УЧЕБНИКИ N74
Петр ЗАКЛИНСКИЙ,
кандидат философских наук
Новое Возрождение
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.
Боги и герои Древней Греции. –
М.: Слово / Slovo, 2002. – 280 с.
У каждой эпохи есть свое
Средневековье…” Ностальгическое обращение к
романтическому Прошлому – не редкость в истории.
И сейчас это ощущается вновь. Тоска по прошлому
проникла в массовое сознание: все больше и больше
людей обращаются, например, к классической
литературе XIX века. И хотя ясно, что такие времена
периодически наступают и проходят, все же быть
свидетелем пусть и очередного, но возрождения
человеку дается нечасто.
Книга Алексея Федоровича Лосева и Азы Алибековны
Тахо-Годи не нова и уж тем более создана не в
угоду сегодняшней ностальгии. Свидетельством
последней является как раз само обращение к
созданному ранее тексту.
Античная эпоха – особая и будет таковой всегда
для любого сознания. Древнегреческая культура
звучащего слова стала теперь для нас культурой
зрительных образов: архитектура
(“величественные развалины”) и скульптура – то,
что в первую очередь ассоциируется у нас с
Древней Грецией. А этот зрительный ряд
воздействует на чувства и эмоции, и даже незнание
истории не мешает людям восхищаться Античностью.
Воздействие становится еще сильнее, когда
произведения искусства сопровождает мифология.
И хотя жизнь в мифе как особое состояние сознания
нам недоступна (мы начали познавать миф только с
момента его разложения на ритуал и сказание), все
же романтическое сердцебиение при
соприкосновении с прекрасным прошлым знакомо
практически каждому.
В книге “Боги и герои Древней Греции”
гармонично соединено воздействие зрительных
образов и лаконичного изложения сути
мифологических представлений. Книга богато
иллюстрирована – без этого никак нельзя: не
будет духа Античности, ведь для древнегреческой
дохристианской культуры бестелесной реальности
не существует, весь мир телесен (архитектура и
скульптура – телесность и протяженность). Гомер
не видел мира, но грек должен видеть Гомера –
образ должен быть осязаем, нужен скульптурный
портрет.
Вообще обращение к проблеме восприятия жизни
сознанием для историко-философских произведений
– большая редкость, и то, что мы видим на
страницах данной книги посвященные этому строки,
еще раз подчеркивает профессионализм авторов.
Уже в самом начале они обращают внимание на то,
что такая проблема возникла на заре
человечества: “Жизнь воспринимается
первобытным сознанием в стихийном,
беспорядочно-громоздком виде, окружающее
одушевляется, населяется какими-то непонятными
слепыми силами…” (с.16).
Авторы, конечно, не предполагали, что десятилетия
спустя, уже в наше время, размышления над этой
темой приведут к возникновению грандиозного
проекта “Повседневная жизнь”, реализуемого во
многих работах. В частности, древнегреческой
теме посвящена книга Джулии Сисс и Марселя
Детьена “Повседневная жизнь греческих богов”
(М.: Мол. гвардия, 2003. – 276 с.). Это более чем смелое
исследование удивительно привлекательно: на
основе реальных литературных источников (в
основном это “Илиада” и “Одиссея”) исследуется
то, чего не было: “реальная” жизнь
несуществовавших персонажей. Следовательно,
проникновение в сознание прошедших эпох и
реконструкция создававшихся в нем образов –
возможны.
Однако вернемся к книге Лосева и Тахо-Годи.
Размышляя о Древней Греции, не следует забывать
еще одну очень важную деталь – особенности
древнегреческой религии. Вряд ли кому-то пришло
бы в голову написать повседневную жизнь Бога
Отца. В греческой религии располагает к такого
рода исследованиям не только ее
политеистическая сущность, но и отсутствие в ней
строго определенной системы культа.
Древнегреческая религия не имела законодательно
закрепленной священной истории и догматики –
здесь скорее действовала традиция (с.38).
Следовательно, древнегреческое сознание еще не
было готово к преднамеренному нарушению
традиций, раз не возникало необходимости их
законодательного закрепления (как, например,
законов Хаммурапи, которые кодифицировали, чтобы
иметь возможность предъявить их преступнику).
Так незаметно для самого читателя книга “Боги и
герои Древней Греции” уводит его в сторону,
заставляет размышлять, превращаясь из
энциклопедии, на которую она очень похожа по
структуре, в живой образ той далекой эпохи. Такие
“переоткрытия” созданного ранее далеко не
бесполезны. Особенно сейчас…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|