УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Ирина ЩЕРБАКОВА,
председатель оргкомитета конкурса
“Человек в истории. Россия – ХХ
век”
Завершился пятый конкурс исторических
работ старшеклассников страны, о котором мы
каждый год рассказываем нашим читателям. На
торжественной церемонии в начале мая призы
вручали победителям
За пять лет в “Мемориале” собрано уже
11500 исследовательских работ по истории России ХХ
века. В создание этих работ так или иначе были
вовлечены около 40000 человек, включая
родственников, учителей, добровольных
помощников.
Сквозная тема конкурса – судьба человека, судьба
семьи на фоне двадцатого столетия, и это прежде
всего перемещения и скитания – по своей, но
гораздо чаще по чужой воле – по необъятным
российским пространствам.
Что можно было взять с собой на память о прошлом,
что сохранить спецпереселенцам и
депортированным, узникам ГУЛАГа и
эвакуированным, попавшим под бомбежку и угнанным
в Германию, кроме чудом уцелевших фотографий и
документов. Какие семейные реликвии хранятся у
миллионов российских семей, когда “24 часа на
сборы и эшелоном в Сибирь”, какие ценности –
машинка “зингер”, медная ступка… Но главная и
на самом деле настоящая ценность для всех нас
только память. К этой памяти они и обращаются.
“Мы записывали дорожные разговоры наших
случайных попутчиков, нам дарили фронтовые
письма, фотографии своих близких, даже давали
читать дневники. Получилась пестрая картина из
воспоминаний, дорожных разговоров, фронтовых
писем, дневников. И за всем этим мы видели
человека – живого, страдающего…”
Только кажется, что это легко – прыгнуть
ненадолго в исторический поезд, послушать
попутчика и записать его рассказ.
11500 работ, которые составили благодаря этому
конкурсу своеобразный архив народной памяти,
свидетельствуют об обратном: путешествие по
российской истории ХХ века очень тяжелое и
небезопасное пред-
приятие:
“За эти несколько дней работы в архиве мне
пришлось столкнуться с поражающими воображение
постыдными фактами истории нашей страны.
Фактами, долгое время скрываемыми от гласности.
Сколько не-
справедливости и жестокости, и во имя чего?!
Теперь я просто обязана дойти до конца…”
Задача, которую ставили перед собой конкурсанты,
тем труднее, что наше прошлое по-прежнему
остается горячим тестом, из которого им все чаще
предлагают выпекать сладкие булочки.
Трудно не принимать на веру и старые мифы, и новые
идеологические лубки, но в лучших работах
российские школьники справляются с этой задачей.
Собраны уникальные документы, пылившиеся в
местных архивах или чудом сохраненные в семьях.
Записаны тысячи и тысячи страниц живых
воспоминаний бывших кулаков и членов их семей,
заключенных и ссыльных, солдат Великой
Отечественной, афганской и чеченской войн и
многих, многих других свидетелей и участников
исторических событий.
От конкурса к конкурсу видно, как изменяется
характер работ – школьники учатся грамотно
работать с документами, грамотно использовать
устные источники.
Полученные за пять лет работы – бесценный
материал для исследований. Конечно, главная наша
задача – пробудить в подростках интерес к
истории, но этот широкий просветительский проект
имеет и обратную сторону: мы хотим и можем узнать,
что наши дети думают.
Благодаря конкурсу мы можем в какой-то мере
понять, как, каким образом функционирует
историческая память в разных поколениях россиян,
насколько сохранилась связь между этими
поколениями, каковы представления детей о
будущем, о патриотизме, о том, что такое свое и
чужое, национальное и интернациональное.
Пристальный взгляд в прошлое меняет отношение
школьников к настоящему, у них появляется свое,
личное, продуманное и прочувствованное
отношение к тому, что происходит вокруг, и –
желание действовать, что-то изменить к лучшему.
Нам кажется, что это и есть гражданское
воспитание – главная цель нашего конкурса.
Рассказ о конкурсе читайте,
пожалуйста, в следующем номере
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|