Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N74 
 

Петр ЗАКЛИНСКИЙ,
кандидат философских наук

Новое Возрождение

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Боги и герои Древней Греции. –

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.
Боги и герои Древней Греции. –
М.: Слово / Slovo, 2002. – 280 с.

У каждой эпохи есть свое Средневековье…” Ностальгическое обращение к романтическому Прошлому – не редкость в истории. И сейчас это ощущается вновь. Тоска по прошлому проникла в массовое сознание: все больше и больше людей обращаются, например, к классической литературе XIX века. И хотя ясно, что такие времена периодически наступают и проходят, все же быть свидетелем пусть и очередного, но возрождения человеку дается нечасто.
Книга Алексея Федоровича Лосева и Азы Алибековны Тахо-Годи не нова и уж тем более создана не в угоду сегодняшней ностальгии. Свидетельством последней является как раз само обращение к созданному ранее тексту.
Античная эпоха – особая и будет таковой всегда для любого сознания. Древнегреческая культура звучащего слова стала теперь для нас культурой зрительных образов: архитектура (“величественные развалины”) и скульптура – то, что в первую очередь ассоциируется у нас с Древней Грецией. А этот зрительный ряд воздействует на чувства и эмоции, и даже незнание истории не мешает людям восхищаться Античностью. Воздействие становится еще сильнее, когда произведения искусства сопровождает мифология. И хотя жизнь в мифе как особое состояние сознания нам недоступна (мы начали познавать миф только с момента его разложения на ритуал и сказание), все же романтическое сердцебиение при соприкосновении с прекрасным прошлым знакомо практически каждому.
В книге “Боги и герои Древней Греции” гармонично соединено воздействие зрительных образов и лаконичного изложения сути мифологических представлений. Книга богато иллюстрирована – без этого никак нельзя: не будет духа Античности, ведь для древнегреческой дохристианской культуры бестелесной реальности не существует, весь мир телесен (архитектура и скульптура – телесность и протяженность). Гомер не видел мира, но грек должен видеть Гомера – образ должен быть осязаем, нужен скульптурный портрет.
Вообще обращение к проблеме восприятия жизни сознанием для историко-философских произведений – большая редкость, и то, что мы видим на страницах данной книги посвященные этому строки, еще раз подчеркивает профессионализм авторов. Уже в самом начале они обращают внимание на то, что такая проблема возникла на заре человечества: “Жизнь воспринимается первобытным сознанием в стихийном, беспорядочно-громоздком виде, окружающее одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами…” (с.16).
Авторы, конечно, не предполагали, что десятилетия спустя, уже в наше время, размышления над этой темой приведут к возникновению грандиозного проекта “Повседневная жизнь”, реализуемого во многих работах. В частности, древнегреческой теме посвящена книга Джулии Сисс и Марселя Детьена “Повседневная жизнь греческих богов” (М.: Мол. гвардия, 2003. – 276 с.). Это более чем смелое исследование удивительно привлекательно: на основе реальных литературных источников (в основном это “Илиада” и “Одиссея”) исследуется то, чего не было: “реальная” жизнь несуществовавших персонажей. Следовательно, проникновение в сознание прошедших эпох и реконструкция создававшихся в нем образов – возможны.
Однако вернемся к книге Лосева и Тахо-Годи. Размышляя о Древней Греции, не следует забывать еще одну очень важную деталь – особенности древнегреческой религии. Вряд ли кому-то пришло бы в голову написать повседневную жизнь Бога Отца. В греческой религии располагает к такого рода исследованиям не только ее политеистическая сущность, но и отсутствие в ней строго определенной системы культа. Древнегреческая религия не имела законодательно закрепленной священной истории и догматики – здесь скорее действовала традиция (с.38). Следовательно, древнегреческое сознание еще не было готово к преднамеренному нарушению традиций, раз не возникало необходимости их законодательного закрепления (как, например, законов Хаммурапи, которые кодифицировали, чтобы иметь возможность предъявить их преступнику).
Так незаметно для самого читателя книга “Боги и герои Древней Греции” уводит его в сторону, заставляет размышлять, превращаясь из энциклопедии, на которую она очень похожа по структуре, в живой образ той далекой эпохи. Такие “переоткрытия” созданного ранее далеко не бесполезны. Особенно сейчас…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru