УЧЕБНИКИ N74
Что надо знать по обществознанию
Единый государственный экзамен.
Обществознание. Эффективная подготовка / Под ред.
А.Ю.Лазебниковой.
М.: ЭКСМО, 2004;
Единый государственный экзамен.
Обществознание. Тренировочные тесты / Под ред.
А.Ю.Лазебниковой.
М.: ЭКСМО, 2004
Единый государственный экзамен,
вводимый в качестве эксперимента, – вещь новая,
для большинства учащихся и педагогов еще
малознакомая. Эксперимент был начат в 2001 году в
пяти регионах страны. В 2003 году он
распространился на 47 регионов, а число предметов
возросло до 12. Обществознание входит в их число
еще с 2001 года. В пособии, написанном группой
ученых-педагогов, отмечается, что “введение
единого экзамена позволяет восстановить
преемственность общего среднего, среднего
специального и высшего образования, утраченную в
последние десятилетия. Единство требований к
выпускнику и абитуриенту в рамках ЕГЭ облегчает
доступ к высшему образованию, особенно учащимся
сельских школ, дальних регионов страны”. В
России тесты на экзаменах использовали еще в 1920-е
годы. Были разработаны и применялись тесты по
обществоведению, природоведению, счету, решению
задач, знанию географической карты, правописанию
и пониманию прочитанного. Однако в 1936 году, когда
устройство советской школы вернулось к
дореволюционному германскому образцу, все
эксперименты по тестированию были оставлены на
целых полвека. Сейчас тестирование широко
распространено в школах Европы и Северной
Америки, и Россия постепенно включается в этот
процесс. В книге, посвященной ЕГЭ по
обществознанию, особо отмечается, что “цели
обществоведческой подготовки включают не только
усвоение знаний и овладение умениями (я, правда,
раньше думал, что слово “умение” существует
лишь в единственном числе), развитие мышления, но
и воспитание учащихся, формирование у них
системы ценностей”. При этом делается оговорка,
что проверка “блока воспитательных целей”, к
которому отнесены гражданственность,
патриотизм, уважение к праву, готовность
следовать нравственным нормам, не входит в
задачу ЕГЭ. Однако здесь же подчеркивается, что
“в ряде проверочных заданий опосредованно
присутствует ценностная составляющая. Есть
задания, требующие высказать свое отношение к
приведенным фактам, представленным точкам
зрения. Но при этом оценивается не собственно
позиция отвечающего (согласие или неприятие), а
характер и глубина ее аргументации”. Замечу, что,
например, такие понятия, как
“гражданственность” и “патриотизм”,
представителями различных политических или
философских направлений трактуются по-разному, и
здесь есть большой риск, что оценка “глубины
аргументации” будет сильно зависеть от позиции
экзаменатора. В этом отношении ЕГЭ должен быть по
возможности объективным, и вопросы и задания
должны быть выстроены таким образом, чтобы
результаты экзамена не зависели от субъективной
позиции экзаменатора. В обществознании это
особенно важно.
Как полагают авторы пособия, “эссе по
обществознанию находится в контексте задания,
если: оно соответствует базовой науке, к которой
отнесена конкретная проблема; автор грамотно, с
опорой на знания, полученные при изучении
обществоведческого курса, определяет
относительно узкий круг подлежащих рассмотрению
вопросов; ясно выражено и аргументировано
собственное понимание проблемы и отношение к
ней; использованные термины, понятия, обобщения,
факты, примеры корректны и относятся к
конкретной, ставшей предметом анализа
проблеме”. В общем, эти критерии справедливы, но
только надо помнить, что гуманитарные науки
принципиально неточны, а их предметы расплывчато
и нередко переходят один в другой или с трудом
делятся между несколькими науками. Кроме того,
надо учитывать, что приведенные критерии имеют
различный вес. Одно собственное оригинальное
понимание проблемы может перевесить все
остальное.
Если же обратиться к предлагаемой системе
тестов, то можно отметить, что там учащимся
предлагается выбор ответов, иной раз сводящийся
к банальностям и общим местам. Например,
предлагается определить, верны ли следующие
суждения об обществе: а) общество является
развивающейся системой и б) общество как
динамическая система характеризуется
неизменностью частей и связей между ними. Первое
банально и верно. Второе сложно и неверно из-за
очевидной внутренней несуразицы в самом
высказывании – динамичная система не может
характеризоваться неизменностью связей между
частями. Тем самым у учащегося практически
подрывается доверие к небанальным суждениям об
обществе. Очевидно, что вопросы должны быть более
корректными. А вот вопрос о том, почему в 60-е и 70-е
годы XX века уменьшилось число детей в семье,
вполне корректен, и все четыре варианта ответа
являются правильными и по условиям задания
суммируются в баллах. Здесь названы четыре
причины: рост занятости женщин, рост числа женщин
с высшим образованием, повышение требований к
уровню и комфорту жизни и повышение уровня
государственного социального обеспечения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|