависит от того, как вы этот факт
интерпретируете.
– При этом по данным из вашего доклада
заметно, что особой «гонки подарков» не
наблюдается. Родители из разных регионов тратят
на подарки учителям сто–четыреста рублей в год.
– Когда мы говорим о 100 рублях, не надо к этим
цифрам относиться как в некой абсолютной
данности. Одни родители вообще ничего не платят
учителям, а другие приносят в школу очень
дорогостоящие вещи. 100 рублей как бы
расплываются. В этой работе мы не показывали
разброса теневых взносов. А он огромен. Вот
пример с репетиторством в вузе. За некие занятия,
например, по микроэкономике, цены меняются от 15
до 300 долларов за урок. Да-да, люди, обучающиеся в
магистратуре, готовы платить 300 долларов за
занятие! И это реальные цифры – не те, которые
предлагают, а те, которые платят.
– Опрос общественного мнения о коррупции в
образовании был анонимным. Тогда почему же
родители, подробно отвечая на многие вопросы
анкеты, отказывались отвечать на вопросы о сумме
взятки при поступлении в вуз?
– Есть темы, которые вообще неприличны.
– Почему, по-вашему, эта тема оказалась в
разряде столь неприличных, что о ней даже нельзя
говорить?
– Во-первых, она общественно осуждается.
Во-вторых, человеку неудобно говорить, что он
давал взятку за прием своего ребенка. Это
означает, что его ребенок какой-то неполноценный.
Но такое отношение характерно не только для
России. Начальники служб безопасности некоторых
европейских стран рассказывали мне, что люди
скорее готовы признаться в убийстве, чем в
коррупции.
– Разве человек, давший взятку при
поступлении своего ребенка в вуз или переводе
его из школы в школу, не может осознавать себя
жертвой коррупции? А если так, то он вправе
возмущаться, жаловаться, желать суда над
коррупционерами?
– Вправе. Но чаще всего такие люди молчат. Во всем
мире до суда доходит не более пяти процентов
раскрытых дел по коррупции. И это характерно даже
для стран, которые самым жестким образом борются
с коррупцией, например Голландии.
– Люди, опрошенные Фондом общественного
мнения, обнаружили поразительную готовность
давать взятки. При этом назывались просто
фантастические суммы. В действительности, как вы
затем подсчитали, размеры реальных теневых
выплат были гораздо скромнее. Как вы
расцениваете такое несоответствие?
– Быть готовым дать взятку и давать ее – это
разные вещи. Например, студенту можно задать
вопрос: если бы у вас было 20 тысяч долларов, вы
готовы их заплатить, чтобы легко получить диплом?
Все скажут: готовы. Но у них нет этих 20 тысяч.
Готовность – это скорее одобрение или
неодобрение собственного поступка. В некотором
смысле оценка важности данной статьи затрат. Для
людей очень важно, чтобы их дети учились в
хороших школах и престижных вузах.
– Вы подсчитали примерные суммы взяток,
которые платятся россиянами на том или ином
этапе обучения. Полученные результаты вам
кажутся убедительными?
– Эти данные не противоречат другим
оценкам. Хотя они скорее являются заниженными.
Дело в том, что нам не удается получить данные о
наиболее крупных взятках. К тому же во многих
случаях коррупция носит косвенный характер: блат
и использование служебного положения. Кроме
того, бывает коррупция спонтанная и
организованная. Коррупция при поступлении в вузы
часто носит организованный характер. Известно,
что для того, чтобы поступить в данный вуз, надо
связаться с конкретными людьми, заплатить им
соответствующую сумму. Эта сумма известна
заранее и не меняется от того, кто с деньгами
пришел: Вася или Коля. Это уже скорее рынок
коррупционных благ.
– Почему бы не обнародовать названия этих
вузов?
– Их неудобно было бы называть – не потому,
что на нас обидятся, но также и потому, что это
мнение, а не достоверный факт.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|